Решение по делу № 33-7132/2024 от 23.05.2024

УИД 59RS0008-01-2023-003459-60

Дело № 33-7132/2024

Судья Толкушенкова Е.Ю.

А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

г. Пермь 04 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,

судей Мухтаровой И.А., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-516/2024 (№ 2-4638/2023) по иску Ладейщиковой Алевтины Николаевны к Администрации Пермского муниципального округа о включении периода работы в трудовой стаж,

по апелляционной жалобе Ладейщиковой Алевтины Николаевны на решение Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя истца Уткина С.Г., представителя ответчика Титовой Я.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ладейщикова А.Н. обратилась в суд с иском с учетом его уточнения к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости, включить в льготный стаж период работы, выплатить разницу недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года, взыскать компенсацию морального вреда. В обоснование иска указала, что 20.04.1998 Ладейщикова А.Н. была назначена переводом на муниципальную должность Главы Мостовской сельской администрации на основании постановления Главы МСУ П. от 20.04.1998 за № 6-К. Проработала до 05.12.2005. 06.12.2005 была избрана Главой Мостовского сельского поселения на основании Решения Совета депутатов за № 2 от 26.10.2005. Работала Главой до 17.10.2008, то есть до объединения двух территорий – Мостовского и Двуреченского с/п на основании Закона Пермского края за № 269-ПК «Об объединении двух территорий». Считает, что стаж работы истца на должности Главы администрации должен исчисляться за эти два периода, то есть с 20.04.1998 по 05.12.2005 и с 06.12.2005 по 17.10.2008. Таким образом, за два периода стаж трудовой как Главы равен 10 годам 5 месяцам 28 дням (более 10 лет). Следовательно, администрация Пермского муниципального округа Пермского края нарушает содержания Закона ПК от 09.12.2009 № 546-ПК, в котором обозначено, что должен вестись расчет надбавки к трудовой пенсии из расчета 75% денежного содержания Главы, а не 55%, как это было сделано. Более того, расчет должен был произведен из заработной платы Главы, а не муниципальной заработной платы заместителя Главы. Расчет должен был произведен из расчета за последний год работы Главой либо из расчета денежного содержания действующего Главы, чего не сделано. Также на протяжении длительного периода времени администрация не увеличивала надбавки, не применяла повышающий коэффициент к зарплате, равно как и надбавке к пенсии. Считает, что тем самым нарушены ее законные права на протяжении 10 лет. Просила возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости в размере 75% денежного содержания Главы, включить в льготный стаж Главы период работы с 20.04.1998 по 26.10.2005, выплатить разницу недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн. рублей.

Решением Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С постановленным решением истец не согласна. В апелляционной жалобе ссылается на наличие оснований к отмене состоявшегося судебного акта. Указывает на то, что, по ее (истца) мнению, нет необходимости запрашивать и отменять решение Земского собрания Пермского района, так как истекли сроки оспаривания данных решений относительно должностей Главы администрации. Настаивает на том, что должности глав администраций были приравнены к должностям гражданской службы. С доводами представителя ответчика о том, что стаж истца в должности Главы равен только 2 годам не согласна. Должность Главы Мостовского сельского поселения была ликвидирована согласно Закона № 269-ПК от 2008 года, в связи с чем истцу пришлось исполнять работу главы в должности заместителя главы администрации в переходный период, приводя и сдавая все документы в архив на вечное хранение. Обращает внимание суда на то, что в распоряжение № 54 от 29.11.2013 было внесено изменение, словосочетание: «замещавшей должность заместителя главы администрации» заменено на «как лицу, ранее замещавшему муниципальную должность», то есть и Администрация округа и поселения признают, что истец работала Главой, но в расчет надбавки почему-то взяли денежное содержание заместителя Главы, которое в разы меньше, чем у Главы, и до сих пор этого не признают. В личном деле по надбавке к пенсии истец не ознакомлена ни с одним распоряжением относительно причитающейся надбавки, чем нарушены ее права. Действующие на период выхода истца на пенсию нормативные акты сохраняли положение о муниципальных должностях с установленными полномочиями, к этим должностям относились выборные и замещаемые.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Уткин С.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене оспариваемого судебного постановления.

Представитель ответчика Титова Я.С. полагала состоявшееся решение законным и обоснованным, выжала несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Истец Ладейщикова А.Н. в настоящее судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 1 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования. Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими.

Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края установлены Законом Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» (принят ЗС ПК 19.11.2009).

В соответствии со статьей 2 Закона № 546-ПК, лица, освобожденные от государственной должности в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями), при выходе на страховую пенсию имеют право на получение пенсии за выслугу лет в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 4 Закона № 546-ПК (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), лицу, замещавшему государственную должность, при исполнении им на постоянной основе одного полного срока полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов его месячного денежного содержания (вознаграждения) (далее – месячное денежное вознаграждение), определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

Лицу, замещавшему государственную должность, при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

При замещении лицом государственной должности менее одного полного срока полномочий вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей, ему устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов его месячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

Полным сроком полномочий считается исполнение лицом, замещавшим государственную (муниципальную) должность на постоянной основе в представительном органе, не менее 90 процентов одного полного срока полномочий представительного органа в соответствии с законом Пермского края или уставом муниципального образования.

В силу положений статьи 14 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК, гарантии лиц, замещавших государственные должности, в области пенсионного обеспечения, установленные настоящим Законом, распространяются на лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местных бюджетов устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с Законом № 546-ПК. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается муниципальными правовыми актами.

Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Двуреченском сельском поселении утвержден решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 15.02.2011 № 202 (л.д. 77).

Решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 10.08.2017 № 192 внесены изменения в решение от 15.02.2011 № 202, утвержден Порядок в новой редакции (л.д. 78, 79-93).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Пермской районной администрации № 6-к от 20.04.1998 Ладейщикова А.Н. назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации, с 20.04.1998 заключен бессрочный трудовой договор (контракт) (л.д. 26, 27).

На основании решения Совета депутатов муниципального образования Мостовское сельское поселение от 26.10.2005 № 2 Ладейщикова А.Н. избрана главой муниципального образования Мостовское сельское поселение (л.д. 28, 29) С истцом заключен трудовой договор № ** от 06.12.2005, согласно условиям которого муниципальный служащий поступает на муниципальную должность муниципальной службы Главы администрации муниципального образования Мостовское сельское поселение, относящуюся к группе выборных должностей муниципальных должностей муниципальной службы (л.д. 30-31).

Согласно записям трудовой книжки Ладейщикова А.Н. 20.04.1998 назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации; 05.12.2005 уволена в связи с переходом на выборную должность в администрацию муниципального образования Мостовское сельское поселение (распоряжение от 05.12.2005 № 127-рк); 06.12.2005 избрана главой Мостовского сельского поселения (решение от 26.10.2005 № 2, распоряжение от 06.12.2005 № 1); 17.10.2008 переведена на муниципальную должность муниципальной службы – заместитель главы администрации (распоряжение от 03.10.2008 № 14-п); 31.12.2008 уволена в связи с истечением срока действия трудового договора (распоряжение от 26.11.2008 № 17-п) (л.д. 51-55).

Согласно пенсионному делу истца, Ладейщикова А.Н. с 01.12.2012 является получателем трудовой пенсии по старости на основании статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Общий трудовой стаж Ладейщиковой А.Н. на дату выхода на пенсию составлял 35 лет 2 мес. 22 дня, стаж на 31.12.2001 составлял 24 года 8 мес. 20 дней, стаж до 1991 года – 13 лет 8 мес. 21 день (л.д. 129-131).

19.11.2013 Ладейщикова А.Н. обратилась в администрацию Двуреченского сельского поселения с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственную должность Главы администрации (л.д. 76).

В соответствии с распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 29.11.2013 № 54 Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно 55 % месячного денежного содержания, с 01.12.2013 (л.д. 72).

Распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 09.01.2014 № 10л-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.01.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме ** рублей (л.д. 114).

Согласно распоряжению администрации Двуреченского сельского поселения от 02.04.2014 № 41-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.04.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 8 043,32 рублей (л.д. 116).

Как установлено распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 01.09.2014 № 79-р размер пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.09.2014 равен 7 785,16 рублей (л.д. 118).

В соответствии с распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 17.09.2014 № 85-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность главы Мостовского сельского поселения, с 01.10.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 2464,20 рублей (л.д. 62).

Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты Пермского муниципального района № 46 от 10.10.2014 по результатам проверки правомерности и обоснованности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Двуреченском сельском поселении, в распоряжение администрации Двуреченского сельского поселения от 29.11.2013 № 54 «Об установлении пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н.» внесены изменения: словосочетание «замещающей должность заместителя главы администрации» заменены на «как лицу, ранее замещавшему муниципальную должность» (л.д. 65-70, 71).

Согласно распоряжению администрации Двуреченского сельского поселения от 06.12.2021 № 78-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей муниципальную должность «Глава сельского поселения» с 01.01.2021 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 3475,58 рублей (л.д. 60).

Как установлено приказом заместителя Главы администрации Пермского муниципального округа от 24.01.2023 № 8 размер пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н., замещавшей муниципальную должность в органах местного самоуправления Пермского муниципального района, с 01.01.2023 равен 4351,21 рублей (л.д. 59).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав законодательство, регулирующее порядок формирования органов местного самоуправления, порядок осуществления полномочий главы органа местного самоуправления, порядок установления пенсии за выслугу лет, пришел к выводу, что период исполнения полномочий на выборной должности включается в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет. Поскольку в период с 20.04.1998 по 05.12.2005 Ладейщикова А.Н. была назначена на муниципальную должность главы администрации, которая относилась к муниципальной должности муниципальной службы, учрежденной органом местного самоуправления для обеспечения исполнения полномочий путем заключения контракта (трудового договора) и не являлась выборной муниципальной должностью, то оснований для удовлетворения исковых требований о включении в льготный стаж периода работы с 20.04.1998 по 26.10.2005 судом первой инстанции не установлено. В удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости судом первой инстанции отказано, поскольку расчет пенсии произведен верно, размер пенсии был утвержден в соответствии с решениями Совета депутатов Двуреченского сельского поселения о бюджете на плановый период путем вынесения соответствующих распоряжений органом местного самоуправления. Распоряжения об установлении пенсии за выслугу лет исполнялись, возражения на ранее вынесенные в отношении Ладейщиковой А.Н. решения истцом не заявлялись, приказы и распоряжения не оспаривались. Исковые требования о выплате разницы недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года, взыскании компенсации морального вреда, являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых судом отказано, в связи с чем оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с постановленным судом первой инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании истцом норм материального права.

Законодательство различает понятия муниципальные должности и должности муниципальной службы. Это следует из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 6 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно части 6 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Должность главы муниципального образования является муниципальной должностью, выборной должностью.

Должность главы администрации муниципального образования является должностью муниципальной службы, на которую лицо назначается, а не избирается.

В период с 26.04.1998 по 26.10.2005 Ладейщикова А.Н. была назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации (л.д. 26).

С 06.12.2005 по 17.10.2008 истец была избрана на должность главы муниципального образования Мостовское сельское поселение (л.д. 29, 53-54).

Согласно пункту 1 раздела 1 Порядка установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Двуреченском сельском поселении, лицом, замещавшим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления Двуреченского сельского поселения (л.д. 79).

Таким образом, в расчет пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н. подлежит учету только период ее работы в выборной должности – главы муниципального образования Мостовское сельское поселение: 06.12.2005 по 17.10.2008.

В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что период работы истца в должности главы Мостовской сельской администрации с 26.04.1998 по 26.10.2005 в расчет установления пенсии за выслугу лет не принимается.

В соответствии со статьей 4 Закона № 546-ПК истцу установлена пенсия за выслугу лет в размере 55% месячного денежного содержания (л.д. 72, 73).

Оснований для удовлетворения исковых требований об установлении Ладейщиковой А.Н. пенсии за выслугу лет в размере 75% месячного денежного содержания суд первой инстанции обоснованно не установил, поскольку Ладейщикова А.Н. исполняла полномочия главы муниципального образования на постоянной основе не более одного полного срока полномочий (статья 4 Закона № 546-ПК).

Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений, допущенных при назначении истцу пенсии за выслугу лет.

Доводы апеллянта о том, что Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» на момент выхода истца на пенсию сохранял положения о муниципальных должностях с установленными полномочиями, к этим должностям относились выборные должности и замещаемые, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный Федеральный закон утратил силу 31.05.2007 и не действовал к моменту выхода Ладейщиковой А.Н. на пенсию.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции апеллянта в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах и не влекут отмену оспариваемого судебного акта. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судом норм права.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ладейщиковой Алевтины Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2024 года.

УИД 59RS0008-01-2023-003459-60

Дело № 33-7132/2024

Судья Толкушенкова Е.Ю.

А п е л л я ц и о н н о е о п р е д е л е н и е

г. Пермь 04 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,

судей Мухтаровой И.А., Букатиной Ю.П.,

при ведении протокола при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-516/2024 (№ 2-4638/2023) по иску Ладейщиковой Алевтины Николаевны к Администрации Пермского муниципального округа о включении периода работы в трудовой стаж,

по апелляционной жалобе Ладейщиковой Алевтины Николаевны на решение Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя истца Уткина С.Г., представителя ответчика Титовой Я.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ладейщикова А.Н. обратилась в суд с иском с учетом его уточнения к Администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости, включить в льготный стаж период работы, выплатить разницу недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года, взыскать компенсацию морального вреда. В обоснование иска указала, что 20.04.1998 Ладейщикова А.Н. была назначена переводом на муниципальную должность Главы Мостовской сельской администрации на основании постановления Главы МСУ П. от 20.04.1998 за № 6-К. Проработала до 05.12.2005. 06.12.2005 была избрана Главой Мостовского сельского поселения на основании Решения Совета депутатов за № 2 от 26.10.2005. Работала Главой до 17.10.2008, то есть до объединения двух территорий – Мостовского и Двуреченского с/п на основании Закона Пермского края за № 269-ПК «Об объединении двух территорий». Считает, что стаж работы истца на должности Главы администрации должен исчисляться за эти два периода, то есть с 20.04.1998 по 05.12.2005 и с 06.12.2005 по 17.10.2008. Таким образом, за два периода стаж трудовой как Главы равен 10 годам 5 месяцам 28 дням (более 10 лет). Следовательно, администрация Пермского муниципального округа Пермского края нарушает содержания Закона ПК от 09.12.2009 № 546-ПК, в котором обозначено, что должен вестись расчет надбавки к трудовой пенсии из расчета 75% денежного содержания Главы, а не 55%, как это было сделано. Более того, расчет должен был произведен из заработной платы Главы, а не муниципальной заработной платы заместителя Главы. Расчет должен был произведен из расчета за последний год работы Главой либо из расчета денежного содержания действующего Главы, чего не сделано. Также на протяжении длительного периода времени администрация не увеличивала надбавки, не применяла повышающий коэффициент к зарплате, равно как и надбавке к пенсии. Считает, что тем самым нарушены ее законные права на протяжении 10 лет. Просила возложить обязанность на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости в размере 75% денежного содержания Главы, включить в льготный стаж Главы период работы с 20.04.1998 по 26.10.2005, выплатить разницу недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 млн. рублей.

Решением Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С постановленным решением истец не согласна. В апелляционной жалобе ссылается на наличие оснований к отмене состоявшегося судебного акта. Указывает на то, что, по ее (истца) мнению, нет необходимости запрашивать и отменять решение Земского собрания Пермского района, так как истекли сроки оспаривания данных решений относительно должностей Главы администрации. Настаивает на том, что должности глав администраций были приравнены к должностям гражданской службы. С доводами представителя ответчика о том, что стаж истца в должности Главы равен только 2 годам не согласна. Должность Главы Мостовского сельского поселения была ликвидирована согласно Закона № 269-ПК от 2008 года, в связи с чем истцу пришлось исполнять работу главы в должности заместителя главы администрации в переходный период, приводя и сдавая все документы в архив на вечное хранение. Обращает внимание суда на то, что в распоряжение № 54 от 29.11.2013 было внесено изменение, словосочетание: «замещавшей должность заместителя главы администрации» заменено на «как лицу, ранее замещавшему муниципальную должность», то есть и Администрация округа и поселения признают, что истец работала Главой, но в расчет надбавки почему-то взяли денежное содержание заместителя Главы, которое в разы меньше, чем у Главы, и до сих пор этого не признают. В личном деле по надбавке к пенсии истец не ознакомлена ни с одним распоряжением относительно причитающейся надбавки, чем нарушены ее права. Действующие на период выхода истца на пенсию нормативные акты сохраняли положение о муниципальных должностях с установленными полномочиями, к этим должностям относились выборные и замещаемые.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Уткин С.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на отмене оспариваемого судебного постановления.

Представитель ответчика Титова Я.С. полагала состоявшееся решение законным и обоснованным, выжала несогласие с доводами апелляционной жалобы.

Истец Ладейщикова А.Н. в настоящее судебное заседание не явилась, извещена, ходатайств об отложении дела не заявляла.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 1 Закона Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК «О муниципальной службе в Пермском крае» установлено, что лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования. Лица, замещающие муниципальные должности, не являются муниципальными служащими.

Условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края установлены Законом Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края» (принят ЗС ПК 19.11.2009).

В соответствии со статьей 2 Закона № 546-ПК, лица, освобожденные от государственной должности в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно (за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями), при выходе на страховую пенсию имеют право на получение пенсии за выслугу лет в случаях и порядке, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 4 Закона № 546-ПК (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), лицу, замещавшему государственную должность, при исполнении им на постоянной основе одного полного срока полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 55 процентов его месячного денежного содержания (вознаграждения) (далее – месячное денежное вознаграждение), определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

Лицу, замещавшему государственную должность, при исполнении им на постоянной основе более одного полного срока полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

При замещении лицом государственной должности менее одного полного срока полномочий вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению должностных обязанностей, ему устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов его месячного денежного вознаграждения, определенного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности.

Полным сроком полномочий считается исполнение лицом, замещавшим государственную (муниципальную) должность на постоянной основе в представительном органе, не менее 90 процентов одного полного срока полномочий представительного органа в соответствии с законом Пермского края или уставом муниципального образования.

В силу положений статьи 14 Закона Пермского края от 09.12.2009 № 546-ПК, гарантии лиц, замещавших государственные должности, в области пенсионного обеспечения, установленные настоящим Законом, распространяются на лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, за счет средств местных бюджетов устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с Законом № 546-ПК. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается муниципальными правовыми актами.

Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Двуреченском сельском поселении утвержден решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 15.02.2011 № 202 (л.д. 77).

Решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 10.08.2017 № 192 внесены изменения в решение от 15.02.2011 № 202, утвержден Порядок в новой редакции (л.д. 78, 79-93).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением Пермской районной администрации № 6-к от 20.04.1998 Ладейщикова А.Н. назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации, с 20.04.1998 заключен бессрочный трудовой договор (контракт) (л.д. 26, 27).

На основании решения Совета депутатов муниципального образования Мостовское сельское поселение от 26.10.2005 № 2 Ладейщикова А.Н. избрана главой муниципального образования Мостовское сельское поселение (л.д. 28, 29) С истцом заключен трудовой договор № ** от 06.12.2005, согласно условиям которого муниципальный служащий поступает на муниципальную должность муниципальной службы Главы администрации муниципального образования Мостовское сельское поселение, относящуюся к группе выборных должностей муниципальных должностей муниципальной службы (л.д. 30-31).

Согласно записям трудовой книжки Ладейщикова А.Н. 20.04.1998 назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации; 05.12.2005 уволена в связи с переходом на выборную должность в администрацию муниципального образования Мостовское сельское поселение (распоряжение от 05.12.2005 № 127-рк); 06.12.2005 избрана главой Мостовского сельского поселения (решение от 26.10.2005 № 2, распоряжение от 06.12.2005 № 1); 17.10.2008 переведена на муниципальную должность муниципальной службы – заместитель главы администрации (распоряжение от 03.10.2008 № 14-п); 31.12.2008 уволена в связи с истечением срока действия трудового договора (распоряжение от 26.11.2008 № 17-п) (л.д. 51-55).

Согласно пенсионному делу истца, Ладейщикова А.Н. с 01.12.2012 является получателем трудовой пенсии по старости на основании статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Общий трудовой стаж Ладейщиковой А.Н. на дату выхода на пенсию составлял 35 лет 2 мес. 22 дня, стаж на 31.12.2001 составлял 24 года 8 мес. 20 дней, стаж до 1991 года – 13 лет 8 мес. 21 день (л.д. 129-131).

19.11.2013 Ладейщикова А.Н. обратилась в администрацию Двуреченского сельского поселения с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему государственную должность Главы администрации (л.д. 76).

В соответствии с распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 29.11.2013 № 54 Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, установлена пенсия за выслугу лет, составляющая суммарно 55 % месячного денежного содержания, с 01.12.2013 (л.д. 72).

Распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 09.01.2014 № 10л-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.01.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме ** рублей (л.д. 114).

Согласно распоряжению администрации Двуреченского сельского поселения от 02.04.2014 № 41-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.04.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 8 043,32 рублей (л.д. 116).

Как установлено распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 01.09.2014 № 79-р размер пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность заместителя главы администрации Двуреченского сельского поселения, с 01.09.2014 равен 7 785,16 рублей (л.д. 118).

В соответствии с распоряжением администрации Двуреченского сельского поселения от 17.09.2014 № 85-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей должность главы Мостовского сельского поселения, с 01.10.2014 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 2464,20 рублей (л.д. 62).

Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты Пермского муниципального района № 46 от 10.10.2014 по результатам проверки правомерности и обоснованности назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Двуреченском сельском поселении, в распоряжение администрации Двуреченского сельского поселения от 29.11.2013 № 54 «Об установлении пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н.» внесены изменения: словосочетание «замещающей должность заместителя главы администрации» заменены на «как лицу, ранее замещавшему муниципальную должность» (л.д. 65-70, 71).

Согласно распоряжению администрации Двуреченского сельского поселения от 06.12.2021 № 78-р Ладейщиковой А.Н., замещавшей муниципальную должность «Глава сельского поселения» с 01.01.2021 утвержден размер пенсии за выслугу лет в сумме 3475,58 рублей (л.д. 60).

Как установлено приказом заместителя Главы администрации Пермского муниципального округа от 24.01.2023 № 8 размер пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н., замещавшей муниципальную должность в органах местного самоуправления Пермского муниципального района, с 01.01.2023 равен 4351,21 рублей (л.д. 59).

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав законодательство, регулирующее порядок формирования органов местного самоуправления, порядок осуществления полномочий главы органа местного самоуправления, порядок установления пенсии за выслугу лет, пришел к выводу, что период исполнения полномочий на выборной должности включается в страховой стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, а также пенсии за выслугу лет. Поскольку в период с 20.04.1998 по 05.12.2005 Ладейщикова А.Н. была назначена на муниципальную должность главы администрации, которая относилась к муниципальной должности муниципальной службы, учрежденной органом местного самоуправления для обеспечения исполнения полномочий путем заключения контракта (трудового договора) и не являлась выборной муниципальной должностью, то оснований для удовлетворения исковых требований о включении в льготный стаж периода работы с 20.04.1998 по 26.10.2005 судом первой инстанции не установлено. В удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет надбавки к трудовой пенсии по старости судом первой инстанции отказано, поскольку расчет пенсии произведен верно, размер пенсии был утвержден в соответствии с решениями Совета депутатов Двуреченского сельского поселения о бюджете на плановый период путем вынесения соответствующих распоряжений органом местного самоуправления. Распоряжения об установлении пенсии за выслугу лет исполнялись, возражения на ранее вынесенные в отношении Ладейщиковой А.Н. решения истцом не заявлялись, приказы и распоряжения не оспаривались. Исковые требования о выплате разницы недоплаченной суммы социальной надбавки к пенсии по старости за последние 3 года, взыскании компенсации морального вреда, являются производными от первоначальных, в удовлетворении которых судом отказано, в связи с чем оснований для удовлетворения указанных требований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с постановленным судом первой инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании истцом норм материального права.

Законодательство различает понятия муниципальные должности и должности муниципальной службы. Это следует из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 6 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно части 6 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Должность главы муниципального образования является муниципальной должностью, выборной должностью.

Должность главы администрации муниципального образования является должностью муниципальной службы, на которую лицо назначается, а не избирается.

В период с 26.04.1998 по 26.10.2005 Ладейщикова А.Н. была назначена переводом на муниципальную должность главы Мостовской сельской администрации (л.д. 26).

С 06.12.2005 по 17.10.2008 истец была избрана на должность главы муниципального образования Мостовское сельское поселение (л.д. 29, 53-54).

Согласно пункту 1 раздела 1 Порядка установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности в Двуреченском сельском поселении, лицом, замещавшим муниципальную должность, является, в том числе, выборное должностное лицо местного самоуправления Двуреченского сельского поселения (л.д. 79).

Таким образом, в расчет пенсии за выслугу лет Ладейщиковой А.Н. подлежит учету только период ее работы в выборной должности – главы муниципального образования Мостовское сельское поселение: 06.12.2005 по 17.10.2008.

В связи с изложенным, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что период работы истца в должности главы Мостовской сельской администрации с 26.04.1998 по 26.10.2005 в расчет установления пенсии за выслугу лет не принимается.

В соответствии со статьей 4 Закона № 546-ПК истцу установлена пенсия за выслугу лет в размере 55% месячного денежного содержания (л.д. 72, 73).

Оснований для удовлетворения исковых требований об установлении Ладейщиковой А.Н. пенсии за выслугу лет в размере 75% месячного денежного содержания суд первой инстанции обоснованно не установил, поскольку Ладейщикова А.Н. исполняла полномочия главы муниципального образования на постоянной основе не более одного полного срока полномочий (статья 4 Закона № 546-ПК).

Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений, допущенных при назначении истцу пенсии за выслугу лет.

Доводы апеллянта о том, что Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» на момент выхода истца на пенсию сохранял положения о муниципальных должностях с установленными полномочиями, к этим должностям относились выборные должности и замещаемые, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанный Федеральный закон утратил силу 31.05.2007 и не действовал к моменту выхода Ладейщиковой А.Н. на пенсию.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права, аналогичны позиции апеллянта в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, сводятся, по сути, к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах и не влекут отмену оспариваемого судебного акта. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судом норм права.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Индустриального районного суда г. Перми от 01.04.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ладейщиковой Алевтины Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2024 года.

33-7132/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ладейщикова Алевтина Николаевна
Ответчики
Администрация Пермского муниципального округа
Другие
Прокуратура Пермского района
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.05.2024Передача дела судье
04.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2024Передано в экспедицию
04.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее