Дело 2-1142/2024
УИД 04RS0008-01-2024-001669-31
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 октября 2024 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Тютриной С.Н., при помощнике Шолойко О.А., с участием помощника прокурора Заиграевского района Республики Бурятия Эрдыниевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Шабурское» об обязании создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Заиграевского района Республики Бурятия обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования сельского поселения «Шабурское» об обязании в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО СП «Шабурское».
Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной прокуратурой Заиграевского района проверки исполнения законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов, установлено непринятие администрацией муниципального образования сельское поселение «Шабурское» мер по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Отсутствие организованных мест сбора твердых коммунальных отходов ведет к образованию несанкционированных свалок отходов, в том числе в населенных пунктах, влечет угрозу срыва деятельности регионального оператора, нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, интересов государства в экологической сфере.
Представитель истца – помощник прокурора Заиграевского района Эрдыниева С.А. иск и доводы, в его обоснование поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика, представители третьих лиц- Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, ООО «ЭкоАльянс» в судебное заседание не явились, извещены о судебном заседании.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела прокуратурой Заиграевского района Республики Бурятия проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения твердых коммунальных отходов.
Проверкой выявлено, что на территории МО СП «Шабурское» имеется потребность в оборудовании контейнерных площадок и контейнеров.
Администрацией МО СП «Шабурское» надлежащие меры к оборудованию контейнерных площадок и контейнеров не принимаются.
Согласно информации АМО СП «Шабурское» на территории поселения находится 1 площадка накопления ТКО по <адрес>, что не отвечает потребности, которая определена в количестве 16 штук мест накопления ТКО и 31 контейнера в соответствии с приложением 6.24 к Территориальной схеме в области в обращения с отходам, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 02.08.2022 г. № 295-ПР.
Закрепление за поселением обязанности участвовать в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) ТКО означает осуществление данным муниципальным образованием на его территории всех полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пунктам 1,2 статьи 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации. Сброс отходов в почву запрещается.
Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст. 8 ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 13.4. Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу части 2 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» на территории поселений накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений.
Согласно пункту 2.6. Постановления Правительства Республики Бурятии от 22.08.2016 № 393 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия», ответственность за приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов несут: органы местного самоуправления в границах муниципальных образований, за исключением случаев, указанных в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е" настоящего пункта.
Согласно требованиям, СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Требования к размещению контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, их обустройству, количеству и т.п. предусмотрены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные нормативно-правовые акты, установленные по делу обстоятельства, и оценив представленные доказательства, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворении.
Возложение обязанности по созданию и обустройству контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на администрацию поселения является правильным, поскольку закрепление за поселениями законом субъекта Российской Федерации собственного вопроса местного значения по участию в организации деятельности по накоплению ТКО предполагает осуществление данными муниципальными образованиями на их территории соответствующего объема полномочий, перечисленных в пункте 1 статьи 8 Закона №89-ФЗ.
В результате допущенного бездействия, в указанном поселении при отсутствии оборудованных контейнерных площадок для ТКО, появляются свалки, либо значительно увеличивается размер площади санкционированных свалок, в подтверждение чего, прокурором в обоснование своей позиции по делу, представлено заключение Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования по результатам выездного обследования от 07.11.2023 г.
Суд полагает, что срок исполнения решения суда в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в части возложения определенных обязанностей на администрацию муниципального образования сельского поселения, заявленный истцом, является разумным, необходимым и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197,233,234 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «Шабурское» об обязании создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Шабурское» в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда создать и обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования сельское поселение «Шабурское».
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись С.Н. Тютрина
Решение в окончательной форме принято 09.10.2024 года.
Копия верна: Судья С.Н. Тютрина