Судья Глейдман А.А. УИД 16RS0041-01-2022-002207-22
Дело № 2-1104/2022
Дело № 33-3963/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 марта 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Муртазина А.И.,
при секретаре Нигматзяновой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Бердникова Эдуарда Анатольевича на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2022 года, которым отказано в удовлетворении иска Бердникова Эдуарда Анатольевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный страховой стаж и признании права на досрочную страховую пенсию.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бердников Э.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – ОПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию в порядке суммирования стажа на соответствующих видах работ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 31 декабря 2020 года он обратился в ОПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, полагая, что с достижением возраста 50 лет, он, как проработавший в районах Крайнего Севера на работах с тяжелыми условиями труда, имеет право на досрочную страховую пенсию в порядке, предусмотренном статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», поскольку на момент обращения в пенсионный орган им выработан необходимый страховой и специальный стаж по обоим соответствующим видам работ. Однако решениями ответчика от 28 января 2022 года № 1003960/21/64 и от 24 августа 2022 года № 1003960/21/524 в назначении пенсии на льготных основаниях ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности специального стажа.
С данным отказом Бердников Э.А. не согласен, полагает, что из указанного стажа ответчиком неправомерно исключены периоды его работы в должности оператора по добыче нефти в цехе внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений в ПО «Эколог» ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» с 9 августа 1994 года по 28 ноября 1995 года (03 года 01 месяц 12 дней) и с 26 марта 1996 года по 16 января 1998 года (01 год 09 месяцев 21 день). По изложенным основаниям, уточнив и дополнив заявленные требования, истец просил суд признать решение ответчика от 24 августа 2022 года № 003960/21/524 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии частично незаконным, возложив на ответчика обязанность по включению приведенных выше периодов работы с 9 августа 1994 года по 28 ноября 1995 года и с 26 марта 1996 года по 16 января 1998 года (01 год 09 месяцев 21 день) в должности оператора по добыче нефти в цехе внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений в ПО «Эколог» ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь» в стаж на соответствующих видах работ и назначению ему досрочной пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебном заседании Бердников Э.А. и его представитель адвокат Кашапова Г.С. уточненные и дополненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ОПФР в суд не явился, в представленном суду отзыве заявленные исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Бердников Э.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и представленных доказательств. Заявитель полагает, что в основу принятия решения при оценке указанных спорных периодов должны быть положены записи в его трудовой книжке, вышеуказанная архивная справка, а также запрошенные судом иные архивные документы, которыми факт его занятости по условиям, предусмотренным Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР за № 10 от 26 января 1991 года по разделу XII код позиции 2130200а-15824 (операторы по добыче нефти и газа) подтверждается. Безусловно принимаемая в качестве доказательства по настоящему спору справка, уточняющая особые условия труда, не может быть представлена, так как на момент рассмотрения настоящего дела предприятие, в котором проходила трудовая деятельность истца в спорные периоды, ликвидировано.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2023 года произведена замена ответчика государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан его правопреемником – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОСФ по РТ).
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. От ответчика ОСФ по РТ поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (часть 2 статьи 32).
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 – 10 и 16 – 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Из материалов дела следует, что 30 ноября 2021 года Бердников Э.А., 23 декабря 1970 года рождения, обратился в ОПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой в тяжелых условиях труда.
Решением ответчика от 28 января 2022 года № 1003960/21/64 в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2. При этом в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не были включены периоды работы с 9 августа 1994 года по 28 ноября 1995 года и с 26 марта 1996 года по 16 января 1998 года в должности оператора по добыче нефти в цехе внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений в ПО «Эколог» ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь».
24 августа 2022 года ответчиком ОПФР также было принято решение № 1003960/21/524 об отказе истцу в назначении досрочной пенсии по указанным выше основаниям в связи с отсутствие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ по Списку № 2, в который в бесспорном порядке было включено 5 лет 1 месяцев 1 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 18 лет 1 месяц 7 дней. При этом указанные выше спорные периоды работы истца в его специальный стаж работы в тяжелых условиях труда ответчиком включены не были.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.Доводы апелляционной жалобы о незаконном не включении в стаж периодов работы с 9 августа 1994 года по 28 ноября 1995 года и с 26 марта 1996 года по 16 января 1998 года в должности оператора по добыче нефти в цехе внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений в ПО «Эколог» ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь», не может служить основанием для отмены
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Подпунктом «б» пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда – Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», а также Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее также Список № 2), – для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, в разделе XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подразделе 1 «Бурение», предусмотрены пенсионные льготы операторам по добыче нефти и газа (2130200а-15824).
В спорные периоды действовал именно этот Список № 2 от 1991 года.
Исчисление периодов работы, а также порядок подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила), Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Согласно пункту 4 названных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с положениями пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года № 258н (далее – Порядок), периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат обязательному подтверждению.
При этом пунктом 4 данного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить – период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 8 августа 1994 года он был принят на работу в порядке перевода оператором по добыче нефти 3 разряда цеха ВПС и ОНЗ для работы вахтово-экспедиционным методом в районах приравненных к Крайнему Северу (цех внутрипромыслового сбора и очистки и нефтяных загрязнений № 1), 29 ноября 1995 года переведен слесарем по ремонту технологических установок 3 разряда на базу производственного обслуживания, далее 26 марта 1996 года переведен оператором по добыче нефти 3 разряда в цех внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений № 1 и проработал в указанной должности по 16 января 1998 года.
Из представленной в материалах дела архивной справки от <дата> года № ...., выданной архивным фондом ТПП «Лангепаснефтегаз», следует, что Бердников Э.А. работал полный рабочий день в Производственном управлении «Эколог» Территориально-производственного предприятия «Лангепаснефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» с 8 августа 1994 года (приказ от <дата> года № ....) в качестве оператора по добыче нефти 3 разряда цеха внутрипромысловогосбора и очистки нефтяных загрязнений по вахтово-экспедиционному методу организации работ, с полным рабочим днем, с обязательной отработкой нормального количества рабочих часов, установленных законодательством; с 29 ноября 1995 года (приказ от <дата> года № .... в качестве слесаря-ремонтника 3 разряда базы производственного обслуживания, по тому же методу организации работ; с 26 марта 1996 года (приказ от <дата> года № ....) в качестве оператора по добыче нефти 3 разряда в цех внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений по тому же методу организации работ; 16 января 1998 года уволен по пункту 6 статьи 29 КЗоТ РФ в связи с изменениями существенных условий труда (приказ от <дата> года № ....).
Однако данная справка не содержит сведений об условиях труда, в которых истец выполнял возложенные на него трудовые обязанности в спорные периоды работы. Из буквального толкования вышеуказанной архивной справки и записей в трудовой книжке, истец работал в цеху внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений, поэтому необходимо подтверждение его работы в течение полного рабочего дня именно на объектах добычи нефти.
При таких данных, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда периодов его работы с 9 августа 1994 года по 28 ноября 1995 года и с 26 марта 1996 года по 16 января 1998 года в должности оператора по добыче нефти в цехе внутрипромыслового сбора и очистки нефтяных загрязнений в ПО «Эколог» ТПП «Лангепаснефтегаз» ООО «Лукойл-Западная Сибирь», является правильным.
Записи в трудовой книжке Бердникова Э.А., а также иные представленные суду документы, не содержат информации о его занятости в указанные периоды времени в условиях труда и в должности, предусмотренных Списком № 2, – в качестве оператора по добыче нефти и газа.
При отсутствии правовых оснований для включения в стаж работы истца в тяжелых условиях труда приведенных выше периодов его работы, а без указанных периодов работы специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на день обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган и на дату достижения возраста 50 лет составлял менее 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им требований о возложении на ответчика обязанности по назначению ему досрочной страховой пенсии.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего пенсионного законодательства и произвольном его толковании, в связи с чем не могут привести к отмене обжалуемого судебного постановления.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 23 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бердникова Эдуарда Анатольевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 13 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи