Дело N 2 – 1070/2024 УИД 76RS0022-01-2024-001141-43
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
" 15 " мая 2024
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
при секретаре Зуевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Андрея Александровича к мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, об обязании постановки на учет и внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного,
у с т а н о в и л:
Заключением межведомственной комиссии за № 16 от 07.04.2015 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэрии г. Ярославля за № 1250 от 09.07.2015 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2025 года.
Кузнецов А.А. является собственником 47/180 долей в праве общей долевой собственности на <адрес>.
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № 35 от 13.02.2024 Кузнецову А.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Кузнецов А.А. обратился в суд с иском к мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, об обязании постановки на учет и внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 46,92 кв.м. (л.д. 4 - 7).
В настоящем судебном заседании истец требования поддержал, сославшись на доводы искового заявления.
Представитель ответчиков Осипова О.А. по иску возражала, т.к. считает его необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица МКУ «Агентство по строительству г. Ярославля» в судебное заседание не явился.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав истца, его представителя Михайловскую П.А., представителя ответчиков Осипову О.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлены, а сторонами не оспаривались, следующие факты:
- Кузнецов А.А. является собственником 47/180 долей в праве общей долевой собственности на <адрес> (л.д. 11);
- заключением межведомственной комиссии за № 16 от 07.04.2015 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 63 - 65);
- постановлением мэрии г. Ярославля за № 1250 от 09.07.2015 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 2025 (л.д. 12, 13);
- распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № 35 от 13.02.2024 Кузнецову А.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 14).
В судебном заседании бесспорно установлен тот факт, что в результате пожара, случившегося 16.11.2014, поврежден двухэтажный бревенчатый многоквартирный жилой дом 1936 г. постройки. Восстановление и реконструкция МКД признаны нецелесообразным, дом определен как аварийный и подлежащий сносу.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат.
Положениями ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам, занимавшим признанное непригодным для проживания помещение также по договору социального найма.
При этом действующим законодательством предусмотрено, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке могут быть предоставлены гражданам, являвшимся собственниками этого помещения, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям ч.ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексам основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 за № 1655-О-О, такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (части 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 за № 376-О-П, от 3 ноября 2009 за № 1368-О-О).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40 часть 1). В Постановлении от 5 апреля 2007 за № 5-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституции Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статьи 40 части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Из приведенных законоположений правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Распоряжением главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № 35 от 13.02.2024 Кузнецову А.А. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Единственным основанием для отказа указано – общая стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности заявителя за учетный период 2022 превышает 30% от расчетной стоимости жилья в Ярославле.
Представитель ответчиков Осипова О.А. пояснила, что единственным имуществом истца определено спорное жилое помещение в аварийном доме, стоимость которого определялась с учетом размера кадастровой стоимости.
Вместе с тем, суд отмечает, что в судебном заседании бесспорно установлен факт уничтожения в 2014 году, в результате пожара, имущества истца в виде жилого помещения (комнаты). При этом в 2015 году признано невозможным восстановление и ремонт утраченного имущества. К настоящему времени – к 2024 году, в течение 10 лет, жилое помещение находится в брошенном жилом многоквартирном доме.
При указанных обстоятельствах оценка имущества истца в виде комнаты, не может быть определена кадастровой стоимостью.
Сторона ответчиков, в нарушении положений ст. 56 ГПК РФ, не представила в суд дополнительных доказательств, обосновывающих цену имущества истца в виде кадастровой стоимости.
Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд находит требования истца о признании распоряжения главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № 35 от 13.02.2024 незаконным обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Так как иных оснований для отказа истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма граждан, не имеется, то и требования истца, имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, об обязании постановки на учет также следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчики, возражая по иску, указали, что срок расселения, определенный к 2025 году на настоящее время не истек, что исключает обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма.
Суд критически оценивает вышеизложенный довод по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 за № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С момента вынесения постановления мэрии г. Ярославля за № 1250 от 09.07.2015 о сносе МКД и расселении прошло 8 полных лет, ни в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы (утв. Постановлением Правительства ЯО за № 224-п от 29.03.2019), ни в аналогичную муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г. Ярославля на 2019-2025 годы (утв. Постановлением мэрии г. Ярославля за № 509 от 24.04.2019), <адрес> до настоящего времени не включен.
При указанных обстоятельствах установленный в постановлении мэрии г. Ярославля за № 1250 от 09.07.2015 срок переселения граждан из аварийного жилья (<адрес>) – к 2025 году, является неразумным и необоснованным, поскольку объект опасен для жизни и здоровья граждан (и истца в том числе), что подтверждается заключением городской межведомственной комиссии за № 16 от 07.04.2015.
Ответчики, возражая по иску, указали, что предоставление истцу жилого помещения по договору социального найма, при условии, что процедура, предусмотренная положениями ст. 32 ЖК РФ, в отношении МКД за № по <адрес> не закончена, в силу закона невозможно.
Суд критически оценивает вышеизложенный довод по следующим основаниям.
Действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущим гражданам, являющимся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 апреля 2023 за № N 20-П признал части 1, 8 и 10 ст. 32 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном выше постановлении, следует, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений при применении частей 1, 8 и 10 ст. 32 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Ответчики, возражая по иску, указали, что удовлетворение требований истца об обязании внеочередного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, без прекращения его прав собственности на недвижимое имущество (комнату и доли в праве общей долевой собственности на придомовой земельный участок), приведет к неосновательному обогащению истца.
Суд критически оценивает вышеизложенный довод по следующим основаниям.
Требований о прекращении права собственности истца на жилое помещение в <адрес> в рамках настоящего гражданского дела никем не заявлялось. Данный вопрос не является обязательным при разрешении спора о признании гражданина нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению такого жилого помещения.
Наличие у истца права собственности на жилое помещение в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу и расселению, не свидетельствует о нарушении прав ответчиков, злоупотреблении правом со стороны истца. Оснований полагать, что истец имеет намерения дважды воспользоваться своими правами, основанными на факте аварийности жилого помещения, что в дальнейшем – при предоставлении ему на основании решения суда жилого помещения по договору социального найма – вопрос о прекращении права собственности истца на аварийную комнату не решится в добровольном порядке, т.к. истец не пожелает отказаться от передачи принадлежащего ему жилого помещения в <адрес> в муниципальную собственность, в настоящее время не имеется. Данные утверждения являются преждевременными, а значит необоснованными.
Требования истца об обязании внеочередного предоставления (компенсационного характера) благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению общей площадью 46,92 кв.м. по договору социального найма следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд отмечает, что отдельного признания за истцом права на получение жилого помещения по договору социального найма, для восстановления нарушенных прав, не требуется.
Истец выставил требования о возмещение судебных издержек по оплате помощи представителя в общей сумме 30 000 руб..
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно поэтому в ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Представитель истца провела консультацию, оценку спорных правоотношений, подготовила исковое заявление, участвовала в двух судебных заседаниях суда первой инстанции.
Ответчики, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представили в суд своих возражений и доказательств таковых.
Согласно положениям Инструкции «О порядке определения размера гонорара при заключении адвокатами палаты соглашения об оказании юридической помощи», утвержденной решением Совета Адвокатской палаты Ярославской области от 22.12.2022 (протокол № 8), размер гонорара составляет не менее:
- устная консультация – 1 000 руб.;
- составление несложных правовых документов – 3 000 руб.;
- за один день участия в суде первой инстанции – 8 000 руб..
При этом, согласно положениям п. 1.3. указанной выше Инструкции, время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения по соответствующему делу, вне зависимости, от длительности работы в течение дня.
С учетом сложности данной категории дела, времени рассмотрения дела, иных обстоятельств дела, суд находит в разумных пределах взыскание с ответчиков в равных долях в пользу истца денежных средств в счет оплаты помощи представителя в общей сумме 20 000 руб. (по 10 000 руб. с каждого).
В возмещении остальной части судебных издержек отказать.
В соответствии со ст.ст. 32, 51, 57 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 98, 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Кузнецова Андрея Александровича (паспорт серия <данные изъяты>) к мэрии г. Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824), территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля (ИНН 7606067599. ОГРН 1087606000294) о признании незаконным распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о признании права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, об обязании постановки на учет и внеочередного предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного удовлетворить.
Признать распоряжение главы территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля за № 35 от 13.02.2024 об отказе Кузнецову Андрею Александровичу в принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным и отменить.
Обязать территориальную администрацию Заволжского района мэрии г. Ярославля принять Кузнецова Андрея Александровича ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 28.12.2023.
Обязать мэрию г. Ярославля во внеочередном порядке предоставить Кузнецову Андрею Александровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью 46. 92 к.м., с числом комнат – одна и находящееся в черте населенного пункта г. Ярославль, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям населенного пункта г. Ярославля.
Взыскать с территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля в пользу Кузнецова Андрея Александровича денежные средства в счет возмещения судебных издержек по оплате помощи представителя в сумме 10 000 руб..
Взыскать с мэрии г. Ярославля в пользу Кузнецова Андрея Александровича денежные средства в счет возмещения судебных издержек по оплате помощи представителя в сумме 10 000 руб..
В возмещении остальной части судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.
Судья Л.Л.Добровольская