УИД 24RS0026-01-2024-000072-70
Дело № 2-92/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2024 года с. Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Криндаль Т.В.,
при секретаре Чернышовой Г.А.,
с участием представителя истца Портнягиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» и администрации Каратузского района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» и администрации Каратузского района, указав следующее.
В апреле 2023 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю был проведен профилактический визит в МБОУ «Ширыштыкская СОШ». В ходе визита выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о чем составлен акт <...> от 13.04.2023 г. и выдано предписание об устранении нарушений <...> от 13.04.2023 г. со сроком исполнения-01.09.2023 г. Данный срок продлен до 30.11.2023 г.
30.11.2023 г. при осуществлении контроля за исполнением предписания от 13.04.2023 г. установлено, что требования, содержащиеся в данном предписании, образовательным учреждением не исполнены.
Так, не исполнены п. 2,3,4 предписания от 13.04.2023 г., обязывающие образовательное учреждение устранить дефекты и повреждения пола в кабинете организатора; установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке, обеденном зале, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, конструкция которых позволяет проводить качественную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; заметь изношенные деревянные оконные блоки в кабинете организатора, ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проветривания помещений в любое время года и мытья окон.
За неисполнение предписания в установленный срок, постановлением мирового судьи от 18.01.2024 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Неисполнением предписания нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц ( учащихся, работников учреждения) на благоприятную среду обитания.
Администрация Каратузского района, осуществляющая функции учредителя образовательного учреждения несет ответственность за финансирование мероприятий по производству ремонтных работ, проводимых с целью обеспечения прав детей и работников на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ширыштыкская СОШ», выразившееся в неисполнении предписания от 13.04.2023 г., а также возложить на МБОУ «Ширыштыкская СОШ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вынесения решения отремонтировать полы в кабинете организатора и в библиотеке, обеспечив гладким покрытием без щелей, дефектов, механических повреждений, позволяющих проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств; установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке и обеденном зал (9)е, в кабинете ОБЖ (4), в библиотеке (1), конструкция которых позволит проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфекционных средств и исключит травмирование детей; заменить изношенные деревянные оконные блоки (рамы, створки, фрамуги, фурнитура) в кабинете организатора. В кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года и мытья окон. На администрацию Каратузского района просит возложить обязанность профинансировать указанные мероприятия.
В судебном заседании представитель истца- Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Портнягина Е. В. (полномочия подтверждены доверенностью от 27.11.2023 г.) поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика-МБОУ «Ширыштыкская СОШ», Гордиенко С.В. (директор) представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители ответчика- администрации Каратузского района и третьего лица- Управления образования администрации Каратузского района в судебное заседание также не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение данного гражданского дела при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» утвержденного главой Каратузского района 25.11.2015 г., основной целью деятельности школы является реализация прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 названного закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1).
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.
Так, осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Согласно п.2.5.2 названных Правил при отделке объектов полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.
Пунктом 2.7.2 предусмотрено, что конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).
Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения ( п. 2.8.3)
Как установлено судом 13.04.2023 г. в отношении МБОУ «Ширыштыкская СОШ», в соответствии с п. 11 (4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществлен профилактический визит.
В соответствии с актом профилактического визита специалистами Управления Роспотребнадзора в деятельности образовательного учреждения выявлены следующие нарушения: на линии раздачи блюд отсутствует термометр для контроля температуры блюд; в личных медицинских книжках работников учреждения отсутствуют отметки о прохождении очередной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; полы в кабинете организатора, в библиотеке имеют дефекты и повреждения (щели), что препятствует проведению качественной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств; в оконных блоках пищеблока и обеденного зала 9 стеклополотен с трещинами; в кабинетах ОБЖ 4 стеклополотна с трещинами; в библиотеке 1 стеклополотно с трещинами; в кабинете организатора, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа элементы деревянных оконных блоков (рамы, створки, фрамуги, фурнитура) изношены, деформированы, имеются щели в связи с чем в помещениях образуются сквозняки в зимний период времени. Функциональные способности створок и фрамуг (открытие, закрытие) находятся в неисправном состоянии, конструкции окон не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений. Нарушена целостность покрытия оконных блоков в виде отслоения краски. Что не позволяет провести качественную влажную уборку.
13.04.2023 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» выдано предписание <...> об устранении выявленных нарушений обязательных требований, с установленным сроком для устранения нарушений- 01.09.2023 г., который продлен до 30.11.2023 г. на основании п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
В связи с чем, что в установленный предписанием срок нарушения не установлены, 13.12.2023 г. в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 42 в Каратузском районе от 18.01.2024 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» признано виновным в совершении указанного выше правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Указанное постановление вступило в законную силу.
Обстоятельства, изложенные в предписании истца, а также в акте профилактического визита, ответчиками не оспорены и установлены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1.6. Устава Учредителем и собственником имущества МБОУ «Ширыштыкская СОШ» является муниципальное образование «Каратузский район». Органом, осуществляющим функции учредителя Учреждения, является Управление образования администрации Каратузского района (далее – Управление образования), в соответствии с полномочиями, делегируемыми учредителем. Полномочия собственника и исключительную компетенцию учредителя Учреждения от имени Муниципального образования «Каратузский район» осуществляет администрации Каратузского района (далее – Учредитель).
Согласно п. 1.13 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета района.
В соответствии с п. 6.1.8. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем.
Таким образом, деятельность МБОУ «Ширыштыкская СОШ» обеспечивается за счет бюджетного финансирования. При этом недостаточность финансирования образовательного учреждения в рассматриваемом вопросе ответчиками не оспаривается.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно абзацу 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Вопрос обеспечения муниципального бюджетного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств муниципального бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования. В этой связи муниципальное образование Каратузский район в лице администрации Каратузского района несет ответственность за финансирование мероприятий по обеспечению муниципального бюджетного учреждения необходимым ему имуществом и производству учреждением ремонтных работ.
При таких обстоятельствах длительное бездействие ответчиков в части не исполнения предписания и отсутствия достаточного финансирования данных целей является незаконным и может привести к возникновению и распространению групповых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний среди неопределённого круга лиц, в том числе, детей.
Учитывая необходимость выделения расходов на устранение нарушений, время для выполнения работ, а также характер требуемых работ по замене окон, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, полагая его разумным и не нарушающим чьих-либо прав.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Ширыштыкская СОШ» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых истец освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу:
- произвести ремонт пола в кабинете организатора и в библиотеке, обеспечив гладким покрытием без щелей, дефектов, механических повреждений, позволяющим проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке и обеденном зале (9), в кабинете ОБЖ (4), в библиотеке (1), конструкция которых позволит проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств и исключит травмирование детей;
-заменить изношенные деревянные оконные блоки (рамы, створки, фрамуги, фурнитуру) в кабинете организатора, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года и мытье окон.
Обязать администрацию Каратузского района Каратузского района профинансировать указанные мероприятия.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Каратузский район» в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.
Председательствующий Т.В.Криндаль
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2024 года