Решение по делу № 2-92/2024 от 16.02.2024

                            УИД 24RS0026-01-2024-000072-70

                            Дело № 2-92/2024

                                    

                 Р Е Ш Е Н И Е

                Именем Российской Федерации

18 марта 2024 года                                с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Чернышовой Г.А.,

с участием представителя истца Портнягиной Е.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» и администрации Каратузского района о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

                 У С Т А Н О В И Л:

    Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» и администрации Каратузского района, указав следующее.

    В апреле 2023 г. специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю был проведен профилактический визит в МБОУ «Ширыштыкская СОШ». В ходе визита выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о чем составлен акт <...> от 13.04.2023 г. и выдано предписание об устранении нарушений <...> от 13.04.2023 г. со сроком исполнения-01.09.2023 г. Данный срок продлен до 30.11.2023 г.

    30.11.2023 г. при осуществлении контроля за исполнением предписания от 13.04.2023 г. установлено, что требования, содержащиеся в данном предписании, образовательным учреждением не исполнены.

    Так, не исполнены п. 2,3,4 предписания от 13.04.2023 г., обязывающие образовательное учреждение устранить дефекты и повреждения пола в кабинете организатора; установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке, обеденном зале, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, конструкция которых позволяет проводить качественную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств; заметь изношенные деревянные оконные блоки в кабинете организатора, ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проветривания помещений в любое время года и мытья окон.

    За неисполнение предписания в установленный срок, постановлением мирового судьи от 18.01.2024 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

    Неисполнением предписания нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц ( учащихся, работников учреждения) на благоприятную среду обитания.

    Администрация Каратузского района, осуществляющая функции учредителя образовательного учреждения несет ответственность за финансирование мероприятий по производству ремонтных работ, проводимых с целью обеспечения прав детей и работников на благоприятную окружающую среду.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ширыштыкская СОШ», выразившееся в неисполнении предписания от 13.04.2023 г., а также возложить на МБОУ «Ширыштыкская СОШ» обязанность в течение 6 месяцев со дня вынесения решения отремонтировать полы в кабинете организатора и в библиотеке, обеспечив гладким покрытием без щелей, дефектов, механических повреждений, позволяющих проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств; установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке и обеденном зал (9)е, в кабинете ОБЖ (4), в библиотеке (1), конструкция которых позволит проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфекционных средств и исключит травмирование детей; заменить изношенные деревянные оконные блоки (рамы, створки, фрамуги, фурнитура) в кабинете организатора. В кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года и мытья окон. На администрацию Каратузского района просит возложить обязанность профинансировать указанные мероприятия.

    В судебном заседании представитель истца- Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Портнягина Е. В. (полномочия подтверждены доверенностью от 27.11.2023 г.) поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика-МБОУ «Ширыштыкская СОШ», Гордиенко С.В. (директор) представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представители ответчика- администрации Каратузского района и третьего лица- Управления образования администрации Каратузского района в судебное заседание также не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

    Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотрение данного гражданского дела при имеющейся явке лиц.

    Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

    В соответствии с пунктом 2.2 Устава МБОУ «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» утвержденного главой Каратузского района 25.11.2015 г., основной целью деятельности школы является реализация прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

На основании пункта 2 части 6 статьи 28 названного закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании статьи 9 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (пункт 4 части 1); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в части финансирования муниципальных учреждений, формирования и размещения муниципального заказа.

Так, осуществление органом местного самоуправления финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными муниципальными учреждениями предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Согласно п.2.5.2 названных Правил при отделке объектов полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

Пунктом 2.7.2 предусмотрено, что конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).

Остекление окон выполняется из цельного стекла. Не допускается наличие трещин и иное нарушение целостности стекла. Чистка оконных стекол проводится по мере их загрязнения ( п. 2.8.3)

    Как установлено судом 13.04.2023 г. в отношении МБОУ «Ширыштыкская СОШ», в соответствии с п. 11 (4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» территориальным управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществлен профилактический визит.

В соответствии с актом профилактического визита специалистами Управления Роспотребнадзора в деятельности образовательного учреждения выявлены следующие нарушения: на линии раздачи блюд отсутствует термометр для контроля температуры блюд; в личных медицинских книжках работников учреждения отсутствуют отметки о прохождении очередной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; полы в кабинете организатора, в библиотеке имеют дефекты и повреждения (щели), что препятствует проведению качественной влажной уборке с применением моющих и дезинфицирующих средств; в оконных блоках пищеблока и обеденного зала 9 стеклополотен с трещинами; в кабинетах ОБЖ 4 стеклополотна с трещинами; в библиотеке 1 стеклополотно с трещинами; в кабинете организатора, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа элементы деревянных оконных блоков (рамы, створки, фрамуги, фурнитура) изношены, деформированы, имеются щели в связи с чем в помещениях образуются сквозняки в зимний период времени. Функциональные способности створок и фрамуг (открытие, закрытие) находятся в неисправном состоянии, конструкции окон не обеспечивают возможность проведения проветривания помещений. Нарушена целостность покрытия оконных блоков в виде отслоения краски. Что не позволяет провести качественную влажную уборку.

13.04.2023 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» выдано предписание <...> об устранении выявленных нарушений обязательных требований, с установленным сроком для устранения нарушений- 01.09.2023 г., который продлен до 30.11.2023 г. на основании п. 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

    В связи с чем, что в установленный предписанием срок нарушения не установлены, 13.12.2023 г. в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

    Постановлением мирового судьи судебного участка № 42 в Каратузском районе от 18.01.2024 г. МБОУ «Ширыштыкская СОШ» признано виновным в совершении указанного выше правонарушения с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

    Указанное постановление вступило в законную силу.

Обстоятельства, изложенные в предписании истца, а также в акте профилактического визита, ответчиками не оспорены и установлены вступившим в законную силу постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 1.6. Устава Учредителем и собственником имущества МБОУ «Ширыштыкская СОШ» является муниципальное образование «Каратузский район». Органом, осуществляющим функции учредителя Учреждения, является Управление образования администрации Каратузского района (далее – Управление образования), в соответствии с полномочиями, делегируемыми учредителем. Полномочия собственника и исключительную компетенцию учредителя Учреждения от имени Муниципального образования «Каратузский район» осуществляет администрации Каратузского района (далее – Учредитель).

Согласно п. 1.13 Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета района.

В соответствии с п. 6.1.8. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем.

Таким образом, деятельность МБОУ «Ширыштыкская СОШ» обеспечивается за счет бюджетного финансирования. При этом недостаточность финансирования образовательного учреждения в рассматриваемом вопросе ответчиками не оспаривается.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно абзацу 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Вопрос обеспечения муниципального бюджетного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств муниципального бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования. В этой связи муниципальное образование Каратузский район в лице администрации Каратузского района несет ответственность за финансирование мероприятий по обеспечению муниципального бюджетного учреждения необходимым ему имуществом и производству учреждением ремонтных работ.

При таких обстоятельствах длительное бездействие ответчиков в части не исполнения предписания и отсутствия достаточного финансирования данных целей является незаконным и может привести к возникновению и распространению групповых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний среди неопределённого круга лиц, в том числе, детей.

Учитывая необходимость выделения расходов на устранение нарушений, время для выполнения работ, а также характер требуемых работ по замене окон, суд полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, полагая его разумным и не нарушающим чьих-либо прав.

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Ширыштыкская СОШ» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, от уплаты которых истец освобожден, в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу:

- произвести ремонт пола в кабинете организатора и в библиотеке, обеспечив гладким покрытием без щелей, дефектов, механических повреждений, позволяющим проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- установить окна с цельными стеклополотнами в пищеблоке и обеденном зале (9), в кабинете ОБЖ (4), в библиотеке (1), конструкция которых позволит проводить качественную влажную уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств и исключит травмирование детей;

-заменить изношенные деревянные оконные блоки (рамы, створки, фрамуги, фурнитуру) в кабинете организатора, в кабинете ОБЖ, в библиотеке, в коридоре второго этажа, конструкция которых будет обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года и мытье окон.

Обязать администрацию Каратузского района Каратузского района профинансировать указанные мероприятия.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ширыштыкская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Каратузский район» в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Каратузский районный суд.

Председательствующий                            Т.В.Криндаль

    Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2024 года

2-92/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
МБОУ "Ширыштыкская СОШ"
Администрация Каратузского района
Другие
Управление образования Администрации Каратузского района
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Криндаль Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
karatuz.krk.sudrf.ru
16.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2024Передача материалов судье
19.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее