Решение по делу № 2-735/2024 от 22.05.2024

УИД 67RS0006-01-2024-000604-11

                                                                                                                 ДЕЛО № 2-735/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2024 г.                                                                                                                       г. Рославль

Рославльский городской суд Смоленской области в составе судьи Лакеенковой Е.В.,

при секретаре Давыденковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Смоленские водные системы» к Мамонтову Сергею Владимировичу об оплате задолженности по договору водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Смоленские водные системы» обратилось в суд с иском к Мамонтову Сергею Владимировичу об оплате задолженности по договору водоотведения № , заключенного ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем, что в ходе исполнения договора у ответчика сложилась задолженность в общей сумме 200 850,02 рублей. Оплата производится по тарифам, утвержденным Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики. Ответчик осуществлял сброс сточных вод, пользовался услугами предприятия, соответственно обязан был производить своевременную оплату. Однако, по сведениям акта сверки по оплате услуг у ответчика сложилась задолженность в размере 11 679, 50 рублей за период с января 2020 года по октябрь 2023 года.

Кроме того, у ответчика имеется задолженность в размере 2 332,50 рублей по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2022 года. Также ответчик не осуществлял оплату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за период с июля 2020 года по апрель 2022 года и сложилась задолженность в размере 186 838,02 рублей.

В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Ответчик иск не признал, предоставив возражения, из которых усматривается, что он оказывал услуги населению по заключенным договорам, выкачивал бытовые отходы из выгребных ям, соответственно он не должен платить за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод. В остальной части просит применить срок исковой давности.

Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 ГК РФ).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно постановлению Администрации муниципального образования «Рославльский район» Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Смоленские водные системы» было наделено статусом гарантирующей организации в сфере централизованной системы водоотведения на территории Рославльского городского поселения Рославльского района Смоленской области. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2023 ООО «Смоленские водные системы» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Смоленские водные системы» и Мамонтовым С.В. заключен договор водоотведения № СВС-82/2020, в соответствии с которым истец осуществляет прием сточных вод абонента (ответчика) в централизованную систему водоотведения, их транспортировку и очистку, а абонент обязуется оплачивать стоимость услуг по приему, отведению и очистке сточных вод. Оплата по договору осуществляется по тарифам на водоотведение, утвержденных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политики.

Приложением к договору стороны определили объем сточных вод, установленных в целях исполнения договора равный 1800 куб.м. Дополнительным соглашением к договору стороны согласовали изменения в объемах отводимых сточных вод с ДД.ММ.ГГГГ, установили ежемесячный объем равный 150 куб.м (л.д. 17, 82).

В соответствии с Приложением к договору в перечень объектов абонента включен автомобиль ГАЗ, государственный регистрационный знак Н509ХЧ150, также установлен годовой объем сточных вод в размере 3600, 0 куб.м (л.д. 15).

Абонент (ответчик) обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, определенные в соответствии с настоящим договором. В соответствии с п. 4.4 Договора расчетный период равен одному календарному месяцу, оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых к оплате предприятием. Оплата услуг по водоотведению производится путем перечисления абонентом денежных средств на расчетный счет предприятия или третьего лица, в соответствии с указаниями предприятия в размере 100% стоимости оказанных услуг за расчетный период в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 4.5 Договора).

Как следует из материалов дела, Договор и приложения к договору подписаны ответчиком, тем более ответчик не отрицает наличие между сторонами договорных отношений.

В рассматриваемом случае ответчик производит сброс сточных вод с объектов, которые не имеют технологического подключения к централизованной системе водоотведения, посредством слива сточных вод с помощью ассенизаторской машины.

Во исполнение условий Договора, истец в период с января 2020 года по октябрь 2023 года оказал ответчику услуги по водоотведению на общую сумму 130 398, 68 рублей, из которых ответчиком оплачено 118 719,18 рублей, долг составляет 11 679, 50 рублей, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов (л.д. 8-9).

Также истец считает, что у ответчика имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения, поэтому выставил ответчику плату за апрель 2022 года в размере 2 332, 50 рублей и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставил ответчику платежные документы о внесении указанной платы за период с июля 2020 года по апрель 2022 года в размере 186 838, 02 рублей.

То есть истец предъявил ответчику к оплате счета на общую сумму 189 170,52 рублей = (2 332,50 +186 838,02) за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения, рассчитанные с учетом п. 123(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанную по формуле, предусмотренной п. 203 Правил .

В силу ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Согласно ст. 2 Закона № 416-ФЗ, водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (ч. 1 ст. 14 Закона № 416-ФЗ).

Действительно, в п. 1 ст. 30.2 Закона № 416-ФЗ определено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Также частью 10 статьи 7 указанного Закона, пунктом 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами № 644.

Подпунктом «г» пункта 36 Правил № 644 предусмотрено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

Пунктом 123(4) Правил № 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий:

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил № 644;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

В силу п. 113 Правил № 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4 (1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 Правил.

Согласно п. 124 Правил № 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

При этом, положение, предусмотренное абзацем первым вышеуказанного пункта Правил № 644, не распространяется на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов.

В силу пункта 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом, положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется, в том числе на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Правоопределяющее значение для начисления платы за негативное воздействие на ЦСВ является: присоединение объекта к ЦСВ, целевое его использование; установление норматива состава сточных вод для объекта.

Правила № 644 не распространяются на абонентов, являющихся товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, специализированном жилищном фонде или жилых домов, к которым относится ответчик.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление норматива состава сточных вод для объектов жилого фонда.

Таким образом, законодатель разграничил понятия негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, плата за которые устанавливается либо в порядке п. 123(4), либо п. 203.

В суде установлено, что ответчик осуществляет деятельность по сбору, транспортировке сточных вод у объектов, являющихся жилыми домами, используя ассенизаторскую автомашину ГАЗ, государственный регистрационный знак Н509ХЧ150.

То есть ответчик осуществлял вывоз бытовых стоков из канализационных ям, находящихся в частном секторе (жилые малоэтажные дома), что подтверждается копиями договоров.

Как было отмечено выше, п. 167 Правил № 644 определено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод, при этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются - на объекты абонентов, являющимися жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации в решении от 16.12.2020 № АКПИ20-722, приведенный в п. 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.

Положения Правил № 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.

Таким образом, исходя из буквального толкования положений Правил № 644, а также с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 16.12.2020 № АКПИ20-722, следует, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ставится в непосредственную зависимость от фактических состава и свойств сточных вод абонента.

В рассматриваемом случае, на ответчика в силу п. 124 Правил № 644 обязанность по предоставлению декларации в отношении сточных вод не возложена ввиду осуществления вывоза бытовых стоков из канализационных ям, находящихся в частном секторе (жилые малоэтажные дома).

Также, как было указано выше, с учетом вида объектов, с которых ответчиком осуществляется забор сточных вод, не устанавливается норматив состава сточных вод.

Условиями Договора фактически не предусмотрен порядок определения состава сточных вод абонента, что является непосредственной обязанностью истца.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, ввиду отсутствия установленного для абонента норматива состава сточных вод, принимая во внимание отсутствие доказательств наличия в принятых от ответчика в спорный период бытовых сточных водах загрязняющих веществ, которые в свою очередь, негативно отразились бы на работе централизованной системы водоотведения, как и доказательств приема ответчиком сточных вод с такими загрязняющими веществами, суд считает, что требования истца о взыскании компенсации за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и о взыскании компенсации за негативное воздействие сточных вод на централизованную систему водоотведения, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Что касается платы задолженности по договору водоотведения за период с января 2020 года по октябрь 2023 года в размере 11 679, 50 рублей, то ответчиком заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

Исходя из акта сверки расчет задолженности произведен с ДД.ММ.ГГГГ по 17.05.20220.

В суде установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в мировой суд за защитой своих прав.

ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, отмененный ДД.ММ.ГГГГ (138 дней – судебной защиты).

Данное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения шести месяцев с даты отмены судебного приказа, следовательно, срок исковой давности удлиняется на 6 месяцев.

С момента обращения в суд за выдачей судебного приказа и до отмены судебного приказа срок не течет (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

Истец просит взыскать долг с января 2020 года по октябрь 2023 года и поэтому суд рассматривает иск в этих пределах (ч. 4 ст. 194 ГПК РФ).

Поскольку с настоящим иском ООО «Смоленские водные системы» обратилось ДД.ММ.ГГГГ, значит вправе требовать взыскания задолженности за период с августа 2021 года (ДД.ММ.ГГГГ - 6 месяцев - 138 дней – 3 года).

С августа 2021 года согласно акту сверки начислено 37 320,00 рублей (4 665,00х8), оплачено 41 035, 00 рублей (л.д. 8).

То есть долг полностью погашен.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске ООО « Смоленские водные системы» к Мамонтову Сергею Владимировичу отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Смоленский областной суд через Рославльский городской суд.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2024 г.

2-735/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Смоленские водные системы"
Ответчики
Мамонтов Сергей Владимирович
Суд
Рославльский городской суд Смоленской области
Судья
Лакеенкова Елена Васильевна
Дело на странице суда
roslavl.sml.sudrf.ru
22.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2024Передача материалов судье
29.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее