Дело №12-29/2023
РЕШЕНИЕ
6 марта 2023 г. г.Ишимбай
Судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан Васикова Р.Р.,
с участием Щербакова И.В., его представителя Альмагамбетова О.С., представителей Управления Роскомнадзора по РБ Низамовой Л.А., Вагаповой Э.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Щербакова Ивана Викторовича на определение №ОО-02/6/2 от 12.01.2023 начальника отдела по защите субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан Низамовой Л.А. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО РО «Эко-Сити»,
УСТАНОВИЛ:
Определением №ОО-02/6/2 от 12.01.2023 начальника отдела по защите субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан Низамовой Л.А. в возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 13.11 КоАП РФ в отношении ООО РО «Эко-Сити» отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным определением, представитель Щербакова И.В. - Альмагамбетов О.С. принес жалобу, в которой просит суд определение отменить, производство по делу возбудить. В обоснование указывает, что случаи, когда обработка персональных данных возможна без согласия субъекта, предусмотрены законом. В рассматриваемом случае сбор и обработка персональных данных Щербакова И.В. были произведены ООО РО «Эко-Сити» без его согласия. При этом, отношения Щербакова И.В. и ООО РО «Эко-Сити» не подпадают под указанные в законе случаи.
Заявитель Щербаков И.В., его представитель Альмагамбетов О.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что ООО РО «Эко-Сити» является обычным коммерческим предприятием, учрежденным двумя физическими лицами. Данное предприятие не является государственным органом, имеющим доступ к неограниченным данным граждан. Кроме того, ООО РО «Эко-Сити» не представлено доказательств исполнения ими полномочий, возложенных законом. Щербаков И.В. не давал согласия на получение его персональных данных. В неограниченных источниках, например в интернет, нигде не указаны паспортные данные Щербакова И.В. Можно лишь узнать его ИНН. Считают, что данные получены возможно из государственных органов, либо предоставлены государственными служащими. Неясно, какой источник получения персональных данных. Считают, что должностное лицо, принимая оспариваемое определение не разобралось в сложившейся ситуации. Фактически не установлено, откуда ООО РО «Эко-Сити» получили персональные данные Щербакова И.В.
Представители Управления Роскомнадзора по РБ Низамова Л.А., Вагапова Э.Г. в судебном заседании считают доводы жалобы необоснованными. Пояснили, что поступило обращение Щербакова И.В. В обращении не поднимался вопрос о незаконности сбора. Данное обращение не является основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица. Потому в ООО РО «Эко-Сити» был направлен запрос. Отметили, что договор, который заключает ООО РО «Эко-Сити» с собственниками помещений, является публичным, размещен на сайте в сети интернет. Данные граждан необходимы ООО РО «Эко-Сити» для осуществления своих функций.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность, предусмотренная статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
В силу ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Заявления физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются одним из поводов для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вопрос о том, являются ли сообщенные в заявлении данные достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении, разрешается лицом, уполномоченным возбуждать такие дела.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно статье 3 названного Федерального закона персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных названным Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Пунктами 2, 3 данной нормы установлено, что обработка персональных данных допускается в случаях, когда она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; а также для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
ООО Региональный оператор «Эко-Сити» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан, на основании соглашения, заключенного с Министерством экологии Республики Башкортостан от 23.04.2018.
В связи с обращением в суд ООО Региональный оператор «Эко-Сити» с исковым заявлением к Щербакову И.В. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Щербаков И.В. обратился в Ишимбайскую межрайонную прокуратуру с заявлением о возбуждении в отношении ООО Региональный оператор «Эко-Сити» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку своего разрешения на сбор, хранение, использование и распространение персональных данных Щербаков И.В. не давал. При этом заявитель указал, что к исковому заявлению был приложен проект договора №0261-008212 от 22.02.2022 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в который были включены паспортные данные Щербакова И.В., его домашний адрес, ИНН, номер его сотового телефона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем. Заключаемый с субъектом персональных данных договор не может содержать положения, ограничивающие права и свободы субъекта персональных данных, устанавливающие случаи обработки персональных данных несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а также положения, допускающие в качестве условия заключения договора бездействие субъекта персональных данных;
6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;
9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;
9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанными федеральными законами;
11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 7 указанного закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь статьями 3, 6, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", должностное лицо, принимая оспариваемое определение, исходил из того, что вина юридического лица в нарушении порядка обработки персональных данных надлежащими доказательствами не подтверждена, поскольку согласие физического лица на обработку его персональных данных не требуется.
Данный вывод суд считает верным, основанным на правильно толковании норм права, поскольку персональные данные потребителей коммунальных услуг объективно необходимы исполнителям коммунальных услуг для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей.
На основании изложенного прихожу к выводу о необоснованности доводов жалобы представителя Щербакова И.В. – Альмагамбетова О.С.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Определение №ОО-02/6/2 от 12.01.2023 начальника отдела по защите субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан Низамовой Л.А. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО РО «Эко-Сити» - оставить без изменения, жалобу представителя Щербакова И.В, - Альмагамбетова О.С, без удовлетворения.
Решение по жалобе может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Р. Васикова