Дело № 33-3284-2015
Судья Фёдорова Е.Д.
Докладчик Куранова Л.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И ЕСудебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Рытиковой Т.А.
Судей Никитиной Г.Н., Курановой Л.А.,
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 21 апреля 2015 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2015 г., которым заявление Глазычева Юрия Дмитриевича о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 21.05.2014г. № 01\161Y2014-525 в государственной регистрации права собственности Глазычева Юрия Дмитриевича на незавершенный строительством объект по адресу: <адрес> удовлетворено, на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области возложена обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Глазычева Юрия Дмитриевича на незавершенный строительством объект по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Курановой Л.А., пояснения представителя Управления Росреестра Авдеевой Л.В.,, представителя Глазычева Ю.Д. Грекову Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Глазычев Ю.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 21.05.2014 № 01\161\2014-525 в государственной регистрации права собственности на незавершенный строительством объект по адресу: <адрес> об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование заявления Глазычев Ю.Д. указал, что он обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением о регистрации права на незавершенный строительством объект по адресу: <адрес>
21.05.2014 Глазычеву Ю.Д. отказано в регистрации права в связи с тем, что им не представлен на государственную регистрацию кадастровый паспорт объекта, а в государственном кадастре недвижимости нет информации об объекте.
Однако, как указал заявитель, порядок регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства регламентирован ст. 25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Указанной нормой закона не предусмотрена обязанность предоставления для регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства кадастрового паспорта. Для такой регистрации достаточно представить правоустанавливающий документ на земельный участок. Указанные документы им были представлены.
Полагая отказ в регистрации прав незаконным, Глазычев Ю.Д. обратился в суд.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель Управления Росреестра по Новосибирской области.
В апелляционной жалобе Управления Росреестра по Новосибирской области изложена просьба об отмене решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2015 г. и постановлении нового решения.
В обоснование апелляционной жалобы представителем Управления Росреестра указано на несоответствие фактическим обстоятельствам дела выводов суда о том, что спорный объект недвижимости является объектом индивидуального жилищного строительства, в то время как, спорный объект представляет собой – объект незавершенного строительства. В связи с неверным определением значимых обстоятельств, судом применены нормы права, не подлежащие применению в настоящем случае, и не применены нормы подлежащие применению.
По мнению апеллянта, отсутствие сведений о спорном объекте в Государственном кадастре недвижимости, является основанием для отказа в государственной регистрации прав собственности на спорный объект.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, граждане, вправе оспорить в суде решение, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьёй 255 ГПК РФ установлено, что к решениям органов местного самоуправления оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся:
законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
В соответствии с ч.1 ст. 25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основания к отказу в регистрации права собственности на объекты, указанные в ч.1 ст. 25.3 Закона определены частью 2 указанной статьи :
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если:
право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка;
для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Из части 4 ст. 25.3 Закона следует, что, документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Частью 5 данной нормы установлено, что истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Материалами дела установлено, что Глазычев Ю.Д. представил на государственную регистрацию договоры аренды на земельные участки, в которых определено назначение участков : для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, указанное право зарегистрировано в установленном законом порядке ( л.д. 6-23, 45-63).
В подтверждение факта создания объекта, его описание представлено заявителем в виде плана объекта ( л.д. 64-70).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что Глазычевым Ю.Д. представлены все, необходимые ( предусмотренные законом ) документы для регистрации права собственности на неоконченный строительством объект, расположенный по адресу <адрес>
При этом коллегия учитывает, что если оформляется в собственность объект индивидуального жилищного строительства, расположенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или оформляется объект индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), то в качестве документа, подтверждающего факт создания такого объекта до 1 марта 2015 г. в соответствии редакцией п. 4 комментируемой статьи, действовавшей до 1 октября 2013 г., представляется кадастровый паспорт соответствующего объекта и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.
В соответствии с изменениями, вступившими в силу 1 октября 2013 г., кадастровый паспорт представлять на государственную регистрацию прав не требуется. Описание объекта недвижимости указывается в заявлении о государственной регистрации прав со слов заявителя. Что же касается разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и разрешения на строительство, то до 1 марта 2015 г. ( в редакции на момент обращения заявителя за регистрацией) эти документы вовсе не требуются для государственной регистрации объектов недвижимости. Законодатель исходит из того, что собственник земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства либо расположенного в границе населенного пункта и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, вправе на данном земельном участке построить объекты недвижимости.
Таким образом, правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации объектов, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, до 1 марта 2015 г. ( настоящее время до 01.03.2018 г)
Т.о. имело место правовое смягчение правовых норм для заинтересованных лиц с различным диапазоном действия, который определяется субъектным составом, временными рамками, объектами правового регулирования. Поэтому послабление, в отношении объектов, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, ограничено ( в настоящее время ) 1 марта 2018 г., ( на момент обращения заявителя за регистрацией – 01.03.2015).
Поскольку спорные правоотношения ( в том числе и отношения по регистрации прав на неоконченный строительством объект, рас положенный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства) регулируются специальной нормой, суд не может согласиться с апеллянтом о необходимости применения абз.12 п.1, п.1.2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Из п. 25. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 февраля 2015 г. оставить без изменения,
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи