Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-5884/2017
Судья Мартьянова А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 декабря 2017 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Яковлеве А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Омарова К.С. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенного коэффициента, поступившее по апелляционной жалобе Омарова К.С. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Омарова К.С. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о признании решения от 27.11.2015 № незаконным, обязании включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период работы с 02.12.1983 по 15.04.1987 года, назначении страховой пенсии по старости с 01.06.2015, обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенного коэффициента, отказать.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Омаров К.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии (далее- УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии) о признании решения незаконным, обязании включить в стаж периоды работы в районах Крайнего Севера, обязании произвести перерасчет размера пенсии с учетом повышенного коэффициента.
Требования мотивированы тем, что 24 ноября 2015 года Омаров К.С., являясь получателем страховой пенсии по старости с 01 июня 2015 года, обратился с заявлением в УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии о перерасчете размера пенсии с применением повышенного коэффициента на основании п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Решением УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от 27 ноября 2015 года № истцу отказано в перерасчете размера пенсии в связи с тем, что отношение его заработной платы 0,634 не позволяет применить повышенное отношение, предусмотренное п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Истец не согласился с данным решением и обратился за защитой своих нарушенных прав с иском в суд. По мнению истца, Управлением допущены многочисленные нарушения норм пенсионного законодательства при определении размера подлежащей ему выплате пенсии, что привело к неправильному определению ее размера.
В судебном заседании истец Омаров К.С. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, и вновь привел их суду.
Представитель ответчика УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в письменном отзыве просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное Омаровым К.С. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Так, при определении истцу величины индивидуального пенсионного коэффициента учтена сумма страховых взносов, начисленных работодателями в Пенсионный фонд РФ за периоды с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года и отраженных на индивидуальном лицевом счете. Между тем, Омаров К.С. в период с 02 декабря 1983 года по 13 апреля 1987 года работал в районах Крайнего Севера в <данные изъяты>, однако сведения по заработной плате за этот период не сохранились, пенсионным органом данный период работы не был учтен при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента. Истец считает, что поскольку отсутствуют сведения по заработной плате за спорный период, то при исчислении размера его пенсии необходимо применить среднюю заработную плату по стране с учетом северного коэффициента и надбавок за период с 1983 года по 1988 год, и в таком случае отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране, у него не должно получится ниже, чем 1,2.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Омарова К.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Исходя из положений ст. 15 ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется с учетом индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
В силу ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсия в РФ" оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, определяемый с учетом расчетного размера трудовой пенсии. Расчетный размер трудовой пенсии зависит от стажевого коэффициента и отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев работы подряд.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (ч. 2 ст. 30 Федеральным законом РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что с 01 июня 2015 года Омаров К.С. является получателем страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия была назначена досрочно по достижению возраста 55 лет с учетом работы в районах Крайнего Севера.
Общий трудовой стаж истца до 01.01.2002 составил 21 год 3 месяца 1 день.
УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии произведена оценка пенсионных прав истца, по наиболее выгодному варианту в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
24 ноября 2015 года Омаров К.С. обратился в УПФР в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о перерасчете размера его пенсии с применением повышенного отношения заработков для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, просил учесть период его работы с 02 декабря 1983 года по 13 апреля 1987 года в <данные изъяты>.
Решением от 27 ноября 2015 года № истцу отказано в перерасчете размера пенсии в связи с тем, что отношение его заработной платы 0,634 не позволяет применить повышенное отношение, предусмотренное п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ (л.д. 9).
Из п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" следует, что отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,8 и выше.
Поскольку отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за 60 месяцев работы, по представленным им справкам работодателя, составило только 0,634, то есть не достигло максимальной величины 1,2, то применить повышенное соотношение заработков для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении размера пенсии Омарова К.С. не представляется возможным.
Ссылки в апелляционной жалобе о применения при исчислении расчетного размера пенсии истца, средней заработной платы по стране с учетом северного коэффициента и надбавок, в связи с отсутствием сведений о заработной плате Омарова К.С. в <данные изъяты> за период с 1983 года по 1988 год, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку установление размера заработной платы истца за период работы с 02 декабря 1983 года по 13 апреля 1987 года не являлось предметом рассмотрения данного спора.
При таких обстоятельствах, судом вынесено обоснованное и законное решение, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истца Омарова К.С. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
Г.И. Алексеева