ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2018 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Ховалыг А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скорых Натальи Владимировны к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
с участием истицы Скорых Н.В., ее представителя Литвиновой Н.А., представителя ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Андросовой Н.А.,
у с т а н о в и л :
истица обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывалась с 1995 года опекуном К и проживала с ней по адресу: <адрес>. После окончания школы обучалась в <данные изъяты> и проживала в общежитии. С 2006 года состоит в очереди на получение жилого помещения.
В 2013 году обращалась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения и получила ответ, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Кызыла Республики Тыва, однако очередь не подошла.
В нарушение норм закона до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истица и ее представитель просили удовлетворить иск по указанным основаниям.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Андросова Н.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, пояснив, что не оспаривает право истицы на получение жилого помещения, так как она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Однако свободных жилых помещений не имеется.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10.07.2013 N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Из свидетельства о рождении видно, что Скорых Наталья Владимировна родилась <данные изъяты>, ее отцом указан Ы, матерью – Я (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная <данные изъяты>).
Согласно справке о рождении - сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери ребенка.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ Я была лишена родительских прав в отношении дочери Скорых Натальи Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением Администрации г. Кызыла Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Скорых Н.В. была назначена К.
Таким образом, установлено, что истица относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Контрольной карточкой подтверждается, что Скорых Н.В. на основании постановления Администрации г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на очередь для предоставления жилья. В регистрационно-контрольной карточке, выданной Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ, указан порядковый номер истицы в очереди на получение жилого помещения в <адрес> – 489.
Уведомлением Управления Росреестра по Республике Тыва сообщается об отсутствии Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах истицы на недвижимое имущество.
Истица 12.12.2013 обращалась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва с заявлением о предоставлении ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено, и согласно пояснениям представителя ответчика в суде – жилое помещение будет предоставлено в порядке очередности.
Между тем, из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истицы в жилье ввиду отсутствия у нее в пользовании жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истицы на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, поскольку истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений, жильем не обеспечена, поставлена на очередь в установленном порядке, то требование о предоставлении ей жилого помещения на условиях договора специализированного найма подлежит удовлетворению.
Определяя размер жилого помещения, суд исходит из нормы, установленной постановлением Мэра г. Кызыла №2375 от 21 сентября 2010 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа г. Кызыл», а именно: не менее 12,5 кв.м., отвечающего санитарным и техническим требованиям.
В целях обеспечения реального исполнения решения суд устанавливает срок его исполнения - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
иск Скорых Натальи Владимировны к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Скорых Наталье Владимировне на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории городского округа «город Кызыл Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 9 декабря 2018 года.
Судья Л.Т. Сватикова