Решение по делу № 33-2977/2021 от 20.02.2021

судья Верцимак Н.А. дело № 33-2977/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Волгоград 18 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Марчукова А.В.,

судей Ждановой С.В., Шиповской Т.А.,

при секретаре Григорьевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело № 2-534/2020 по иску Солдатовой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области (далее – УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области, пенсионный орган) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии

по апелляционной жалобе УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области

на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 5 октября 2020 года, которым иск удовлетворён, судом постановлено:

«признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области об отказе Солдатовой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области включить в специальный трудовой стаж Солдатовой О.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год (00 лет 11 месяцев 27 дней) в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 год (2 года 1 месяц 00 дней) в должности – старшая пионервожатая в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях).

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области назначить Солдатовой О.В. досрочную страховую пенсию по старости с 9 января 2018 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области в пользу Солдатовой О.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей».

Заслушав доклад судьи Ждановой С.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 (далее – Центр ПФР № 2) Квочкиной Д.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Солдатова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлоярском районе Волгоградской области (после переименования - Центр ПФР № 2) о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа от 8 февраля 2018 года № 4322/18 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием 25 лет специального стажа, необходимого для назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В специальный стаж было засчитано 22 года 00 месяцев 17 дней.

Однако, по мнению истца, пенсионным органом незаконно было отказано во включении в специальный стаж периода работы в должности старшей пионервожатой Светлоярской средней школы № 1 с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год (00 лет 11 месяцев 27 дней) и периода работы в должности старшей пионерской вожатой в МКОУ «Червленовская средняя школа» Волгоградской области с 1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 год (2 года 1 месяц 00 дней) по причине отсутствия периодов работы в должностях и учреждения, предусмотренных в Перечне, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Истец полагала, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим её права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.

В связи с этим истица просила признать незаконным решение органа пенсионного фонда от 8 февраля 2018 года № 4322/18 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, как педагогическому работнику; возложить на ответчика обязанность включить периоды её работы с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год (00 лет 11 месяцев 27 дней) в должности «старшая пионервожатая» в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 год (2 года 1 месяц 00 дней) в должности «старшая пионервожатая» в МКОУ «Червленовская средняя школа» Волгоградской области в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 9 января 2018 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Центр ПФР № 2 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что при разрешении возникшего спора судом неверно истолкованы нормы материального права.

Относительно доводов апелляционной жалобы истицей в лице её представителя Солодской Н.К. поданы возражения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Солдатова О.В., 24 марта 1970 года рождения, является педагогическим работником.

Согласно данным трудовой книжки, Солдатова О.В. до 26 августа 1987 года и до 1 сентября 1991 года не осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (далее - Список от 6 сентября 1991 года № 463).

Так, из трудовой книжки Солдатовой О.В. следует, что 26 августа 1987 она была принята на работу в Светлоярскую среднюю школу № 1 в качестве старшей пионервожатой на основании приказа Светлоярского РОНО № 197 от 24 августа 1987 года, уволена с работы 22 августа 1988 года по статье 31 пункта «е» КЗоТ РСФСР.

В период с 1 сентября 1988 года по 22 июня 1989 года Солдатова О.В. обучалась в СПТУ № 38 г.Волгограда по специальности «оператор ЭВМ», с 22 июня 1989 года по 1 сентября 1991 года работала сборщиком микросхем, травильщиком прецизионного травления, к/механиком.

Затем Солдатова О.В. 1 сентября 1991 года принята в Червлёновскую среднюю школу старшей пионервожатой, 2 сентября 1995 года переведена на должность учителя географии, 8 сентября 1996 года назначена на должность зам.директора по воспитательной работе, 1 марта 2016 года переведена на должность учителя географии, 8 июля 2016 года назначена на должность директора, с 1 декабря 2018 года переведена на должность учителя географии, где продолжает работать по настоящее время в той же школе.

9 января 2018 года Солдатова О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

Решением УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области от 9 января 2018 года в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической работы. По расчету ответчика в специальный стаж работы истицы включено 22 года 00 месяцев 17 дней.

Не включены в специальный стаж истицы периоды работы с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год (00 лет 11 месяцев 27 дней) в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 года по 1 сентября 1995 год (4 года 00 месяцев 01 дней) в должности – старшая пионервожатая в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, поскольку в периоды до указанных дат работы отсутствует работа в должностях и учреждениях, предусмотренных в Перечне, утверждённом Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Полагая отказ незаконным, истица обратилась в суд с данным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Солдатовой О.В. о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях периодов её работы с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год в должности старшей пионервожатой в Светлоярской средней школе № 1, с 1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 год в должности старшей пионервожатой в МКОУ «Червленовская средняя школа» Светлоярского района Волгоградской области, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, пунктом 2 которого предусмотрена возможность зачёта учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, периода работы в качестве штатных пионервожатых при условии выработки на момент обращения за назначением пенсии более 2/3 стажа в учреждениях, должностях, работа в которых даёт право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом о страховых пенсиях.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 поименованного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 2 статьи 27 этого закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (статья 83 данного Закона).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона о страховых пенсиях, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона о страховых пенсиях Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона о страховых пенсиях при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года № 1397).

Пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, то есть до 1 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе засчитывалось в стаж работы по специальности, в связи с чем при обращении Солдатовой О.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, ей с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не могло быть отказано во включении периода работы в должности старшей пионервожатой с 26 августа 1987 года по 22 августа 1988 год, с 1 сентября 1991 года по 30 сентября 1993 год в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Иное приводило бы к снижению уровня пенсионного обеспечения гражданина и к отмене для него права, приобретённого им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого им в конкретных правоотношениях.

Поскольку с учётом периода работы истицы, включённого ответчиком, а также включённого судом первой инстанции, специальный стаж Солдатовой О.В. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости (9 января 2018 года) составляет более 25 лет, то у неё с этого момента возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона о страховых пенсиях как у лица, осуществлявшего педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности во включении в специальный стаж истицы оспариваемых периодов и назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части решения нет указания на реквизиты решения ответчика, которое признано незаконным, с учётом того, что пенсионным органом дважды принималось решение об отказе истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как, в силу статьи 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истёк срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.

Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны позиции стороны ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. К тому же, эти доводы не опровергают выводов суда и, по сути, свидетельствуют о несогласии с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств по делу, что не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 5 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2977/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Солдатова Ольга Владимировна
Ответчики
Государственное учреждение- Центр установления пенсии и социальных выплат ПФ РФ в Волгоградской области №2
Управление Пенсионного фонда РФ(ГУ) в Светлоярском районе Волгоградской области
Другие
Солодская Наталья Константиновна
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Жданова Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
24.02.2021Передача дела судье
18.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021Передано в экспедицию
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее