Судья Медведев М. В. УИД 16RS0042-03-2022-011606-93
дело № 33 - 904/2024
дело № 2 – 13305/2022
учёт № 027г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А. Г.,
судей Никулиной О. В. и Тазиева Н. Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайнутдиновым М. М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Иштугановой Галины Рашидовны удовлетворить.
Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность предоставить Иштугановой Г. Р. специализированное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истицу и её представителя Субботину Л. Г., представителя ответчика Зиннатуллина Р. Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иштуганова Г. Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету (далее – Исполком) муниципального образования город Набережные Челны, Министерству образования и науки Республики Татарстан о возложении обязанности передать учётное дело и предоставить специализированное жилое помещение.
В обоснование своих требований истица указала, что её опекуном в Исполком Комсомольского района города Набережные Челны были поданы документы о включении в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированный жилых помещений. Постановлением Исполкома № 4940 от 28 октября 2009 года истица была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. По достижении 20 лет истица сменила паспорт и сообщила его данные органу местного самоуправления. 16 августа 2022 года истица обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с просьбой предоставить ей жилое помещение. В ответе от 25 августа 2022 года было указано, что документы на её имя в адрес Министерства не поступали. Эти обстоятельства и послужили причиной обращения истицы в суд.
Суд иск удовлетворил частично и постановил решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая на отсутствие в материалах дела сведений об обращении истицы в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот до достижения возраста 23 лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 года решение было отменено, в удовлетворении иска полностью отказано.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 октября 2023 года было отменено апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Кассационной инстанцией обращено внимание на то, что истице принадлежит ? доля в праве на жилое помещение площадью 12,7 кв. м в бывшем общежитии, факт её единоличного пользования этим помещением не лишает второго собственника принадлежащей ему доли в праве собственности на него, а решение жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23 июня 2023 года, на которое сослался суд апелляционной инстанции в своём определении как на одно из оснований для отказа в иске, было принято после обжалуемого решения.
При повторном рассмотрении дела представитель ответчика доводы жалобы поддержал и указал на то, что для предоставления истице жилого помещения она должна быть включена в соответствующий список, но в этом списке она отсутствует.
Истица и её представитель против удовлетворения жалобы возражали.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти республики по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
Частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Горсовета муниципального образования город Набережные Челны от 10 марта 2006 года № 9/7 учётная норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 15,0 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
По делу установлено, что истица обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Исполкома города Набережные Челны от 28 октября 2009 года № 4840 она была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи два человека и с этого учёта не снята до настоящего времени.
Истица зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 15,41 кв. м, расположенном по адресу: город Набережные Челны, переулок имени Сергея Есенина, <адрес>, - в здании общежития. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 2 августа 2022 года указанное жилое помещение принадлежит истице на праве общей долевой собственности, её доля в праве составляет ?, площадь помещения, на которую зарегистрировано право собственности, равна 12,7 кв. м. Право собственности на квартиру возникло у истицы и её сестры Иштугановой Р. Р. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан № 03-3741 от 4 декабря 2009 года.
Расхождение в площади квартиры, указанной в справке с места жительства – финансовом лицевом счёте как 15,41 кв. м, а в ЕГРН как 12,7 кв. м, обусловлено тем, что жилое помещение находится в общежитии, и в целях начисления платы за жилищно-коммунальные услуги в его площадь включается площадь мест общего пользования, не принадлежащих истице как собственнику и не входящих в состав её жилого помещения. Таким образом, площадь находящейся в общей долевой собственности истицы квартиры менее учётной нормы, установленной в городе ФИО2, она фактически нуждается в жилье. Суд кассационной инстанции в своём определении указал на то, что при наличии второго собственника жилого помещения на долю истицы приходится всего 6,35 кв. м его жилой площади и 7,705 кв. м общей.
Из представленного по запросу судебной коллегии учётного дела ФИО9 следует, что на учёт как нуждающаяся в жилье истица была поставлена вместе со своей сестрой и при прочих равных условиях, а основанием для постановки послужило помимо статуса ребёнка-сироты заявление опекуна сестёр ФИО11 от 22 сентября 2009 года. Договор приватизации квартиры, а по факту комнаты в общежитии, на что и указано в этом договоре, был заключён истицей и её сестрой 4 декабря 2009 года. Таким образом, они обе, приобретя жилое помещение в собственность, «реализовали своё право», как отмечал ответчик, однако Иштуганова Р. Р. решением жилищной комиссии Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25 октября 2017 года № 46 была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с ней 26 июля 2018 года заключён договор найма, а истице в реализации её аналогичного права было отказано. Суд кассационной инстанции отметил, что решение об отказе во включении в список было принято ответчиком уже после вынесения обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия принимает во внимание и письменные пояснения сотрудника муниципального бюджетного учреждения «Архив документов по личному составу» города ФИО2 Р. Э. (лист дела 221), которая в период с 9 августа 2013 года по 8 августа 2019 года работала руководителем отдела опеки и попечительства Исполкома города Набережные Челны и лично отвозила и передавала в Министерство учётные дела сестёр Иштугановых, изготавливала их дубликаты по причине утраты работниками ответчика. В связи с этими пояснениями судебная коллегия критично относится к письму ответчика от 25 августа 2022 года № И-5744/22-1 (лист дела 14), адресованному истице, согласно которому документы на её имя, необходимые для включения в список, в адрес ответчика не поступали, а с учётом всех приведённых выше фактических обстоятельств полагает решение ответчика об отказе во включении истицы в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, неправомерным и не находит оснований для отмены принятого судом первой инстанции решения по доводам его апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 20 декабря 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: