Решение по делу № 2-4931/2023 от 14.11.2023

Дело № 2-4931/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 декабря 2023 года                      г.Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе судьи Морева Е.А.,

при секретаре Авакян С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Островского района Костромской области в интересах Ратниковой Наталии Андреевны к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,

установил:

Истец обратился в суд с иском в интересах Ратниковой Н.А., требования мотивированы тем, что прокуратурой Островского района Костромской области на основании заявления Ратниковой Н.А. по вопросам необеспечения ее как страдающего заболеванием сахарный диабет в полном объеме медицинскими препаратами, проведена проверка. В ходе проверки установлено, что Ратникова Н.А. состоит на диспансерном учете у терапевта в ОГБУЗ «Островская районная больница» с 01.01.2009 года с диагнозом: «Инсулиннезависимый сахарный диабет». По заболеванию Ратниковой Н.А. рекомендован самоконтроль гликемии натощак и через 2 часа после еды. Из медицинской карты Ратниковой Н.А., а также из информации ОГБУЗ «Островская РБ» от 07.11.2023 следует, что Ратникова Н.А. регулярно обращается в поликлинику ОГБУЗ «Островская районная больница» за выпиской сахароснижающих препаратов для лечения диабета и выпиской тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови. В частности, за последние полгода такие обращения зарегистрированы в медицинской карте Ратниковой Н.А. - 07.06.2023, 09.06.2023, 06.07.2023, 11.07.2023, 30.08.2023, 01.11.2023. В связи с наличием указанного заболевания Ратниковой Н.А. необходим контроль уровня сахара в крови. Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным приказом Минздрава России от 01.10.2020 № 1054н, для исследования уровня глюкозы в крови без проведения непрерывного мониторинга глюкозы, с использованием индивидуального глюкометра и тест-полосок в амбулаторных условиях установлен усредненный показатель частоты предоставления медицинской услуги - 0,96, усредненный показатель кратности применения медицинской услуги - 1095. По данным ОГБУЗ «Островская РБ» в данном случае пациенту необходимо 4 тест-полоски в день, 5 упаковок «Сателлит Экспресс №50» в квартал. 30.08.2023г. Ратниковой Н.А. выписывались рецепты на получение тест-полосок «Сателлит-Экспресс» №50 для измерения уровня глюкозы в крови (№3010244943398946 и №1010244918398945) из расчета 1 полоска 4 раза в день, которые вплоть до настоящего времени не обслужены ввиду отсутствия соответствующих льготных медицинских изделий в аптеке «Губернская» п.Островское ГУП «Костромская областная аптечная база», поскольку в достаточном количестве не закуплены Департаментом здравоохранения Костромской области. Ратникова Н.А. состоит в региональном регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета области. По данным программно-технического комплекса назначения и выплаты пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области Ратникова Н.А. не значится и никаких выплат не получает. Тем самым, Ратникова Н.А. тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови не обеспечивается. Необходимые средства диагностики - тест-полоски для определения сахара в крови приобретаются Ратниковой Н.А. самостоятельно, за счет личных денежных средств. Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Просили суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Ратниковой Н.А., <дата> года рождения, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме, взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Ратниковой Н.А. расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов, в сумме 7 636 рублей.

В судебном заседании прокурор г.Костромы Михина Д.А., заявленные прокурором Островского района Костромской области, исковые требования поддержала.

В судебное заседание Ратникова Н.А. не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал.

Третьи лица ОГБУЗ «Островская районная больница», Департамент финансов Костромской области, Управление Росздравнадзора по Костромской области, ГУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили письменные отзывы.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по заявленным требованиям, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет основные принципы охраны здоровья, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Статьей 43 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ установлено, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующего лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ратникова Н.А. состоит на диспансерном учете у терапевта в ОГБУЗ «Островская районная больница» с 01.01.2009 с диагнозом: «Инсулиннезависимый сахарный диабет». По заболеванию Ратниковой Н.А. рекомендован самоконтроль гликемии натощак и через 2 часа после еды.

Из медицинской карты Ратниковой Н.А., а также из информации ОГБУЗ «Островская РБ» от 07.11.2023 следует, что Ратникова Н.А. регулярно обращается в поликлинику ОГБУЗ «Островская районная больница» за выпиской сахароснижающих препаратов для лечения диабета и выпиской тест-полосок для измерения уровня глюкозы в крови. В частности, за последние полгода такие обращения зарегистрированы в медицинской карте Ратниковой Н.А. - 07.06.2023, 09.06.2023, 06.07.2023, 11.07.2023, 30.08.2023, 01.11.2023.

По данным ОГБУЗ «Островская РБ» в данном случае пациенту необходимо 4 тест-полоски в день, 5 упаковок «Сателлит Экспресс №50» в квартал. 30.08.2023г. Ратниковой Н.А. выписывались рецепты на получение тест-полосок «Сателлит-Экспресс» №50 для измерения уровня глюкозы в крови (№3010244943398946 и №1010244918398945) из расчета 1 полоска 4 раза в день, которые вплоть до настоящего времени не обслужены ввиду отсутствия соответствующих льготных медицинских изделий в аптеке «Губернская» п.Островское ГУП «Костромская областная аптечная база», поскольку в достаточном количестве не закуплены Департаментом здравоохранения Костромской области.

Ратникова Н.А. состоит в региональном регистре пациентов, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств бюджета области. По данным программно-технического комплекса назначения и выплаты пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области Ратникова Н.А. не значится и никаких выплат не получает.

Из материалов дела и представленной информации Ратникова Н.А. тест-полосками для проведения диагностики сахара в крови в истекшем периоде 2023 года не обеспечивалась. Необходимые средства диагностики - тест-полоски для определения сахара в крови приобретаются Ратниковой Н.А. самостоятельно, за счет личных денежных средств на сумму 7 636 рублей.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.

В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлениями Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а и от 23.12.2019 № 511-а утверждены Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 - 2022 годы.

Аналогичным постановлением Администрации Костромской области от 30.12.2022 № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024-2025, которая предусматривает обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В указанной Программе установлено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 32 (Постановление от 29.12.2017 № 522-а), п.39 (Постановление от 23.12.2019 № 511-а), п. 9 программ за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2022 № 2497 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 г. и 2024 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание «диабет», при оказании амбулаторно-клинической помощи.

В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Исходя из указанного, тест-полоски к глюкометру являются медицинскими изделиями, применяемыми для определениями уровня глюкозы в крови в соответствии с приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете».

Согласно приложению №1 Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», лица с заболеванием диабет обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, инсулиновыми шприцами и иглами к ним, средствами диагностики.

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (часть 1 статьи 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (пункт 1 части 4 статьи 81).

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.12.2007 № 748, определено обеспечение тестами для определения глюкозы крови к глюкометру и инсулиновыми иглами пациентов, страдающих инсулинонезависимым сахарным диабетом вне зависимости от возраста.

В силу положений ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку материалами дела подтверждено несение истцом расходов на самостоятельное приобретение медицинских изделий и препаратов, на что израсходовано 7 636 рублей, исковые требования о взыскании данных убытков подлежат удовлетворению.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Островского района Костромской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Островского района Костромской области удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Ратниковой Наталии Андреевны, 01.06.1988 года рождения, тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Ратниковой Наталии Андреевны расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов в сумме 7 636 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

2-4931/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ратникова Наталия Андреевна
Прокурор Островского района Костромской области
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Другие
ОГБУЗ "Островская районная больница"
Департамент финансов Костромской области
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Управление Росздравнадзора по Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Морев Евгений Александрович
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
14.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2023Передача материалов судье
15.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее