В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а – 6896 (2а-2333/2019)
Строка № 020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 октября 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Доровских И.А.,
судей Андреевой Н.В., Привалова А.А.,
при секретаре Жуковской И.В., -
заслушав в открытом заседании по докладу судьи Андреевой Н.В.,
административное дело по исковому заявлению Галкиной Марии Григорьевны к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения от 08.02.2019 года № об отказе в выдаче справки о реабилитации, о возложении обязанности выдать справку о реабилитации Красикова Сергея Яковлевича, 1898 года рождения,
по апелляционной жалобе Галкиной М.Г.
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2019 года
(судья райсуда Шумейко Е.С.),
УСТАНОВИЛА:
30 января 2019 года Галкина Мария Григорьевна обратилась в ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о выдаче справки о реабилитации деда Красикова Сергея Яковлевича, 10 мая 1898 года рождения, умершего 15 июня 1974 года, приложив к заявлению архивную справку Казенного государственного учреждения «Государственный архив Воронежской области» от 25 января 2019 года № К-4, согласно которой в 1930 году Красиков С.Я. был лишен избирательных прав, в 1931 году раскулачен и взят по линии ОГПУ.
08 февраля 2019 года решением ГУ МВД России по Воронежской области за номером №3/197700937283 в выдаче справки о реабилитации отказано на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку сведения, содержащиеся в архивной справке, не являются подтверждением политической репрессии в административном порядке к Красикову С.Я. (л.д.8).
Полагая указанное решение незаконным, вынесенным без каких-либо оснований, Галкина М.Г. обратилась в районный суд с административным иском к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче справки о реабилитации, возложении обязанности выдать справку о реабилитации Красикова Сергея Яковлевича, 1898 года рождения (л.д.3-6).
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 10 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.56, 57-58).
В апелляционной жалобе Галкина М.Г. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств дела, нарушение норм материального и процессуального права (л.д.63-68).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще (л.д.79), что позволяет рассмотреть его в отсутствие данного лица.
Заслушав объяснения Галкиной М.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с принятие по делу нового решения, по следующим основаниям.
Правоотношения между сторонами по оказанию государственной услуги по выдаче справки о реабилитации регламентируются Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", а также Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденной Приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165.
Основаниями для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий признается отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22 указанного Административного регламента).
Разрешая заявленные требования, районный суд не принял во внимание и не дал оценки тому, что оспариваемое решение ответчика не является мотивированным, не содержит нормативной ссылки на какое-либо основание, приведенное в указанном выше пункте Административного регламента.
Кроме того, статья 7 Закона от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» возлагает на органы внутренних дел обязанность по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций установить факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, составить заключение и выдать справку о реабилитации или сообщить об отказе в выдаче такой справки, а также предусматривает, что решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд.
Предоставление данной государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрацию заявлений; определение государственного органа, непосредственно осуществляющего предоставление государственной услуги; исполнение заявления государственным органом, непосредственно осуществляющим предоставление государственной услуги; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги; подготовку, оформление и отправку заключения о признании реабилитированным, заключения об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР); выдачу дубликата справки о реабилитации (п.37 Административного регламента).
В силу п.49 Административного регламента по материалам проверки о применении репрессии сотрудник ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги, составляет заключение о реабилитации (приложение №3) или об отказе в реабилитации (приложение №4).
В целях получения информации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностное лицо ИЦ, ответственное за предоставление государственной услуги, в случае необходимости запрашивает архивные документы, в том числе архивные справки, выписки, копии (сведения, содержащиеся в них) либо иные документы, подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к конкретному лицу путем направления межведомственного запроса в федеральные государственные архивы и государственные архивы субъектов Российской Федерации п.54.1 Административного регламента).
Ответы, поступившие по межведомственным запросам, приобщаются к заявлению и материалам проверки факта применения политической репрессии в административном порядке к конкретному лицу при принятии решения по результатам их рассмотрения (п.54.3 регламента).
Копии заключения о признании реабилитированным (заключения об отказе в признании реабилитированным) и сопроводительного письма подшиваются в отдельное дело вместе с заявлением и материалами проверки (п.58 регламента).
Вместе с тем ответчиком, на которого возложена обязанность представления доказательств законности и обоснованности принятого решения и выполнения вышеуказанных действий, не представлены какие-либо доказательства соблюдения вышеуказанных требований
- 2 -
Административного регламента, в том числе материал проверки по заявлению Галкиной М.Г., заключение об отказе в реабилитации, которое в силу п.49 Административного регламента по материалам проверки о применении репрессии составляет сотрудник ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги.
Кроме самого оспариваемого решения от 08.02.2019 года, каких-либо иных материалов, составление которых предусмотрено в силу приведенных выше положений, ответчиком не представлено, в том числе и заключения об отказе в признании реабилитированным, и в материалах дела по иску Галкиной М.Г. не содержится, что также оставлено районным судом без внимания.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что сам срок рассмотрения заявления Галкиной М.Г., которое подано 30.01.2019 года, а разрешено 08.02.2019 года, свидетельствует о том, что какая-либо проверка по нему, срок для проведения которой ограничен тремя месяцами, не проводилась.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что ни должностным лицом, принявшим оспариваемое решение, ни районным судом не дана надлежащая оценка содержанию архивной справки применительно к отраженному в ней и примененного в отношении Красикова С.Я. понятию «раскулачивания» (л.д.9), данному Верховным Судом Российской Федерации в принятых судебных постановлениях, в том числе и в определении от 30.03.1999 года №31-В98-9, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истца и в указанной части, по мнению судебной коллегии, представляются заслуживающими внимания.
Таким образом, решение суда, вынесенное без учета изложенного выше, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным решения ответчика от 08.02.2019 года об отказе в выдаче справки о реабилитации Красикова Сергея Яковлевича, 1898 года рождения.
Учитывая то, что ответчиком не представлено каких-либо материалов по проверке заявления Галкиной М.Г., а также доказательств проведения такой проверки, в целях восстановления нарушенного права судебная коллегия считает необходимым возложить на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 30.01.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 10 июня 2019 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение ГУ МВД России по Воронежской области в форме сообщения информационного центра от 08 февраля 2019 года №2/19770937283 об отказе в выдаче справки о реабилитации Красикова Сергея Яковлевича, 1898 года рождения.
Возложить на ГУ МВД России по Воронежской области обязанность повторно рассмотреть заявление Галкиной Марии Григорьевны о выдаче справки о реабилитации Красикова С.Я..
Председательствующий:
Судьи коллегии: