Дело № 2-3692/2021 23 декабря 2021 года
29RS0014-01-2021-007549-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Жукова С. И. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии,
установил:
Жуков С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2014 года по 31 декабря 2020 года, перерасчете пенсии с 21 июля 2021 года.
В обоснование требований истец указал, что является получателем пенсии по старости с 11 апреля 2014 года, 21 июля 2021 года подал в пенсионный орган заявление о перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Ответчиком при рассмотрении данного заявления не был включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2014 года по 31 декабря 2020 года. Полагая, что ответчиком необоснованно исключен указанный период из данного стажа, поскольку в спорный период истец был зарегистрирован и осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске, исполнял обязанности по уплате налогов и страховых взносов, истец обратился в суд с заявленным иском, считая также, что с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанного периода у него возникнет право на перерасчете пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 21 июля 2021 года.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, его представитель поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на недоказанность факта осуществления истцом предпринимательской деятельности в спорный период в г.Архангельске. Полагал, что представленные договоры не могут быть достаточным доказательством факта осуществления истцом предпринимательской деятельности г.Архангельске, поскольку не представлены товарные накладные, а в выписке по счету имеются сведения об осуществлении истцом в 2015-2016 годах перевозки грузов между различными городами.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Жукова С.И. <№>, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Из материалов выплатного (пенсионного) дела <№> следует, что решением пенсионного органа от <Дата> истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с абз. 3 ст. 28.1.6 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» с 11 апреля 2014 года.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что 21 июля 2021 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением пенсионного органа <№> истцу было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4,5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет.
При этом при расчете права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен оспариваемый истцом период осуществления предпринимательской деятельности.
Судом установлено, что истец в спорный период был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске и в период с 01 февраля 1997 года по 31 декабря 2020 года являлся плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).
Таким образом, истец как индивидуальный предприниматель был зарегистрирован в органах контроля за уплатой страховых взносов и налогов в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно пункту 6 Правил <№> к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;
единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
В период с января 2014 года по декабрь 2020 года истец в полном объеме и своевременно производил уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, что подтверждается материалами дела и пояснениями представителя ответчика.
Согласно ответу ИФНС России по г.Архангельску на запрос пенсионного органа от 12 августа 2021 года и налоговым декларациям за 2014-2020 годы, местом осуществления деятельности в представленных за спорный период истцом декларациях по ЕНВД по видам деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов» указан г.Архангельск..
Из налоговых деклараций за период с 2014 года по 2020 год, представленных истцом в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, следует, что ИП Жуков С.И. применял в указанные периоды систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД и получал доход от предпринимательской деятельности.
В подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности в спорные периоды истец представлял в пенсионный орган также договоры с ООО «Трансснаб-логистик», ООО «ПоморСервис» и ООО «НордСервис», акты на транспортные услуги, выписку по счету из банка Финсервис.
Из договора на транспортно-экспедиционное обслуживание от 10 мая 2011 года, заключенного с ООО «Трансснаб-логистик», следует, что ИП Жуков С.И. обязался по заданию данного общества принимать грузы к перевозке в междугороднем и внутригородском сообщении на основании предварительной заявки.
Согласно выписке по счету из АО «Банк Финсервис» в период с 2015 года по 2016 год за оказание услуг по перевозке грузов в рамках данного договора истцу выплачивалось вознаграждение. При этом перевозка грузов осуществлялась между различными городами (Архангельск, Москва, Рязань, Белгород и другие).
Из представленных в материалы дела договоров на перевозку грузов автомобильным транспортом от <Дата>, заключенных с ООО «НордСервис» и ООО «ПоморСервис», следует, что истец принял на себя обязательство за вознаграждение по поручению и за счет заказчика осуществлять отправку грузов заказчика автомобильным транспортом, а также совершать иные действия, связанные с экспедированием груза. Представленными в материалы дела актами подтверждается факт оказания и оплаты услуг по данным договорам.
Кроме того, с <Дата> истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: г.Архангельск, ....
Следовательно, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается факт осуществления истцом предпринимательской деятельности на территории с особыми климатическими условиями – местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в оспариваемый им период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2020 года, в связи с чем решение ответчика об его исключении из данного вида стажа является необоснованным.
Ссылка представителя ответчика на необходимость наличия транспортной накладной к договору грузоперевозки, что предусмотрено Гражданским кодексом РФ, является несостоятельной, поскольку само по себе отсутствие такого документа не влияет на вывод суда об осуществлении истцом предпринимательской деятельности в особых климатических условиях для льготного пенсионного обеспечения.
Вопреки доводам ответчика, сам по себе факт осуществления перевозок в г.Архангельск из других городов по договору, заключенному истцом с ООО «Трансснаб-логистик», не свидетельствует достоверно о том, что истец не осуществлял в 2015-2016 годах предпринимательскую деятельность г.Архангельске, поскольку конечным пунктом в большинстве случаев являлся г.Архангельск, договор предусматривал оказание услуг и по перевозке в внутригородском сообщении, перевозка могла осуществляться не лично истцом, а по его заданию иными лицами, что подтверждается фактом использования для перевозки различных транспортных средств.
Доказательств оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов истцом не по месту постоянного жительства и регистрации как индивидуального предпринимателя в иные спорные периоды ответчиком суду не представлено, при этом из представленных суду договоров следует, что ООО «Трансснаб-логистик», ООО «НордСервис» и ООО «ПоморСервис» зарегистрированы в г.Архангельске.
На основании изложенного, требования истца о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2014 года по 31 декабря 2020 года подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчёт размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчёте размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
При обращении истца с заявлением о перерасчете пенсии 21 июля 2021 года с учетом включенных судом по настоящему решению периодов и добровольно включенных ответчиком периодов стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составлял более требуемых 20 лет, в связи с чем истец имеет право на перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты с 01 августа 2021 года.
Таким образом, исковые требований Жукова С.И. о перерасчете размера пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 августа 2021 года подлежат удовлетворению.
Требования о перерасчете пенсии с 21 июля 2021 года в силу изложенных норм права и обстоятельств дела не подлежат удовлетворению.
Согласно положениям ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся помимо прочего расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату услуг представителя осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
При этом гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что основополагающим критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 октября 2005 года №355-0, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда. Вместе с тем, суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг представителя предоставлен договор от 07 октября 2021 года, заключенный между ИП Корякиным М.А. (исполнитель) и Жуковым С.И. (заказчик), по условиям которого исполнитель обязался по заданию заказчика оказать услуги по консультации, изучению материалов дела, формированию правовой позиции, составлению искового заявления о включении периодов работы в стаж, перерасчете пенсии, представлению интересов заказчика в суде первой инстанции. Стоимость услуг определена сторонами в 25 000 руб.
Согласно кассовым чекам от 07 октября 2021 года, от 22 октября 2021 года, от 18 ноября 2021 года истцом на оплату услуг представителя были понесены расходы в размере 25 000 руб.
Согласно разъяснениям, данным в п.п.11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание объем проделанной представителем истца работы (составление искового заявления и участие в двух судебных заседаниях), характер спора, его сложность, частичное удовлетворение исковых требований, суд, руководствуясь принципами справедливости и разумности, полагает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 16 000 руб. Требования в остальной части расходов на оплату юридических услуг не подлежат удовлетворению по указанным основаниям ввиду их неразумности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Жукова С. И. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода, перерасчете размера пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы Жукова С. И. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2014 года по 31 декабря 2020 года, произвести перерасчет размера пенсии Жукова Сергея Ивановича с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 августа 2021 года.
Взыскать с Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Жукова С. И. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 16 000 (Шестнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Жукова С. И. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчете размера пенсии с 21 июля 2021 года, взыскании судебных расходов в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жданова