Судья Кукурекин К.В. № 2-1344/2023
(в первой инстанции)
№ 33-855/2024
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 февраля 2024 года г.Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ваулиной А.В.,
судей Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,
при секретаре Бойко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 11 сентября 2023 года по гражданскому делу по исковому заявлению Глазуновой О. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости и понуждении к совершению определенных действий,
(третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент образования и науки города Севастополя, Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»),
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
Глазунова О.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по г.Севастополю, в котором просила признать право на досрочную страховую пенсию по старости, включить в стаж на соответствующих видах работ период работы в Севастопольской общеобразовательной школе I-III ступеней № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований указала, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который, как она полагала, безосновательно не учтён спорный период работы в должности педагога, в том числе в должности социального педагога. Ссылаясь на то, что пенсионным законодательством Украины, действовавшим на период выполнения соответствующих работ, к работе в должности педагога не предъявлялись требования о выполнении норм педагогической или учебной нагрузки, что занятость в должности учителя в объёме полный рабочий день подтверждена справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на то, что работа в должности социального педагога засчитывалась в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, Глазунова О.В. обратилась за судебной защитой своих пенсионных прав.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 11 сентября 2023 года требования Глазуновой О.В. удовлетворены.
С таким решением суда ОСФР по г.Севастополю не согласно и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу иске. Указывает, что применение законодательства иностранного государства (Украины) о пенсионном обеспечении не предусмотрено на территории Российской Федерации. В связи с чем, истец должна была подтвердить выполнение норм педагогической или учебной нагрузки за спорные периоды работы. Однако, таких доказательств она не представила. Отмечая также то, что российским законодательством работа в должности социального педагога не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ в общеобразовательных учреждениях, пенсионный орган полагал, что Глазунова О.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не приобрела, поскольку имеющегося у неё специального стажа педагогической деятельности, не включающего заявленные периоды работы, недостаточно.
Глазунова О.В. в своих письменных возражениях апелляционную жалобу просила отклонить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента образования и науки города Севастополя, ГБОУ «СОШ № 12» не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. Департамент представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель ОСФР по г.Севастополю Лебедев М.С., действующий на основании доверенности от 09 января 2024 года № 3, апелляционную жалобу поддержал, просил её удовлетворить.
Глазунова О.В. и её представитель Дорофеева Е.А., действующая по ордеру № 078370 от 29 февраля 2024 года, решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Глазунова О.В., 30 января 1971 года рождения, приобрела гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ и 30 мая 2014 года была зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
Истец неоднократно (15 апреля 2021 года и 30 июня 2022 года) обращалась в ОСФР по г.Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако, последним решением ответчика № 73470/22 от 28 сентября 2022 года страховой стаж истца окончательно исчислен в размере 32 года 3 месяца 25 дней, а стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) без учёта исключённых периодов работы - в размере 15 лет 2 месяца 4 дня. В связи с чем, в установлении заявленной пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет.
Пенсионным органом не засчитаны следующие периоды:
- с 26 по ДД.ММ.ГГГГ, с 07 по ДД.ММ.ГГГГ, с 18 по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска без сохранения заработной платы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в связи с отсутствием сведений о выполняемой нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – не выполнялись нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Работа в должности социального педагога не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ в общеобразовательных учреждениях;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – педагогическая деятельность осуществлялась не на полную ставку (0,66) по данным индивидуального лицевого счёта.
Полагая такое решение ОСФР по г.Севастополю в части спорных периодов и отказа в назначении досрочной пенсии незаконным, нарушающим конституционное право на пенсионное обеспечение, Глазунова О.В. обратилась за судебной защитой своего нарушенного права.
Разрешая спор, и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции посчитал, что в льготный стаж гражданина подлежат включению периоды работы Глазуновой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога, а с ДД.ММ.ГГГГ также в должности социального педагога, поскольку это было предусмотрено пенсионным законодательством Украины, действовавшим на территории города Севастополя в период выполнения соответствующих работ. Установив, что с учётом этих периодов стаж на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) превышает требуемые 25 лет, и что иные условия также выполняются, районный суд признал за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и обязал ответчика назначить её Глазуновой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя законность и обоснованность постановленного судебного акта по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, в общем соглашаясь с выводами суда о необходимости оценки пенсионных прав истца по законодательством Украины, действовавшим на территории города Севастополя в период выполнения соответствующих работ, между тем усматривает основания для изменения решения суда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, также были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось для учителей общеобразовательных школ: с 01 ноября 1999 года пунктом 1 раздела «Наименование должностей» и соответствующим ему пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, а с 14 ноября 2002 года пунктом 1 раздела «Наименование должностей» и соответствующим ему пунктом 1.1 «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 11 тех же Правил, работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела «Наименование учреждений» списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела «Наименование учреждений» списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с этим федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данным положениям корреспондирует часть 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», предусматривающая, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 7 Федеральный закон от 05 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 26 октября 2017 года № 2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
Из разъяснений пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
С учётом этого, а также того, что в спорные периоды трудовая деятельность Глазуновой О.В., приобретшей гражданство в порядке Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, осуществлялась на территории г.Севастополя, на которой до 01 января 2015 года применялось пенсионное законодательство Украины, то, вопреки ошибочной позиции ответчика, положения этого законодательства также подлежат применению к возникшим правоотношениям.
Согласно пункту «е» статьи 55 Закона Украины от 5 ноября 1991 года № 1788-ХII «О пенсионном обеспечении» работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем, который утверждается в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Украины от 04 ноября 1993 года № 909, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники общеобразовательных учебных заведений, военных общеобразовательных учебных заведений, музыкальных и художественных школ (в том числе учителя, социальные педагоги (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми). Работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
При этом, в отличие от российского законодательства, включение в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, не обуславливалось выполнением (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Кроме того, работа в должности социального педагога засчитывалась в стаж педагогической деятельности независимо от типа образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы пенсионного органа о том, что стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) подлежит исчислению исключительно в соответствии с пунктами 4 и 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, без учёта законодательства Украины, не состоятельны основаны на неверном применении и толковании приведённых выше норм права.
С 1 января 2015 года за гражданами Украины, постоянно проживающими на территории города Севастополя, сохранено право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, с возможностью реализации социальных прав в объёме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях города Севастополя на момент принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и образовании новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, Глазунова О.В. независимо от произошедшего перехода к правовому регулированию законодательством Российской Федерации сферы пенсионного обеспечения сохранила приобретённое право на включение в специальный стаж педагогической деятельности для досрочного назначения досрочной страховой пенсии по старости на условиях законодательства Украины, действовавшего на период выполнения соответствующей работы. Принятие же противоположной позиции ответчика влекло бы для истца необоснованное снижение уровня пенсионного обеспечения, что недопустимо.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
По делу установлено, что согласно трудовой книжке серии БТ-II №, заведённой на имя Глазуновой О.В., а также выданным работодателем ГБОУ «СОШ №» уточняющим справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности учителя обслуживающего труда, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также социальным педагогом (от 0,5 до 0,75 ставки в различные периоды) с нагрузкой в объёме занятость полный рабочий день.
Разрешая спор, и засчитывая все эти спорные периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в полном объёме в педагогический стаж истца в соответствии с приведённым выше нормативным регулированием, районный суд, вместе с тем, не учёл имевшие место в это время отвлечение от работы, не засчитываемое в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также изменение наименования работодателя.
Согласно исторической справке от ДД.ММ.ГГГГ № образовательное учреждение, в котором трудилась истец, именовалось:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - общеобразовательная школа I-III ступеней № г.Севастополя;
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Севастопольская общеобразовательная школа I-III ступеней № Севастопольского городского совета.
Кроме того, из тех же уточняющих справок № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец в период с 28 по ДД.ММ.ГГГГ и с 29 по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске без сохранения заработной платы.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, - в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Поскольку отпуск без сохранения заработной платы в специальный стаж в соответствии с приведёнными положениями не засчитывается, то период работы Глазуновой О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включаемый в педагогический стаж, подлежал корректировке с учётом неподлежащих зачёту отпусков без сохранения заработной платы с 28 по ДД.ММ.ГГГГ и с 29 по ДД.ММ.ГГГГ, что суд первой инстанции во внимание не принял.
При этом, учебный отпуск, имевший место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и также отражённый в уточняющих справках, включению в стаж истца на соответствующих видах работ (педагогическая деятельность) подлежал, так как в эти периоды в соответствии со справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № за Глазуновой О.В. сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой по законодательству Украины начислялся и уплачивался сбор на обязательное пенсионное страхование. Более того, начисления на предоставление учебных отпусков, в том числе отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вошли в размер заработка для исчисления пенсии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что в страховой стаж работы Глазуновой О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежали включению следующие периоды работы: в Общеобразовательной школе I-III ступеней № г.Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31 август 2005 года; в Севастопольской общеобразовательной школе I-III ступеней № Севастопольского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, считает необходимым изменить абзац третий резолютивной части решения суда, изложив его в приведённой редакции.
Поскольку льготный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (педагогическая деятельность) с учётом периодов, признанных пенсионным органом решением от ДД.ММ.ГГГГ №, и периодов, включенных по результатам разрешения настоящего спора, составил более 25 лет, то решением суда за Глазуновой О.В. законно и обоснованно признано право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а на ответчика верно возложена обязанность её назначить.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
изменить абзац третий резолютивной части решения Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, изложив его в следующей редакции: Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю включить в страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Глазуновой О. В. следующие периоды работы: в Общеобразовательной школе I-III ступеней №: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31 август 2005 года; в Севастопольской общеобразовательной школе I-III ступеней № Севастопольского городского совета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 07 марта 2024 года.
Председательствующий: А.В. Ваулина
Судьи: И.А. Анашкина
М.А. Донскова