Решение по делу № 8Г-12355/2022 [88-14469/2022] от 26.04.2022

48RS0003-01 -2021 -004317-31

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-14469/2022

г. Саратов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                          4 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Юдиной С.В., Матросовой Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 июля 2022 года гражданское дело по иску Реброва Сергея Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области об отмене решения центральной жилищно-бытовой комиссии

по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области

на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-3095/2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 марта 2022 года по гражданскому делу № 33-906/2022

заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Юдиной С.В.,

установила:

Ребров С.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области (далее по тексту - УМВД России по Липецкой области) об отмене решения центральной жилищно-бытовой комиссии.

2

Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 марта 2022 года исковые требования Реброва С.В. удовлетворены: признано незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от 14 мая 2021 года № 5 в части отмены пункта 1.17 в протоколе № 7 центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от 3 декабря 2012 года о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Реброва С.В. с составом семьи 1 человек и снятии Реброва С.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; Ребров С.В. восстановлен в учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек.

В поданной кассационной жалобе УМВД России по Липецкой области ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, указывая на необоснованность постановки истца на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, ввиду ухудшения жилищных условий перед постановкой на учет, а также на отсутствие данных о нуждаемости Реброва С.В. в настоящее время в жилом помещении.

Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.

3

Судом установлено, что Ребров С.В. проходит службу в органах внутренних дел с 15 января 1998 года по настоящее время. Стаж службы в органах внутренних дел по состоянию на 30 апреля 2021 года составляет 27 лет 2 месяца 16 дней.

Согласно материалам дела, 18 октября 2012 года Ребров С.В. обратился к начальнику УМВД России по Липецкой области с заявлением (рапортом) о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ. Стаж службы в органах внутренних дел на момент обращения составил 16 лет 8 месяцев 26 дней.

Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от 3 декабря 2012 года (протокол № 7) Ребров С.В. поставлен на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 1 человек (пункт 1.17 протокола № 7).

Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от 14 мая 2021 года (протокол № 5) отменен пункт 1.17 в протоколе № 7 центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области от 3 декабря 2012 года о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения майора полиции Реброва С.В. с составом семьи 1 человек, Ребров С.В. снят с учета на получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В качестве оснований принятия решения указано на отсутствие правовых оснований нахождения Реброва С.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как в связи с обеспеченностью жилым помещением сверх установленной нормы (более 15 квадратных метров на одного человека), так и в связи с неправомерным решением о постановке его на учет.

Как следует из выписки из протокола № 5 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области об учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14 мая 2021 года, Ребров С.В. в период с 5 октября 2000 года по 19 июня 2012 года был постоянно зарегистрирован и проживал в квартире общей площадью 62,3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> в

4

которой, помимо него, были зарегистрированы еще 3 человека: мать - ФИО4, отец - ФИО5, брат - ФИО6 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляла 15,57 кв.м. Собственником квартиры являлась мать Реброва С.В. - ФИО9 на основании договора № 6190 на передачу квартиры в собственность от 13 января 2007 года. 19 июня 2012 года Ребров С.В. в добровольном порядке снялся с регистрационного учета в данном жилом помещении, в связи с продажей квартиры собственником ФИО4 по договору купли- продажи от 25 мая 2012 года, хотя имел право пользования данным жилым помещением в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Комиссия пришла к выводу, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ Ребров С.В. совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и мог быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Кроме того, из той же выписки из протокола № 5 заседания центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Липецкой области об учете очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 14 мая 2021 года следует, что после постановки на учет Ребров С.В. в период с 19 июня 2012 года по 30 января 2015 года был постоянно зарегистрирован и проживал в отдельной квартире общей площадью 48,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма от 19 июня 2012 года, заключенного с собственником квартиры ФИО7 Затем Ребров С.В. 14 ноября 2018 года вновь был зарегистрирован в указанной квартире в качестве члена семьи собственника - ФИО7, где проживает до настоящего времени. По условиям указанного договора ФИО7 (наймодатель) передала Реброву С.В. (нанимателю) жилую комнату в вышеуказанной квартире за плату во временное владение и пользование в целях проживания.

Пунктом 3.1 указанного договора установлена ежемесячная плата за пользование комнатой в сумме 2000 рублей.

Срок найма определен с 14 ноября 2018 года по 14 ноября 2019 года (пункт 1.3 договора), а в случае, если одна из сторон за 1 месяц до окончания

5

срока действия договора не заявит о его расторжении, договор продляется на тот же срок на тех же условиях (пункт 6.2 договора).

Помимо Реброва С.В. в квартире зарегистрированы собственник жилого помещения - ФИО7 и ее несовершеннолетняя дочь. Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 16,26 кв.м.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:

    не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

    является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

    проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6

    является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

    проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

    проживает в общежитии;

    проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).

Пунктом 19 Правил регламентированы основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты.

7

Так, в соответствии с названным пунктом Правил в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:

    а)    по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;

    б)    в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;

    в)    в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;

    г)    в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);

    д)    в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Данный пункт Правил содержит исчерпывающий перечень оснований снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты и расширительному толкованию не подлежит.

Положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение

8

единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе, действия, связанные:

    с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

    с обменом жилыми помещениями;

    с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

    с выделением доли собственниками жилых помещений;

    с отчуждением жилых помещений или их частей.

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятия с такого учета на основании подпункта «б» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223.

Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования Реброва С.В., суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, показаниям свидетеля ФИО7, копии заявления ФИО10 от 14 ноября 2018 года о регистрации Реброва С.В. в ее квартире, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделали обоснованный вывод    об    отсутствии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              доказательств того, что ответчиком

9

выявлены сведения, не соответствующие данным, указанным в заявлении (рапорте) и представленных документах, послуживших основанием для принятия истца на учет для получения единовременной выплаты, либо указывающих об умышленном искажении истцом каких-либо сведений при обращении с заявлением о постановке на учет, равно как доказательств, объективно свидетельствующих о том, что Ребров С.В. намеренно ухудшил свои жилищные условия.

Суды верно исходили из того, что жилое помещение, в котором истец проживает на основании договора найма, не подлежит учету при определении права Реброва С.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку судом установлено, что Ребров С.В. членом семьи наймодателя не является. В связи с чем, у центральной жилищно-бытовой комиссии отсутствовали основания для снятия Реброва С.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты.

В судебных актах приведено толкование норм материального права (статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 247-ФЗ от 19 июля 2011 года «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Постановления Правительства № 1223 от 30 декабря 2011 года «О правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изложенные УМВД России по Липецкой области в жалобе доводы о законности принятого решения, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать

10

вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом исследованы все представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которым дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов, которые не являлись предметом оценки судов первой и второй инстанций, кассационная жалоба ответчика не содержит.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

решение Правобережного районного суда г. Липецка от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-12355/2022 [88-14469/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Ребров Сергей Владимирович
Ответчики
УМВД России по ЛО
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Юдина С.В.
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
04.07.2022Судебное заседание
04.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее