Дело №11-20/2021
УИД 29МS0037-01-2021-000489-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Няндома 17 ноября 2021 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Тимошенко А.Г.,
при помощнике судьи Беляеве М.А.,
с участием представителя истца Кузьменко И.Ю.,
ответчика Глушкова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области гражданское дело по апелляционной жалобе Глушкова Д.И. на решение мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 августа 2021 г.,
установил:
ООО «ТГК-2 Энергосбыт» обратилось в суд с иском к Глушкову Д.И. о взыскании задолженности, указав в обоснование, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Плата за потребленную электроэнергию Глушковым Д.И. вносилась нерегулярно, в связи с чем, за период с 1 июня по 31 июля 2020 г. образовалась задолженность в размере 1807 рублей 93 копейки. Просило взыскать с ответчика указанную сумму задолженности, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, всего 2207 рублей 93 копейки.
В судебном заседании представитель истца Кузьменко И.Ю. исковые требования поддержал.
Ответчики Глушков Д.И. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 августа 2021 г. постановлено:
«иск Общества с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт» к Глушкову Д.И. о взыскании задолженности удовлетворить.
Взыскать с Глушкова Д.И., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в поселке <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ТГК-2 Энергосбыт» задолженность за потребленную электроэнергию в период с 1 июня по 31июля 2020 г. в размере 1807 рублей 93 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400рублей, всего 2207 рублей 93 копейки».
С указанным решением не согласился ответчик Глушков Д.И., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на допущенное судом нарушение норм материального права, незаконность и необоснованность выводов суда.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения ст.ст. 5, 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ст.ст. 3, 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указал, что при разрешении настоящего спора подлежали применению нормы гражданского, а не жилищного законодательства, поскольку ЖК РФ не является специальным по отношению к ГК РФ, так как принят не в соответствии с ГК РФ и имеет собственный предмет регулирования и принципы. Считает, что необоснованным вывод мирового судьи о том, что не проживание ответчика в спорном жилом помещении в спорный период не свидетельствует о том, что он не является потребителем электрической энергии. Из п. 1 договора электроснабжения от 9 февраля 2015 г№ следует, что под понятие «Потребитель» стороны понимают физическое лицо, проживающее в жилом помещении (собственник или наниматель) и использующее коммунальную услугу (электроснабжение), предоставляемую Исполнителем для личных и семейных, домашних и иных нужд. Также полагает неправомерным определением лица в качестве стороны спора – ответчика и привлечения его в этом качестве к гражданско-правовой ответственности. Настаивает на недоказанности факта оказания истцом услуги по электроснабжению.
В судебном заседании ответчик Глушков Д.И. на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение мирового судьи отменить. Дополнительно обратил внимание на вынесение судебного приказа от 14 июля 2021 г. по делу №2-2547/2021 о взыскании с него задолженности за потребленную электроэнергию за период с 1 августа 2020 г. по 31 августа 2021 г. При этом указал, что в квитанции за август 2021 г. в результате исполнения указанного судебного приказа истцом сгенерировано уменьшение спорной задолженности на списанную со счетов сумму.
Представитель истца Кузьменко И.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).
Свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Мировым судьей установлено и это подтверждается материалами дела, что ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что истец ООО "ТГК-2 Энергосбыт" является поставщиком электрической энергии по указанному адресу
Согласно расчету задолженности, за период с 1 июня 2020 г. по 31 июля 2020 г. Глушкову Д.И. начислена плата за электроэнергию в размере 1807 рублей 93 копейки.
Из представленных квитанций на оплату коммунальной услуги по электроснабжению видно, Глушкову Д.И. неоднократно направлялись уведомления об истечении 23 апреля 2015 г. срока межпроверочного интервала прибора учета электроэнергии, однако ответчик указанные уведомления игнорировал, в организацию, оказывающую услугу по электроснабжению, с заявлением о необходимости замены прибора учета не обращался.
Мировой судья, принимая во внимание обстоятельства данного дела, учитывая возложенную на ответчика законом обязанности по своевременному внесению оплаты за электрическую энергию, пришел к вводу о том, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Так, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 ст. 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Пунктом 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6, предусмотрена обязанность потребителя обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями данных Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов в электроэнергетике), утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Правила N 354) потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, при наличии индивидуального (квартирного) прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, а также лицу, указанному в п. 31 (1) настоящих Правил, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.
В силу п. 34 Правил N 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и обеспечить своевременное проведение поверок.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента (п. 42 Правил N 354).
Пунктом 80 Правил N 354, предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
После 1 июля 2020 г. действует следующая редакция п. 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Согласно п. 80(1) Правил N 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.
Таким образом, в период с 1 по 31 июня 2020 г. обязанность по своевременной замене приборов учета электрической энергии лежала на собственники жилого помещения, после 1 июля 2020 г. осуществляются гарантирующим поставщиком.
На основании п. 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: Правил N 354
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета.
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Пунктом 81 (13) Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Согласно пункту 59 Правил в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г.и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом ответчику обосновано начислялась плата за электроэнергию исходя из норматива. В данном случае показания прибора учета электрической энергии с истекшим сроком межпроверочного интервала приниматься во внимание не могут, начисление произведено по нормативу, расчет задолженности судом проверен и ответчиком не оспаривался, контррасчет не представлен.
Ссылка на неправильное применение мировым судьей норм материального права подлежит отклонению.
Так, из разъяснений, данных в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ). Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений).
При этом Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлены общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2008 г. N 975-О-О, от 16 апреля 2009 г. N 570-О-О и от 1 октября 2009 г. N 1099-О-О).
Этот принцип, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
При таких обстоятельствах, поскольку ст.544 ГК РФ имеет отсылочный характер, а ЖК РФ и Правилами N 354 определен порядок начисления платы за коммунальные услуги, в том числе за электроэнергию, то мировой судья обосновано, руководствуясь положениями названных нормативных правовых актов при разрешении настоящего спора.
Ссылка подателя жалобы на не проживание в спорном жилом помещении, также не свидетельствует об отсутствии у ответчика обязанности по оплате услуги по электроснабжению, поскольку в силу ч.11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 п.37 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем ответчиком ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено доказательств обращения с данным заявлением о перерасчете.
Ссылка подателя жалобы на взыскание задолженности на основании судебного приказа от 14 июля 2021 г. и последующее уменьшении размера задолженности истцом не влечет отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку не свидетельствует о его незаконности. Ответчик не лишен возможности представить указанные документы на стадии исполнения решения суда.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают обоснованные выводы мирового судьи об удовлетворении исковых требований и не влияют на законность постановленного решения.
Выводы мирового судьи мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ,
определил:
решение мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Глушкова Д.И. – без удовлетворения.
Судья подпись А.Г. Тимошенко
Мотивированное определение составлено 19 ноября 2021 г.