Дело №2-86/2024
УИД: 14RS0007-01-2024-000111-46
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Верхневилюйск 14 марта 2024 года
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой П.П.,
с участием помощника прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Анахиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Кудунская начальная школа-сад», администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями Верхневилюйского района законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних. По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Кудунская начальная школа-сад», в нарушение требований действующего законодательства, отсутствуют индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура, чем нарушаются права и интересы инвалидов по слуху, в т.ч. детей, поскольку цель применения индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры состоит в повышении качества жизни слабослышащих людей, а также в том, чтобы сделать их активными участниками жизни и деятельности общества. Обязанность по финансированию оснащения образовательной организации индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на учредителя образовательного учреждения и орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности учреждения. Просит возложить на ответчиков обязанность оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Анахина Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, уважительность причины не сообщили, заявление об отложении рассмотрения дела, возражений по иску не представили.
Руководствуясь частями 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Правительство Российской Федерации обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни (статьи 7, 43, 114).
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случаях, если основанием являются защита нарушенных или оспариваемых социальных прав; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации, поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения, в т.ч. условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации.
При этом к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения учреждений общего образования, воспитания.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ст. ст. 14, 15, 19 Федерального закона № 181-ФЗ).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Так, в силу ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. В п. 4 Порядка указано, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, среди которых значится, помимо прочего, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, относятся к вопросам местного значения муниципального района.
Судом установлено, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства о социальной защите инвалидов, а также защите прав несовершеннолетних, по результатам которой выявлено, что здание МБОУ «Кудунская начальная школа-сад» не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, необходимых для обеспечения условий доступности услуг обучающимся детям с ограниченными возможностями здоровья.
Так, из информации МКУ «Управление образования» МР «Верхневилюйский улус (район)» № 82 от 27 февраля 2024 года следует, что приобретение оборудования в 1 полугодии 2024 года невозможно в связи с нехваткой средств в бюджете МР «Верхневилюйский улус (район)» (л.д. 14).
Между тем, оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ «Кудунская начальная школа-сад», учредителем юридического лица является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), на которую приведенными выше требованиями закона и нормативно-правовыми актами возложена обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях, в т.ч. в части создания и обеспечения доступности условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в пределах своих полномочий.
Таким образом, в целях восстановления конституционных прав и законных интересов несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, улучшения качества их жизни, суд приходит к выводу о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
При этом суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, находя такой срок разумным и достаточным для исполнения возложенной судом обязанности, с учетом порядка финансирования местного бюджета.
При таких обстоятельствах, требования прокурора суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме этого, при подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц. При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ «Кудунская начальная школа-сад» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Сивцева М.М. - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кудунская начальная школа-сад» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение 01 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание МБОУ «Кудунская начальная школа-сад» индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кудунская начальная школа-сад» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ОГРН №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: В.А. Кириллин