УИД 69RS0039-01-2019-000736-64
Дело № 2а-751/2019 (№ 33а-426/2020) судья – Комарова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,
судей Гришиной С.А. и Сергуненко П.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Никитушкиной И.Н.
административное дело по апелляционному представлению прокурора Пролетарского района города Твери на решение Пролетарского районного суда города Твери от 29.05.2019 по административному иску Администрации города Твери к Прокуратуре Пролетарского района города Твери о признании недействительным представления,
установила:
04.04.20219 администрация города Твери обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Пролетарского района города Твери о признании недействительным представления № 12.1б-2019 от 26.02.2019.
В обоснование заявленных требований указала, что оспариваемое представление незаконно, поскольку оно не содержит какие необходимо принять меры для устранения выявленных нарушений закона, их причин и условий, способствующих данному нарушению.
Представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери, тогда как администрацию города Твери, в соответствии с Уставом, возглавляет Глава города Твери. Администрация города Твери не осуществляет расчет и начисление платы за наем для граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях по договорам социального найма. Для освобождения данной категории от оплаты, Законом Тверской области должен быть установлен порядок признания граждан малоимущими вне зависимости от дальнейшей реализации малоимущими гражданами права на получение по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и/или освобождения от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений, признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) администрацией направлены предложения о внесении в Закон Тверской области от 27.09.2005 № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» соответствующих изменений. Постоянным комитетом по вопросам развития городской инфраструктуры Тверской городской Думы 26.03.2019 принято решение о внесении органами местного самоуправления города Твери в качестве законодательной инициативы в Законодательное Собрание Тверской области проекта по изменению Закона в порядке статьи 100 Устава Тверской области.
Административный истец полагает, что прокуратурой Пролетарского района города Твери при вынесении оспариваемого представления не были в должной мере проанализированы требования действующего законодательства, регламентирующие жилищные правоотношения, данное представление является неконкретным, неисполнимым.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное казенное учреждение города Твери «Управление муниципальным жилищным фондом» (далее - МКУ «УМЖФ»).
В судебном заседании представитель административного истца Цымбал М.А. требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснив, что Администрация не может исполнить представление, поскольку не производит начисления и не выставляет платежные документы. При этом в городе Твери нет такой категории малоимущих, в Тверской области не имеется законодательной базы для принятия соответствующего порядка освобождения от платы за наем.
В судебном заседании прокурор Степенкова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого представления прокурора Пролетарского района города Твери.
Представитель заинтересованного лица МКУ «УМЖФ» Зятькова Е.А. в судебном заседании требования административного иска поддержала, пояснив, что МКУ «УМЖФ» на основании Постановления Главы администрации города Твери от 16.12.2010 № 2726 осуществляет свою деятельное в соответствии с Уставом, согласно которому видами деятельности учреждения являются выполнение функций наймодателя в муниципальном жилищном фонде города Твери в соответствии с требованиями действующего законодательства; осуществление контроля за использованием и сохранность муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; учет, начисление и контроль за полным своевременным поступлением платы за наем муниципальных жилых помещений в доход бюджета города Твери. В целях решения вопроса об освобождении нанимателей муниципальных жилых помещений признанных малоимущими, от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем), необходимо внесение в Закон Тверской области от 27.09.2005 № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» соответствующих изменений.
Решением Пролетарского районного суда города Твери от 29.05.2019 заявленные администрацией города Твери административные требования удовлетворены. Представление прокурора Пролетарского района города Твери № 12.1б-2019 от 26.02.2019 об устранении нарушений жилищного законодательства признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.09.2019 приведенное решение суда отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.11.2019 приведенное апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 04.09.2019 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Тверской областной суд.
В апелляционном представлении прокурором Пролетарского района города Твери ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению апеллянта согласно Уставу города Твери в компетенцию администрации города Твери в области жилищной политики входит решение вопросов о найме жилых помещений муниципального жилищного фонда, в том числе и об освобождении от внесения платы за пользование жилым помещением граждан, признанных в установленном порядке малоимущими, проживающими в муниципальных жилых помещениях. Одним из видов деятельности МКУ «УМЖФ», созданного администрацией города Твери в целях управления муниципальным жилым фондом, является учет, начисление и обеспечение полного поступления платы за пользование жилыми помещениями и ее взысканием в доход бюджета города Твери. Учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Во избежание вмешательства в административно-хозяйственную деятельность администрации города в представлении прокурора не указаны конкретные способы его исполнения.
От администрации города Твери и МКУ «УМЖФ» на апелляционное представление прокурора поступили возражения, в которых критикуются доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дементьева Н.А., а также представители администрации города Твери Цымбал М.А. и Сорокина А.В., представитель МКУ «УМЖФ» Чорненькая Е.А. не возражала против отмены решения суда в связи с допущенным процессуальным нарушением - не привлечением к участию в деле всех заинтересованных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционного представления и поступивших на него возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Рассматривая административный иск и удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции не учел, что обжалуемое представление вынесено в адрес Главы администрации города Твери Огонькова А.В., а также пришел к выводу о незаконности представления об устранении нарушений жилищного законодательства № 12.1б-2019 от 26.02.2019, вынесенного прокурором Пролетарского района города Твери Королевым А.С., разрешив тем самым вопрос о правах и обязанностях прокурора Пролетарского района города Твери советника юстиции Королева А.С. и Главы города Твери Огонькова А.В., которые к участию в деле привлечены не были.
Оспариваемым представлением, вынесенным по результатам прокурорской проверки, проведенной на основании обращения ФИО1, на Главу администрации возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, а именно освобождению ФИО1 от внесения платы за пользование жилым помещением.
Между тем, суд не привлек ФИО1 к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием к отмене решения суда является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционного представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Поскольку административное дело рассмотрено судом без привлечения к участию в деле указанных лиц судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы оценке не подлежат.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пролетарского районного суда города Твери от 29.05.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Пролетарский районный суд города Твери.
Председательствующий
Судьи