Дело № 12-418/2024
УИД86RS0001-01-2024-003776-82
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25июля 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,
с участием: защитников лица, привлекаемого к административной ответственности Чекалина С.А., Раецкой Т.В., представителя административного органа –Тимиргалиева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сухорущенко А.В. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Тимиргалиева В.А. № 75 по делу № 086/04/7.32.3-674/2024 от 31.05.2024г., которым должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» Сухорущенко Артем Васильевич привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Тимиргалиева В.А. № 75 по делу № 086/04/7.32.3-674/2024 от 31.05.2024г., должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» Сухорущенко Артем Васильевич привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения.
Считая данное постановление незаконным, необоснованным, Сухорущенко А.В. обратился в суд с жалобой об его отмене, указав, что заключение договора с единственным поставщиком законно и обоснованно при наличии соответствующий условий в положении о закупке и при наличии объективных причин. Также требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ и принятые в его исполнение нормативные акты не устанавливают обязательных требований к содержанию договора.Между АУ «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С. был заключен договор № ЕП-111.23 в связи с отсутствием сроков, необходимых для подготовки и проведения новой конкурентной процедуры, по причине вынесения Арбитражным судом ХМАО – Югры решения от 03.03.2023 и признания договора № КЭ-003.22 от 09.03.2022 недействительным, вступившим в законную силу на основании постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023г., и отсутствия времени, необходимого для подготовки и проведения новой конкурентной процедуры. Фактическим основанием для заключения договора явился подпункт 52 пункта 19.6 раздела 19 Положения о закупке товаров, работ и услуг АУ «ЮграМегаСпорт», позволяющего осуществить закупку у единственного поставщика. Также указывает, что в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении неверно указаны сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении как «Сухорищенко», тогда как правильно должно быть «Сухорущенко».
В судебное заседание Сухорущенко А.В. не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, с участием защитника.
ЗащитникиСухорущенко А.В. – Раецкая Т.В. и Чекалин С.А. в судебном заседании жалобу поддержали в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы, просили постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО-Югре отменить, дело об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения в действиях Сухорущенко А.В.
Представитель административного органа Тимиргалиев В.А. указал на доказанность виныСухорущенко А.В., просил оставить указанное постановление без изменения.
Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Тимиргалиева В.А. № 75 по делу № 086/04/7.32.3-674/2024 от 31.05.2024г. Сухорущенко Артем Васильевич привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что являясь должностным лицом временно исполняющий обязанности директора АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» 09.06.2023 года находясь на рабочем месте по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Ледовая, д.1, в нарушение требований подпункта 52 пункта 19.6 Положения о закупках, допустил совершение административного правонарушения путем заключения,без проведения конкурентного способа закупки, с ИП Жуковым А.С. договора № ЕП-111.23 на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Центр развития теннисного спорта», «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я лчередь), «Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городе Ханты-Мансийске», «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филиппенко» и «Горнолыжный комплекс в г. Ханты-Мансийске», способом закупки у единственного поставщика. Сумма договора - 10 702 741,94 рублей.
Административная ответственность по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе осуществления мониторинга по соблюдению органами государственнойвласти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющие функции указанных органов органами или организациями, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, иного законодательства Российской Федерации, контроль за которым возложен на антимонопольный орган, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ruв разделе «Контракты и договоры» АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» размещена информация о заключении договора №ЕП-111.23 от 09.06.2023 на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Центр развития теннисного спорта», «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я очередь), «Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городе Ханты-Мансийске», «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко» и «Горнолыжный комплекс в г. Ханты- Мансийске» способом закупки у единственного поставщика. Сумма договора - 10 702 741,94 рублей.
Административным органом установлено, что 09.06.2023 между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С. заключен договор №ЕП-111.23 от 09.06.2023 на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Центр развития теннисного спорта», «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я очередь), «Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городеХанты-Мансийске», «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко» и «Горнолыжный комплекс в г. Ханты-Мансийске».
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, ИП Жуков А.С. по заданию учреждения принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Центр развития теннисного спорта», «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я очередь), «Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городе Ханты-Мансийске», «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко» и «Горнолыжный комплекс в г. Ханты-Мансийске», учреждение обязуется осуществить приемку и оплату выполненныхпредпринимателем работ в порядке, предусмотренном договором.
Место выполнение работ:
- Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Студенческая, д.21, объект «Центр развития теннисного спорта»;
- Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Отрадная, д.9, объект «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я очередь),Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городе Ханты-Мансийске»;
- Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул.Спортивная, д.24, 26, объект «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко»;
- Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, район Гидронамыва, объект «Горнолыжный комплекс в г. Ханты-Мансийске».
Срок выполнения работ с 10.06.2023 по 31.07.2023 года включительно (пункт 3.1 договора).
Цена договора составляет 8 585 000 (Восемь миллионов пятьсот восемьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в т закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названнымФедеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными лавовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В своей закупочной деятельности АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг в Автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ЮграМегаСпорт» (далее - Положение о закупке), разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями Закона о закупках.
На момент заключения 09.06.2023 между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С. договора №ЕП-111.23 действовала редакция Положения о закупке, утвержденная протоколом Наблюдательного совета учреждения №15/2022 от 27.09.2022.
В преамбуле договора указано, что настоящий договор заключен на основании подпункта 4 пункта 19.7 раздела 19 Положения о закупке товаров, работ, услуг АУ «ЮграМегаСпорт».
В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 19.7 Положения о закупке заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от предмета закупки в случае, если предыдущий договор, заключенный по результатам конкурентной закупки, расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору. В этом случае Заказчик вправе заключить договор с лицом, занявшим следующее место в закупке, по результатам которой был заключен расторгнутый договор. Если до расторжения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг.
При этом,административным органом установлено, что договор с ИП Жуковым А.С. фактически заключен на основании подпункта 52 пункта 19.6 раздела 19 Положения о закупке, в соответствии с которым заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от цены договора при закупке товаров, (работ, услуг), в целях организации и проведения официального регионального, межрегионального, всероссийского, международного физкультурного или спортивного мероприятия, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Российской Федерации и (или) Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, и/или в связи со срочной возникшей потребностью, когда применение (проведение) конкурентных закупочных процедур невозможно по причине отсутствия времени необходимого для их проведения (включая исполнение договора).
Доводы жалобы суд находит несостоятельными и основанными на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно представленных Сухорущенко А.В. письменных пояснения в адрес административного органа, по результатам проведенного конкурса в электронной форме (извещение №32211098976) 09.03.2022 между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ООО «Параграф» был заключен договор №КЭ- 003.22 на «Выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Центр развития теннисного спорта», «Открытый стадион на 5000 зрителей» (1-я очередь), «Открытый стадион на 5000 зрителей» (2-я очередь), «Универсальный сектор для метания молота, копья и диска в городе Ханты-Мансийске», «Центр зимних видов спорта им. А.В. Филипенко» и «Горнолыжный комплекс в г. Ханты-Мансийске».
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.03.2023 по делу №А75-9424/2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 договор №10-003.22 от 09.03.2022 признан недействительным.
Учитывая сроки, необходимые для подготовки и проведения новой конкурентной процедуры, в целях непрерывного бесперебойного оказания услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования объектов учреждения, до проведения конкурентной закупки между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С. был заключен договор от 09.06.2023 №ЕП-111.23 как с единственным поставщиком.
Между тем, Арбитражными судами двух инстанций по делу №А75-9424/2022 признаны недействительными конкурс в электронной форме и заключенный по результатам его проведения договор. Соответственно оснований заключения договора от 09.06.2023 №ЕП-111.23 в соответствии с подпунктом 4 пункта 19.7 Положения о закупке у АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» не имелось, поскольку договор №КЭ-003.22 от 09.03.2022 был не расторгнут судами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по такому договору, а признан недействительным по причине того, что в ходе проведения торгов судами были установлены существенные нарушения законодательства РФ в действиях ООО «Параграф» (победитель конкурса) при проведении конкурса.
Доводы о том, что договор от 09.06.2023 №ЕП-111.23 между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С. был заключен в силу отсутствия сроков, необходимых для подготовки и проведения новой конкурентной процедуры, в связи с принятием Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного окрута-Югры решения от 03.03.2023 по делу №А75-9424/2022, которым договор №КЭ-003.22 от 09.03.2022 признан недействительным, неосновательны.
Как следует из материалов административного дела, врио директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» Сухорущенко А.В. подписан приказ №253 от 09.06.2023, которым начальнику отдела закупок Карагодину Е.В. поручено внести изменения в план закупок Учреждения, в срок до 09.06.2023 и до проведения конкурентной процедуры заключить договор с единственным поставщиком на оказание услуг по техническому обслуживанию объектов АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» в период с 09.06.2023 по 31.07.2023г.г. В качестве основания указано, что договор заключается в целях исполнения решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13.03.2023г., Постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06,2023 по делу №А75-9424/22.
При этом,у АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» имелось достаточно времени для подготовки и проведения конкурентной процедуры, в том числе с учетом рассмотрения судами дела №А75-9424/22.
Заключение договора от 09.06.2023 №ЕП-111.23 не имело срочный (внезапный) характер, поскольку учреждение знало и обладало информацией о том, что Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры решением от 13.03.2023г. по делу №А75-9424/22 признал недействительными конкурс и договор, заключенный с ООО «Параграф». В период рассмотрения дела №А75-9424/22 судом апелляционной инстанции, учреждение имело возможность объявить конкурентную процедуру и действовать в дальнейшем исходя из результата вынесенного судом решения.
Документов, которые бы подтверждали, что учреждением предпринимались действия по объявлению и проведению конкурентной процедуры в указанный период, в материалы административного дела не представлено.
ДоводыСухорущенко А.В. о том, что учреждением после изготовления полного текста постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2023 по делу №А75-9424/2022 была организована подготовка к проведению новой закупочной процедуры, которая размещена в ЕИС 30.06.2023 (извещение №32312545489), не может быть принят во внимание, поскольку, закупка была объявлена спустя 25 дней с момента вынесения Восьмым арбитражным апелляционным судом в полномобъеме постановления от 06.06.2023 по делу №А75- 9424/2022; и закупка, объявленная АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» путем размещения извещения и документации в ЕИС 30.06.2023 (извещение №32312545489) впоследствии была отменена 16.07.2023.
Более того, как следует из письменных объяснений Сухорущенко А.В., конкурс в электронной форме (извещение №32313148991) на выполнение работ по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования на объектах «Ледовый дворец на 2000 мест», Гостиница «Олимпийская», Культурноразвлекательный комплекс «Арена-Югра» объявлен учреждением 28.12.2023, т. е, спустя более чем через 6 месяцев с момента заключения договора от 09.06.2023 №ЕП-111.23 между АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» и ИП Жуковым А.С.
Поскольку закупка осуществлена у единственного поставщика при наличии достаточного количества времени на организацию и проведение конкурентной закупки, то указанное исключило возможность заинтересованных лиц претендовать на заключение договора на равных конкурентных условиях.
Согласно пункту 4.11. раздела 4 Положения о закупке конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 - 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ, при этом:
1) информация о конкурентной закупке сообщается Заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в ЕИС извещения о закупке, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Федерального закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с Заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Федерального закона №223-Ф3.
При это в силу того же раздела 4 Положения о закупке, конкурентными закупками признаются торги, проводимые в форме конкурса, аукциона, запроса предложений и запроса котировок.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Таким образом, у АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» отсутствовали правовые основания для заключения с ИП Жуковым А.С. договора от 09.06.2023 №ЕП-111.23 в соответствии с подпунктом 4 пункта 19.7, а также подпунктом 52 пункта 19.6 Положения о закупках.
Иных оснований для осуществления неконкурентной закупки в соответствии с Положением о закупке также не установлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.
Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу, как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа закупки представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 №306-ЭС21- 11589).
В связи с изложенным, избрание АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» неконкурентного способа закупки привело, а также могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования.
Таким образом, АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» при заключении договора с ИП Жуковым А.С. обязано было провести конкурентную процедуру одним из способов, указанных в Положении о закупке.
В соответствии со статьей 7 Закона о закупках за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы о том, что в уведомлении о оставлении протокола и протоколе об административном правонарушении неверно указаны сведения о лице, в отношении которого возбужденно дело об административном правонарушении, не свидетельствует о незаконности обжалуемого постановления.Как следует из материалов дела в уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении (исх.ЖВТ/2364/24 от 11.04.2024) указано, оно адресовано должностному лицу – директору АУ "ЮграМегаСпорт" Сухорищенко А.В.(адрес: 628001, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Ледовая, д. 1,<адрес>
Таким образом, в уведомлении была допущена техническая опечатка в части неверного написания одной буквы в инициалах должностного лица – вместо «Сухорущенко А.В.» - «Сухорищенко А.В.».В последствии составления протокола об административном правонарушении должностным лицом Ханты-Мансийского была допущена техническая опечатка в протоколе в части неверного написания одной буквы в инициалах должностного лица — вместо «Сухорущенко А.В.» - «Сухорищенко А.В.».
При этом данное описки не повлияли и не влияют на правильность установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение уведомления о составлении протокола (исх.№ВТУ2364/24 от 11.04,2024) Сухорущенко А.В. представил письменные объяснения и документы (вх.№4279/24 от 02.05.2024), которые были приобщены к материалам административного дела.
Также при составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель Сухорущенко А.В. – Чекалин С.А. Указанные обстоятельства свидетельствуют о надлежащем уведомлении Сухорущенко А.В. о месте и времени составления протокола.
Доводы о том, что в протоколе об административном правонарушении неверно указаны нормы Закона о закупках (пункт 13 части 4 статьи 1) и Положения о закупках (подпункт 58 пункта 19.6), нарушение которых было допущено Сухорущенко А.В., также не свидетельствует о незаконности постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодексаили закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с абзацем вторым пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление ВС РФ №5), существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и тому подобное).
Согласно абзацу 3 пункта 4 Постановления ВС РФ № 5 несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В постановлении о привлечении к административной ответственности от 31.05.2024 №75 указанная техническая опечатка был исправлена на подпункт 4 пункта 19.7. Также в постановлении в действиях Сухорущенко А.В. дополнительно было указано нарушение подпункта 52 пункта 19.6 Положения о закупках и Закона о закупках.
Согласно статьи2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов административного дела, должностным лицом, подписавшим договор от 09.06.2023 №ЕП-111.23 с ИП Жуковым А.С., является Сухорущенко А.В., который на тот период временно исполнял обязанности директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт».
Полномочия Сухорущенко А.В. в качестве временно исполнявшего обязанности директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» подтверждаются распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07.04.2023 №181- рп «О назначении временного исполнения обязанностей директора автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «ЮграМегаСпорт».
Согласно должностной инструкции директораАУХМАО-Югры«ЮграМегаСпорт», утвержденной директором Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа-Югры С.И. Артамоновым 24.12.2019, одними из требований к знаниям директора учреждения являются знание Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, порядка заключения и исполнения договоров (п.1.10). В обязанности директора входит обеспечение соблюдения законности в деятельности Учреждения и осуществления его хозяйственно-экономических связей, использования правовых средств для финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений (п.2.8.11); обеспечение выполнения государственного задания и надлежащее оформление всех совершаемых Учреждением сделок (п.2.8.13); обеспечение целевого расходования денежных средств Учреждения, сохранность и надлежащее использование имущества Учреждения (п.2.8.14). Директор учреждения несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным м гражданским законодательством Российской Федерации (п.4.2).
Таким образом, на период временного исполнения директора АУ ХМАО-Югры ЮграМегаСпорт» Сухорущенко А.В. обязан был соблюдать требования, установленные должностной инструкциидиректораАУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт».
При этом согласно материалам дела, в качестве директора АУ ХМАО-Югры ЮграМегаСпорт» Сухорущенко А.В. назначен распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.11.2023 №718-рп.
Таким образом, Сухорущенко А.В. в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, являясь должностным лицом АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт», в нарушение требований подпункта 4 пункта 19.7, а также подпункта 52 пункта 19.6 Положения о закупках, Закона о закупках, допустил совершение административногоправонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Виновность Сухорущенко А.В. установлена и подтверждается представленными в деле доказательствами, которые являются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
При вынесении постановления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении Сухорущенко А.В. должностным лицом материалы дела исследованы в полном объеме, им дана надлежащая оценка, действия Сухорущенко А.В. верно квалифицированы по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инкриминируемое должностному лицу - Сухорущенко А.В. временно исполнявшего обязанности директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» административное правонарушение не является малозначительным, поскольку в данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих правовых обязанностей, предусмотренных законодательством о закупках. Данное административное правонарушение посягает на порядок организации и проведения обязательных закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
При рассмотрении дела об административном правонарушении учтено, что Сухорущенко А.В., являясь должностным лицом - временно исполняющим обязанности директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт», имел возможность не нарушать нормы Закона о закупках, а также Положения о закупке, однако не принял должных мер к их соблюдению, результатом чего явилось совершениеадминистративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что должностным лицом - Сухорущенко А.В. временно исполнявшим обязанности директора АУ ХМАО-Югры «ЮграМегаСпорт» были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения вменяемого ему административного правонарушения, отсутствуют.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено.
Срок давности привлечения Сухорущенко А.В. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, не истек.
Наказание Сухорущенко А.В. назначено с учетом совершения административногоправонарушения впервые, отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствияимущественного ущерба, с учетом положений статьи 4.1.1 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Тимиргалиева В.А. № 75 по делу № 086/04/7.32.3-674/2024 от 31.05.2024г., которым должностное лицо – временно исполняющий обязанности директора АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» Сухорущенко Артем Васильевич привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде предупреждения- оставить без изменения, жалобу Сухорущенко А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин