Дело № 2-91/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Адамановой Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авдеевой В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ООО «СИСМА», Лобанову ФИО15 о признании отсутствующим права собственности, обязании осуществить действия по снятию земельного участка с кадастрового учета;
Установил:
ФГКУ «Центральное ТУИО» обратилось в Щёлковский городской суд Московской области с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ООО «СИСМА», Лобанову О.Г. о признании отсутствующим права собственности общества с ограниченной ответственностью «СИСМА», Лобанова ФИО16 на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2803 кв. м +/- 19 кв. м, имеющий адресные ориентиры: <адрес>, обязании осуществить действия по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 2803 кв. м +/- 19 кв. м, имеющего адресные ориентиры: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной истцом проверки порядка пользования федерального имущества, оформленной актом осмотра № от 22 ноября 2019 года, установлено, что в границах земель Минобороны России, предоставленных в соответствии с актом на право пользования землёй от 20 января 1984 года №, расположен земельный участок с кадастровым номером № площадью 2803 кв.м. +/- 19 кв.м., имеющий адресные ориентиры: <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 07 декабря 2015 года, в отношении него 04 мая 2016 года зарегистрировано право собственности ООО «СИСМА», после чего, доля в праве на указанный земельный участок была отчуждена по договору купли-продажи Лобанову О.Г.
Истец указывает, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы <данные изъяты>
Вместе с тем, Минобороны России, его органами и структурными подразделениями решений о выделении, отведении части Земельного участка не принималось, схема его расположения не согласовывалась, документы о предоставлении земельного участка у истца отсутствуют, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконном использовании ответчиками земель Минобороны России.
Для разрешения спорного вопроса, по ходатайству истца определением Щелковского городского суда Московской области от 07.12.2020 года по делу назначена судебная комплексная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза (т.1 л.д.200-211).
В судебном заседании представитель истца ФГКУ «Центральное ТУИО» и третьего лица Министерства обороны РФ – Строгов В.А., действующий на основании доверенности(копия в деле), также являющийся представителем третьего лица, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указав, что земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесничества Минобороны России. С заключением экспертизы ознакомлен. Возражений не представлено.
Представитель ответчиков ООО «СИСМА» и Лобанова О.Г. – Сахаров П.А., действующий на основании доверенности (копия в деле), исковые требования не признал. Дополнительно пояснил, что земельный участок, принадлежащий Ответчикам, с кадастровым номером №, общей площадью 2 803 кв.м. на законных основаниях сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и отчужден ООО «СИСМА» в соответствии с положениями ст. 39.20 ЗК РФ, как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости. Земельный участок с кадастровым номером № относится к землям <данные изъяты>. Вопрос формирования и предоставления земельного участка разрешался, в том числе на межведомственной комиссии Правительства Московской области, по сведениям Главархитектуры Московской области правовых препятствий для его формирования и приобретения не имелось. Каких-либо наложений земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 803 кв.м. с землями Лесничества Министерства обороны Российской Федерации не имелось и не имеется. Доводы истца являются необоснованными, а довод истца об отсутствии у него документов не свидетельствует о незаконности формирования и отчуждения земельного участка. Ответчики обладают полным комплектом разрешительной документации на формирование, приобретение и использование земельного участка. С заключение судебной экспертизы ознакомлен, возражений по заключению не представлено.
Третьи лица Администрация г. о. Щёлково, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, надлежаще извещенные о дате времени и месте судебного заседания явку представителей в судебное заседание, не обеспечили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, с учетом требований статьи 67 ГПК РФ приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ непредставление истцом доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Согласно статьям 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, и суд оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Как следует из материалов дела на основании государственного акта № войсковой части № НИИ ВВС в <адрес> госнадобностей предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 1 951 га.
К госакту приложено описание границ земельного участка.
На основании указанного госакта, Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера № с местоположением: <адрес>
Границы данного участка в установленном порядке не установлены.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № ФГУ «Чкаловская КЭЧ района» Минобороны России реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России (далее - Учреждение).
На основании передаточного акта от ФГУ «Чкаловская КЭЧ района» Минобороны России на учет Учреждения передан земельный участок с кадастровым номером №
В настоящее время земельный участок принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.
Пользователем земельного участка с кадастровым номером № в настоящее время является войсковая часть № В состав данного земельного участка с кадастровым номером № входит территория аэродрома <данные изъяты>
Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка - для государственных надобностей, категория земель - в том числе земли обороны.
Наличие государственного акта на право пользования землей от 20.01.1984г. № подтверждает наличие ранее возникшего права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №
Ответчики ООО «СИСМА» и Лобанов О.Г. являются собственниками Земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для иных видов использования, характерных для населенных пунктов (магазины (4.4)), общая площадь 2 803 кв.м., адрес (местонахождение): <адрес>, Кадастровый №, также нежилых зданий - здания гражданского назначения, площадью 198,6 кв.м., адрес (местонахождение): <адрес> (рядом с Сисмой), Кадастровый №, здания, площадью 284,5 кв.м., адрес (местонахождение): <адрес>, Кадастровый №.
Размещение зданий и землеотвод под них согласован с ФГУ «Чкаловская КЭЧ района» Минобороны России, правопредшественником ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.
Постановлением администрации Щелковского муниципального района от 17.11.2015 г. № утверждена схема расположения земельного участка, площадью 2 803 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: магазины (4.4), категория земель: земли населенных пунктов, также предварительно согласовано предоставление указанного земельного ООО «Сисма» на праве собственности.
07.12.2015 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 803 кв.м. был сформирован по заявлению ООО «СИСМА», поставлен на государственный кадастровый учет и предоставлен на праве собственности ООО «СИСМА» в соответствии с положениями ст. 39.20 ЗК РФ, как собственнику расположенного на нем объекта недвижимости.
30.03.2016г. в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области под председательством заместителя Председателя Правительства Московской области ФИО9 от 17.03.2015 г. №, пункт 531.1, между администрацией Щелковского муниципального района и ООО «Сисма» был заключен договор купли-продажи земельного участка №, согласно которому Продавец – Администрация Щёлковского муниципального района Московской области передает, а покупатель – ООО «СИСМА» принимает в собственность земельный участок, государственная собственность на который не разграничен, площадью 2803 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером №, магазины (4.4).
Переход права зарегистрирован в установленном законом порядке на основании договора купли-продажи земельного участка № от 30.03.2016г., заключенного между ООО «СИСМА» и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области, что подтверждается соответствующей записью в Едином государственном реестре недвижимости № от 04.05.2016г.
15.06.2017г. Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области был утвержден и выдан ООО «СИСМА» градостроительного плана земельного участка №.
Из градостроительного плана земельного участка следует, что каких-либо заявленных истцом ограничений в отношении земельного участка не имеется. Земельный участок с кадастровым номером № не входит и не пересекается с земельными участками Министерства обороны Российской Федерации.
Относительно вопросов, входящих в ведение Министерства Обороны РФ в градостроительном плане указано о том, что земельный участок расположен в границах приаэродромной территории аэродрома <данные изъяты> В связи с чем, в случае строительства на земельном участке, необходимо согласовать размещение объекта капитального строительства в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с действующим законодательством строительство или реконструкция объектов капитального строительства, расположенных в пределах приаэродромных территорий аэродромов гражданской, экспериментальной и государственной авиации, должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти. Аэродром <данные изъяты>» относится к аэродромам государственной авиации, расположенным на территории Московской области, Уполномоченным органом, в ведении которого находятся указанный аэродром государственной авиации, является Минобороны России.
Согласование строительства (реконструкции), размещения объектов капитального строительства в приаэродромной территории с собственником аэродрома является обязательным в соответствии с требованиями Федерального закона от 01.07.2017г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".
Аэродром <данные изъяты>» находится в ведении Министерства обороны РФ, в оперативном управлении войсковой части №
ООО «СИСМА» получено согласование строительства на земельном участке с кадастровым номером № с Войсковой частью № Министерства Обороны Российской Федерации от 30.03.2018 года №.
Также, как следует из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 16.05.2019 года №, технических ошибок в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером № не обнаружено. По сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером № не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Информацией о вхождении земельного участка с кадастровым номером № в границы земельного участка с кадастровым номером № Щёлковский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области не располагает.
Как следует из письма администрации г.о. Щёлково от 13.05.2019 года №, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 2 803 кв.м. относится к землям <данные изъяты>, в отношении данной территории Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017г. №669/68-172-НПА утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, согласно которым земельный участок входит в территориальную зону О-1 (Многофункциональная общественно-деловая застройка) и к землям Министерства обороны Российской Федерации не относится.
Земельный участок с кадастровым номером № соответствии с Приказом Директора департамента имущественных отношений Министерства Обороны Российской Федерации от 05.06.2016г. № «Об образовании земельных участков» был разделен. Из состава его земель образованы земельные участки, которые впоследствии были переданы в муниципальные образования, в связи с чем, в заявленных характеристиках земельный участок с кадастровым номером № не существует. В настоящее время, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № имеет статус – ранее учтенный, его границы не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо пересечений границ земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 2 803 кв.м., принадлежащего ООО «СИСМА» с земельным участком с кадастровым номером № Министерства Обороны Российской Федерации не выявлено.
12.12.2018 года Заместителем лесничего Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России ФИО17 и лесником Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России ФИО18 которые руководствуясь поручением ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России от 07.12.2018 г. №, проведено комиссионное обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого составлен акт проверки земельного участка от 12.12.2018 года.
Согласно указанному акту, целью комиссионного обследования земельного участка являлась проверка принадлежности земельного участка к землям обороны. Актом установлено, что на земельном участке объекты военной инфраструктуры отсутствуют.
Вывод, сделанный по результатам обследования и проверки свидетельствует о том, что земельный участок был передан в муниципальную собственность Щелковского района Московской области по Распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 30.06.2006 г. № «О передаче объектов, находящихся в оперативном управлении Чкаловской квартирно-эксплуатационной части в муниципальную собственность Щелковского района Московской области», а также по Распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 28.03.2007 г. № «Об утверждении актов о приеме-передаче федерального имущества в собственность Щелковского района Московской области от Чкаловской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации», и на основании Постановления Главы Щелковского муниципального района от 27.04.2007г. № «О принятии в муниципальную собственность Щелковского муниципального района Московской области объектов федеральной собственности, расположенных по адресам: <адрес>
В 2013 году, после проведенных работ по постановке на кадастровый учет земель Министерства обороны Российской Федерации, директор Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФИО10 подписал Приказ от 05.06.2013г. № «Об образовании земельных участков», закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «ЦТУИО» Министерства обороны РФ. Земельный участок, с кадастровым номером № в данном приказе отсутствует, так как ранее был передан в Администрацию Щелковского района Московской области. Земельный участок с кадастровым номером № на публичной кадастровой карте отнесен к категории земель: земли населенных пунктов. Форма собственности: частная. Разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по документу: магазины.
В целях проверки наличия либо отсутствия нарушения прав истца, по его ходатайству определением Щелковского городского суда Московской области от 07.12.2020 года по делу назначена судебная комплексная землеустроительная и строительно-техническая экспертиза.
Как следует из заключения Эксперта №, выполненного Экспертом ФИО11, расположение обследуемых строений на земельном участке с кадастровым номером №, согласно градостроительной документации городского поселения Щелково, соответствуют их функциональному назначению.
Из представленных материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № формировался из земель государственная собственность на которые не разграничена (подтверждается письмом Администрации городского округа Щелково от 13.05.2019 года №, л.д.128-129), на основании Постановления Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 17.11.2015 года № (л.д.138) в границах утверждённой данным постановлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.137). Согласно представленного постановления Администрации (л.д.138), вид разрешённого использования формируемого земельного участка – магазины (код классификации 4.4), категория земель – земли населенного пункта.
Согласно актуальным сведениям публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/), земельный участок с кадастровым номером № на момент обследования (15 января 2021 года), расположен на землях населенных пунктов и имеется вид разрешенного использования – магазины. То есть категория земель и вид разрешенного использования участка с момента его формирования (2015 года) не изменились.
На момент проведения экспертизы действуют правила землепользования и застройки территории городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, утвержденные Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 года №669/68-172-НПА. Расположение земельного участка с кадастровым номером 50:14:0050622:25 соответствует действующей на момент проведения обследования градостроительной документации городского округа Щелково Московской области.
На момент проведения обследования решением совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 26.12.2017 №668/68-171-НПА утвержден генеральный план городского поселения Щелково. При исследовании генерального плана городского поселения Щелково, выявлено, что обследуемый земельных участок и объекты, расположенные на нем, находятся в функциональной зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона).
Также выявлено, что согласно условным обозначения отображенных на генеральном плане городского поселения Щелково, зона лесов обозначается – Р3, иная зона специального назначения (в том числе, к которым возможно отнести объекты Монинского участкового лесничества Московского лесничества Минобороны России) – СП5. В зоне Р-3, а также в зоне СП5, земельный участок с кадастровым номером № не расположен.
То есть согласно действующей градостроительной документаций городского округа Щелково, земельный участок с кадастровым номером № не расположен на землях лесного фонда, и соответственно не расположен в границах каких-либо лесничеств и зон иных специальных назначений.
Также в материалах дела представлен планшет № лесоустройства 2019 года, Монинского участкового лесничества (л.д.216). Из сопоставления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № и границ лесничества, отображенных на планшете № (л.д.216), было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером № входил в границы <данные изъяты>.
Таким образом, из анализа предоставленных документов можно сделать вывод о том, что имеется противоречие между данными, представленными на планшете № лесоустройства 2019 года (л.д.216) и действующей градостроительной документацией (утвержденный генеральный план) городского поселения Щелково.
Из анализа представленных документов можно сделать вывод, что вероятной причиной выявленного противоречия является то обстоятельство, что в планшет № лесоустройства 2019 года не внесены актуальные сведения о границах зон территориального планирования городского поседения Щелково, а также границы объектов согласно сведениям ЕГРН.
Проанализировав содержание судебной экспертизы, суд полагает, что оно отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание исследования, сделанные в результате выводы и ответы на поставленные вопросы, при обосновании сделанных выводов эксперты основывались на исходных объективных данных, на использованной при проведении исследования нормативной литературе, строительных нормах и правилах, эксперт, имеющий необходимый стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Также, в производстве Арбитражного суда Московской области находилось дело № по иску Администрация Щелковского муниципального района к ООО «Сисма», при участии третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области о Взыскании с ООО «СИСМА» в пользу Администрации Щёлковского муниципального района неосновательного обогащеня в размере невнесенной арендной платы за земельный участок с кадастровым номером № в сумме 1708455,72 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 230 613,05 рублей».
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2016 года по указанному делу утверждено мировое соглашение, согласно которому Стороны подтверждают наличие задолженности Общества в размере 539 478,33 рублей за фактическое пользование Обществом земельным участком с кадастровым номером № и объектами недвижимости за период с 25.09.2014 по 30.03.2016г. Общество уплачивает Администрации задолженность в размере 539 478,33 рублей равными платежами в срок до 28 февраля 2017 года.
Взыскание администрацией Щелковского муниципального района Московской области задолженности за указанный период за пользование земельным участком с кадастровым номером № за период с 25.09.2014 свидетельствует о том, что спорный земельный участок находился в фактическом ведении Щелковского муниципального района Московской области.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведённых в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих прав.
Выбор способа нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017, и согласно частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующей с 01.07.2017, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пунктах 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № 10/22), в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ; если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Статьей 302 того же Кодекса предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник в вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствии? недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
Из указанного положения следует, что иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
В обоснование иска истец указал, что поскольку право собственности Российской Федерации и право собственности ответчиков фактически зарегистрировано на один и тот же земельный участок, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
В данном случае истцом не представлено относимых и допустимых доказательств отнесения земельного участка с кадастровым номером № к землям Минобороны России, отнесения его к Монинскому участковому лесничеству Московского лесничества Минобороны России. Напротив, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером № находился в ведении органа местного самоуправления, который по согласованию с межведомственной комиссией Правительства Московской области и Главархитектурой Московской области сформировал его и правомерно распорядился им, что не оспаривается.
В том числе, ответчиком получено согласование строительства на земельном участке с кадастровым номером № с Войсковой частью № Министерства Обороны Российской Федерации от 30.03.2018 года №, имеются все иные необходимые согласования.
Из представленных истцом доказательств усматривается, что планшеты и план земельного участка имеют неактуальные сведения, фактически по состоянию на 1984 год, в том время как земельный участок, предоставленный в соответствии с актом на право пользования землёй от 20 января 1984 года № уже не имеет таких границ и конфигурации, ввиду чего, ссылки истца на вхождение спорного участка в границы госакта 1984 года не соответствуют действительности, что опровергнуто совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Очевидно, что в земельно-правовые документы истца не внесены актуальные сведения о выбывших из состава земель Министерства обороны земельных участках, ввиду чего исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, исковые требования подлежат отклонению, как необоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к ООО «СИСМА», Лобанову ФИО19 о признании отсутствующим права собственности, обязании осуществить действия по снятию земельного участка с кадастрового учета - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Э.В. Адаманова