УИД 05RS0№-74
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №
15 марта 2024 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Курбанова Р.Д.
при ведении протокола судебного заседания Манатовой Б.М.,
с участием представителей
Темировой А.Б. – Исмаилова М.М.,
ЖСК «Мирный-2» – Акаева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Темировой А. Б. к ЖСК «Мирный-2» и Бакиеву И. А. об оспаривании решения общего собрания кооператива,
У С Т А Н О В И Л :
Темирова А.Б. обратилась с иском в суд к ЖСК «Мирный-2», который в ходе рассмотрения дела уточнялся в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование доводов приводя, что ДД.ММ.ГГГГ между ЖСК «Мирный-2» и Темировой А.Б. заключен договор об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б. В августе 2022 года протоколом общего собрания ЖСК «Мирный-2» принято решение об исключении пайщика Темировой А.Б. из членов ЖСК за систематическое и грубое нарушение обязательств по внесению оплаты паевых взносов. С указанным решением истец не согласно, ввиду того, что ответчик взятые на себя обязательства не исполнил, в обусловленный договором срок квартиру истцу не передал, в этой связи с учетом уточненных исковых требований истец просит признать недействительным решение общего собрания ЖСК от ДД.ММ.ГГГГ об исключении пайщики Темировой А.Б. из членов кооператива, признать недействительной сделкой односторонний отказ от исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ, признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ об участии в строительстве жилого комплекса, заключенный между ЖСК «Мирный-2» и Бакиевым И.А., запретить ЖСК «Мирный-2» в период действия договора с Темировой А.Б. заключать сделки по отчуждению иным лицам спорной квартиры, а также передавать квартиру Бакиеву И.А.
В судебном заседании представитель истца – Исмаилов М.М., доводы иска поддержал и просил требования удовлетворить по аналогичным основаниям, что изложены в исковом заявлении и в дополнении к нему.
Представитель ЖСК «Мирный-2» Акаев А.А. в судебном заседании иск не признал, в удовлетворении требований просил отказать, ссылаясь на то, что при принятии решения об исключении истца из членов ЖСК была соблюдена установленная законом процедура, последний имел просрочку платежей, в связи с чем был исключен.
Иные лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, также, как и не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Судом установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ между Темировой А.Б. и ЖСК «Мирный-2» был заключен Договор № об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б (далее – Договор).
Предметом указанного Договора является размер и порядок участия Пайщика в строительстве жилого многоквартирного дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, между стадионом «Хазар» и Кемпингом, из категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером 05:48:000008:421.
По условиям названного Договора Пайщик принимает на себя обязательства по оплате паевого взноса, а Кооператив по строительству многоэтажного многоквартирного жилого дома (п.п. 1.2, 1.3 Договора).
Пунктом 2.2 Договора установлен размер паевого взноса из расчета 32 500 рублей за 1 кв.м. площади квартиры, что в сумме составляет 1 449 500 рублей.
Паевой взнос вносится пайщиком в следующем порядке: размер первоначального взноса составляет 24 000 рублей, а оставшаяся стоимость квартиры погашается в течение 57 месяцев ежемесячно в порядке и сроки, установленный графиком.
Плановый срок окончания строительства дома ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола Общего собрания членов (учредителей) ЖСК «Мирный-2» Темирова А.Б. исключена из состава ЖСК, как указано в протоколе, в связи с наличием задолженности по обязательным взносам в размере 50 123,71 руб., а также многократным грубым нарушением графика платежей, за что проголосовали единогласно 175 членов Кооператива.
Сторонами не оспаривалось, что на момент исключения Темировой А.Б. из состава членов кооператива, внесенный ею в рамках вышеуказанного договора паевой взнос не возвращен истцу.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола Общего собрания членов (учредителей) ЖСК «Мирный-2» в состав членов ЖСК «Мирный-2» принят Бакиев И.А., за что проголосовало 170 членов Кооператива и в этот же день с ним заключен договор № об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б.
По условиям указанного договора после завершения строительства жилого дома и его ввода в эксплуатацию, пайщик приобретает право на оформление в собственность <адрес>, в подъезде 8, на 6 этаже, той же квартиры, которая являлась предметом договора с Темировой А.Б.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1.4 Договора установлен плановый срок окончания строительства ДД.ММ.ГГГГ.
Данных о завершении строительства в указанный срок, передачи истцу квартиры в этот срок или внесение изменений в Договор в части окончания сроков строительства материалы дела не содержат, и таковые суду не были представлены.
Между тем, применительно к данному случаю это не могло явиться основанием для исключения истца из числа членов Кооператива, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Из изложенного следует, что Темирову А.Б. нельзя считать просрочившим должником, до тех пор, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно части 1 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 130 Жилищного кодекса Российской Федерации член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящим Кодексом или уставом жилищного кооператива.
Исключение из членов кооператива является крайней мерой ответственности, применение которой влечет негативные последствия для исключенного члена кооператива, связанные с имущественными потерями, при этом вопрос об уважительности причин неисполнения такими членами кооператива, в данном случае Гаджимурадовым З.Г. обязанности по уплате платежей в установленный срок подлежал рассмотрению и обсуждению на общем собрании членов кооператива.
В силу взаимосвязанных положений статей 110, 112, 121, 130, 133 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 9, 10, 16, 24, 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" исключение из членов кооператива является крайней мерой ответственности, применение которой влечет негативные последствия для исключенного члена кооператива, связанные с имущественными потерями.
Вопрос об уважительности причин неисполнения истцом обязанности по уплате паевого взноса в установленный срок подлежал рассмотрению и обсуждению на общем собрании членов кооператива, созванном в установленном порядке, с соблюдением процедуры и порядка его созыва, чего в данном случае сделано не было.
Доказательств обратного ответчиком суду представлено не было, также как не было представлено доказательств о присутствии или отсутствии истца на общем собрании, о его надлежащем извещении о внеочередном общем собрании членов кооператива, в связи с чем он был лишен возможности предоставить общему собранию свои объяснения, документы о размере фактически уплаченного паевого взноса, размере долга, периоде просрочки.
При этом, приобщенное в материалы дела уведомление, датированное ДД.ММ.ГГГГ, направленное значительно позже после принятия решения об исключении истца из членов ЖСК не содержит подписи лица, его направившего и в котором сообщалось о наличии у Темировой А.Б. задолженности не может быть отнесено судом к числу доказательств, свидетельствующих о надлежащем извещении пайщика о внеочередном общем собрании членов кооператива, поскольку в нем таковые сведения отсутствовали.
В названном уведомлении лишь указывалось о наличии задолженности, при этом сведений о том, когда будет проводиться общее собрание для решения вопроса об исключении Темировой А.Б. из состава членов ЖСК в нем отсутствуют.
Указанное привело к тому, что Темирова А.Б. была лишен возможности предоставить общему собранию свои объяснения, документы о размере фактически уплаченного паевого взноса, размере долга, периоде просрочки, в этой связи суд находит в этой части требования истца обоснованными, в связи с чем указанный протокол подлежит признанию незаконным, а нарушенное право истца восстановлению путем ее восстановления в составе пайщиков с возвратом ей спорной квартиры, признав также незаконным договор, заключенный ЖСК с Бакиевым И.А. на эту же квартиру.
Поскольку оспариваемым решением были нарушены права истца, в том числе в части возможности реализации прав в отношении принадлежащего ей пая, суд приходит к выводу о том, что признание недействительным решения общего собрания об исключении истца из членов кооператива должно влечь полное восстановление прав, которые существовали до принятия указанного решения, в том числе в отношении участия в кооперативе и возможности реализации своих прав на паи в отношении конкретных квартир.
Между тем, согласно положениям части 1 статьи 129 Жилищного кодекса Российской Федерации член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью. Аналогичные положения предусмотрены в пункте 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Оценив представленные по делу доказательства, учитывая, что ответчик распорядился объектом недвижимости, не принадлежащим ему, суд приходит к выводу о том, что сделка, на основании которой произошло отчуждение, является ничтожной (ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не влечет возникновение права собственности у приобретателя данной квартиры, соответственно, договор об участии в строительстве жилого комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ЖСК «Мирный-2» и Бакиевым И.А. на эту же квартиру (№, расположенная в подъезде №, этаж 6) в многоэтажном доме, нельзя признать законным.
Абз. 3 ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № (2019), утвержденной ее же Президиумом, указанный способ защиты носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий, в этой связи истец имеет право требовать запрета передачи спорной квартиры Бакиеву И.А. и иным лицам, в этой связи указанные требования истца суд также находит подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
иск Темировой А. Б., удовлетворить.
Признать недействительным решение общего собрания членов жилищно-строительного кооператива «Мирный-2», оформленное протоколом №-И от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из состава членов ЖСК «Мирный-2» Темировой А. Б. и обязать ЖСК «Мирный-2» в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу восстановить Темирову А. Б. в реестре пайщиков (членов) кооператива ЖСК «Мирный-2», а также возобновить действие договора № от ДД.ММ.ГГГГ об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б, заключенного между Темировой А. Б. и ЖСК «Мирный-2», на тех же условиях и по тем же основаниям, указанным в договоре, путем направления председателем ЖСК «Мирный-2» в адрес Темировой А.Б. письменного подтверждения об этом.
Признать недействительной сделкой односторонний отказ от исполнения (одностороннее расторжение) договора № от ДД.ММ.ГГГГ об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б, заключенного между Темировой А. Б. и ЖСК «Мирный-2».
Признать недействительным договор № от ДД.ММ.ГГГГ об участии в строительстве жилого комплекса Махачкалинский» блок Б, заключенный между Бакиевым И. А. и ЖСК «Мирный-2».
Запретить ЖСК «Мирный-2» в период действия договора № от ДД.ММ.ГГГГ об участии в строительстве жилого комплекса «Махачкалинский» блок Б, заключенного между Темировой А. Б. и ЖСК «Мирный-2», заключать сделки по отчуждению иным лицам квартиры, имеющей следующие проектные характеристики: однокомнатная квартира, подъезд №, этаж №, номер квартиры на площадке – 515, проектная площадь (с учетом балкона) – 44,6 кв.м., в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, между стадионом «Хазар» и Кемпингом, на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000008:421, а также передавать эту квартиру Бакиеву И. А. и иным лицам.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Р.Д. Курбанов