Решение по делу № 2-42/2023 (2-382/2022;) от 14.11.2022

Дело № 2-42/2023

10RS0006-01-2022-000871-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия              30 января 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Снетковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лысенко Максима Викторовича к Акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о защите прав потребителей, понуждении к действиям, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

у с т а н о в и л:

Лысенко М.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, поданным в его интересах Сутягиным А.Н.

Иск мотивирован тем, что истец является собственником земельного участка с КН . В июне 2022 года истец обратился в АО «Прионежская сетевая компания» с заявлением о технологическом присоединении к электрическим сетям дачного дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке, максимальной мощностью 100 кВт. Данная заявка поступила в адрес ответчика 16.06.2022. В ответ на данное заявление ответчик направил в адрес истца письмом от 06.09.2022 исх. № проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Согласно п. 3.1 указанного проекта договора размер платы за технологическое присоединение составляет 4 679 200,39 рублей. Не согласившись с установленной платой за технологическое присоединение, истец обратился в адрес АО «Прионежская сетевая компания» с заявлением о перерасчете данной платы, которое оставлено ответчиком без удовлетворения. В силу положений Федерального закона «Об электроэнергетике», Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее по тексту Правила № 861), договор об осуществлении технологического присоединения является публичным договором. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении такого договора, являются ничтожными в силу ч. 5 ст. 426 ГК РФ. Договор считается заключенным со дня оплаты заявителем счета. Размер платы за технологическое присоединение определяется уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и определяется до подписания сторонами договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Корректировка размера платы за технологическое присоединение в одностороннем порядке после подписания сторонами договора не предусмотрена. В силу абз. 7 п. 17 Правил технологического присоединения (ред. 30.06.2022) установлено, что при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в том числе одновременного присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт и объекта микрогенерации, в случае подачи заявки с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей. Довод сетевой компании о правомерности применения законодательства на дату возникновения у нее обязанности направить проект договора (разместить договор) несостоятельны, поскольку внесенные в Правила технологического присоединения изменения (ред. 30.06.2022) распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, возникшие на основании заявок, поданных после 01.07.2022, и не связаны с датой возникновения непосредственно самой обязанности по направлению проекта договора, которая в свою очередь, зависит от комплектности заявки. Подобная позиция ответчика привела к неправомерному увеличению платы заявителя за технологическое присоединение, поскольку на основании Постановления Правительства РФ № 1178 размер платы за технологическое присоединение существенно изменяется по заявкам, поданным после 01.07.2022. Указанные доводы свидетельствуют о нарушении п. 19 Правил технологического присоединения. В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом правил потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Принимая во внимание вышеуказанные неправомерные действия ответчика, истец считает, что данными действиями ему причинен моральный вред, который истец оценивает в 200 000 рублей. Также согласно п. 6 ст. 13 указанного Закона при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании изложенного, истец просил возложить на АО «Прионежская сетевая компания» обязанность по внесению в направленный в адрес Лысенко М.В. письмом от 06.09.2022 исх. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям изменений относительно размера платы за технологическое присоединение, рассчитанной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент подачи заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям (16.06.2022); взыскать с АО «Прионежская сетевая компания» в пользу истца Лысенко М.В. компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей; взыскать с АО «Прионежская сетевая компания» в пользу истца Лысенко М.В. штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

11.01.2023 от представителя истца поступило заявление об уточнении заявленных исковых требований, в котором он просил возложить на ответчика обязанность по расчету платы за технологическое присоединение к сетям по правилам и тарифам, действовавшим на момент подачи заявки на технологическое присоединение от 16.06.2022, а также возложить на ответчика обязанности по заключению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с учетом измененной платы, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, а также штраф в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В судебном заседании истец Лысенко М.В. и его представитель, действующий на основании доверенности Сутягин А.Н., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Просили рассмотреть дело без их участия, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Прионежская сетевая компания», действующая на основании доверенности Поташова М.М., принимала участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи. Поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на иск, исковые требования не признала. Отметила, что поданное истцом заявление не может быть расценено, как протокол разногласий к договору, при этом срок подачи разногласий к спорному договору истек. Между тем, на вопрос суда представитель ответчика пояснила, что даже в случае подачи протокола разногласий в установленном порядке, но с тем же вопросом, перерасчет платы за технологическое присоединение не был бы произведен.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указал, что в части доводов о применении к истцу положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 861 от 27.12.2004 (далее - Правила технологического присоединения) необходимо учесть некорректность ссылок истца на п.12(1) Правил технологического присоединения. Согласно тексту заявки, на технологическое заявление и приложенных к ней документов владельцем (арендатором) земельного участка с кадастровым номером является физическое лицо - Лысенко М.В. Исходя из указанного, истец не может относиться к заявителям, перечисленным в п.12(1) Правил технологического присоединения, поскольку он не относится к заявителям - юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. Следовательно, и раздел X Правил технологического присоединения к истцу также не применим, поскольку истец не относится ни к одной из категорий заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил технологического присоединения. С учетом того, что в отношении истца не применяется раздел X Правил технологического присоединения, в адрес истца предоставлен соответствующий его категории заявки договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее — договор) с письмом от 06.09.2022. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (абз.18 п.15 Правил технологического присоединения). Ввиду того, что до настоящего времени подписанный экземпляр договора в адрес АО ПСК не поступал, между истом и АО ПСК не возникли договорные отношения. Истцом не указывается, какие именно личные неимущественные права, либо принадлежащие истцу нематериальные блага нарушены АО ПСК. Равно истцом не предоставляется доказательств претерпевания им физических или нравственных страданий, причинно-следственной связи между имевшимися у истца физическими или нравственными страданиями и действиями АО ПСК. Все вышеперечисленное говорит о формальном подходе истца к использованию права на взыскание компенсации морального вреда, а сумма, обозначенная для взыскания в качестве такового, свидетельствует о произвольном подходе как к обоснованию права на подобную компенсацию, так и к определению соотносимого с нарушением прав размера такой денежной компенсации. АО ПСК настаивает на том, что для взыскания компенсации морального вреда должна быть четко обозначена нарушенная норма права ФЗ №2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» или иная влекущая за собой право на взыскание морального вреда; обозначены физические или нравственные страдания, перенесенные истцом; предоставлены тому доказательства; обоснована с достаточной степенью разумности сумма заявленной компенсации. Ответчик осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Согласно абз. 4, 5 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее — ФЗ «Об электроэнергетике») технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Порядок заключения договора на осуществление технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.02.2022 № 12-ФЗ «О внесении изменений в ст. 23.2 Федерального закона об электроэнергетике», плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. С 1 октября 2015 года по 30 сентября 2017 года, а также с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов. В соответствии со ст. 2 Федеральным законом от 16.02.2022 № 12-ФЗ «О внесении изменений в ст. 23.2 Федерального закона об электроэнергетике», указанный федеральный закон вступает в силу с 01.07.2022. Так же Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 №1178 внесены изменения в п. 17 Правил технологического присоединения, следующего содержания: при осуществлении присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, в плату за технологическое присоединение включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики в размере не более 50 процентов величины указанной инвестиционной составляющей. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 №1178 вступает в силу с 01.07.2022 (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 №1178). Согласно ч.ч. 2, 3, 4, 5, 6 и 7 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.ч. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. На основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону применяется ГК РФ или соответствующий закон, что подтверждается судебной практикой, например, Определением Верховного Суда РФ от 04.10.2021 №305-ЭС21-13509 по делу №А40-87211/2020. Также согласно п. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Согласно ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В адрес ответчика исх. от 06.09.2022 направлен договор. Расчет платы произведен согласно установленным нормам права действовавшими в момент направления договора истцу, т.е. в соответствии с нормами ГК РФ и ФЗ «Об электроэнергетике». Относительно существа заявленных исковых требований АО ПСК также считает необходимым обратить внимание суда на следующее. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. В соответствие с абз.12 п.15 Правил технологического присоединения в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам технологического присоединения заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами технологического присоединения. Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении. Согласно ст. 445 ГК РФ сторона, получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. Поскольку у сторон имелись разногласия в части условий договора, то урегулирование таких разногласий осуществляется по правилам ст. 445 ГК РФ путем передачи разногласий на рассмотрения суда в рамках преддоговорного спора. Заявленные исковые требования в виде возложения на АО ПСК обязанности по внесению в направленный в адрес истца проект договора изменений не относятся к способам защиты права, предусмотренным ст.12 ГК РФ и не соответствуют природе правоотношений, имевшихся у сторон. С учетом изложенного, АО ПСК полагает исковые требования не обоснованными ни по праву, ни по факту и просит в иске отказать.

В дополнительных письменных пояснениях представитель ответчика указал, что поскольку у сторон имелись разногласия в части условий публичного договора, урегулирования разногласий должно осуществляться по правилам ст. 445 ГК РФ. В случае не направления заявителем подписанного проекта договора либо мотивированного отказа от его подписания, но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий, поданная этим заявителем заявка аннулируется (абз. 13 п. 15 Правил). Ввиду изложенного, заявка истца аннулирована по причине пропуска установленного Правилами технологического присоединения срока акцепта. Ответчик не уклонялся от заключения публичного договора, предоставил соответствующий проект, реагировал на обращения истца и действовал в строгом соответствии с Правилами технологического присоединения и нормам ГК РФ. В последующих пояснениях представитель ответчика акцентировал внимание на пропуске срока подачи разногласий, возникших при заключении договора.

Представитель третьего лица Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил отзыв на исковое заявление. В отзыве указал, что исходя из информации, представленной в Госкомитет АО «ПСК», следует, что заявка на технологическое присоединение была подана заявителем (физическим лицом) Лысенко М.В. в Сетевую организацию 16.06.2022. В заявке указана необходимость технологического присоединения к электрическим сетям АО «ПСК» теплицы, расположенной по адресу: <адрес> (земельный участок с кадастровым номером ), максимальной мощностью энергопринимающих устройств 100 кВт (присоединяемых и ранее присоединенных), при напряжении 0,4 кВ и третьей категории надежности электроснабжения. Согласно техническим условиям (приложение к договору № ), для присоединения указанного объекта к электрическим сетям АО «ПСК» осуществляет, в том числе, строительство ВКЛ-10 кВ от опоры ВЛ-10 кВ ф. до проектируемой трансформаторной подстанции, установку в центре нагрузок трансформаторной подстанции, строительство ВЛИ-0,4 кВ от проектируемой трансформаторной подстанции до границы участка заявителя. Госкомитет отмечает, что ответственность за принятые технические решения необходимых мероприятий для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям несет Сетевая организация. С учетом указанных выше характеристик энергопринимающих устройств и условий для технологического присоединения объекта заявителя Лысенко М.В. по договору № Сетевой организацией рассчитана плата за технологическое присоединение с применением стандартизированных тарифных ставок, установленных постановлением Госкомитета от 22.12.2021 № 188 (далее - Постановление № 188) «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» в редакции от 5 июля 2022 года, принятой Госкомитетом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», а именно: Сетевой организацией применены положения Постановления № 188 о расчете платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) исходя из стандартизированных тарифных ставок С2, С3, С5 в размере 50 %. При этом АО «ПСК» не учитывает тот факт, что изменения, внесенные указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1178, вступили в силу с 01.07.2022 и распространяются на правоотношения по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, возникшие на основании заявок, поданных после 1 июля 2022 года. В соответствии с пунктом 87 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (редакция от 20 мая 2022 года) в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. С учетом изложенного для расчета платы за технологическое присоединение объекта заявителя Лысенко М.В. к электрическим сетям АО «ПСК» в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в сфере технологического присоединения к электрическим сетям, действующего на дату подачи заявки на технологическое присоединение (16.06.2022), должны применяться стандартизированные тарифные ставки в соответствии с Постановлением № 188 (с учетом принятых Сетевой организацией технических решений необходимых мероприятий для технологического присоединения): С1.1 - на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу технических условий заявителю в размере 7 674 руб./шт. без НДС (постоянная схема электроснабжения); С1.2.2 - на покрытие расходов на проверку выполнения технических условий заявителем в размере 11 098 руб./шт. без НДС (постоянная схема электроснабжения); С8.2.2 0,4 кВ и ниже - на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) (трехфазные полукосвенного включения) в расчете за одну точку учета в размере 31 367 руб. без НДС (на территории, не относящейся к территории городских населенных пунктов). При этом стандартизированные тарифные ставки С2, С3, С5 (на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства) принимаются равными 0. Таким образом, плата за технологическое присоединение объекта заявителя Лысенко М.В. к электрическим сетям АО «ПСК» составит 50 139 руб. без НДС.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истцу Лысенко М.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с КН , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Лысенко М.В. в адрес АО «Прионежская сетевая компания» 16.06.2022 вх. направлена заявка физического лица на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств с мощностью 100 кВт. Согласно приложению, объект подключения - теплица (л.д. 55-57).

В ответ на вышеуказанную заявку от 16.06.2022 АО «Прионежская сетевая компания» 06.09.2022 исх. направила проект договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. А также выдала технические условия.

Согласно п. 3.1 договора, размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 188 от 22.12.2021, и составляет: 4 679 200,39 рублей, в том числе НДС 20% в сумме 779 866,73 рублей. (л.д. 18-23).

12.09.2022 Лысенко М.В. обратился в АО «Прионежская сетевая компания» с заявлением о перерасчете платы за технологическое присоединение и приостановлении десятидневного срока на подписание проекта договора по причине существенных разногласий по размеру платы за технологическое присоединение (л.д. 13). В ответ на указанное заявление АО «Прионежская сетевая компания» 02.11.2022 ответило заявителю отказом (л.д. 25-26).

В судебном заседании также было установлено, что поводом для обращения истца в суд послужило то обстоятельство, что ответчик в нарушение условий Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии отказал в расчете платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца к электрическим сетям по правилам и тарифам, действующим на момент подачи заявки истцом.

При разрешении возникшего спора суд приходит к следующим выводам.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

В пункте 3 того же Постановления разъяснено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что: исходя из преамбулы Закона о защите прав потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары (работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь была отчуждена впоследствии, и т.п.).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 15 и 16 Постановления от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснил, что публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ). Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Вопреки утверждениям ответчика, по смыслу указанных разъяснений действие законодательства о защите прав потребителей распространяется не только на потребителей, с которыми уже заключены публичные договоры, но и на физических лиц, которые выразили свою волю (имеют намерения приобрести услугу) на заключение такого договора, в том числе путем подачи заявки на технологическое присоединение.

Таким образом, к правоотношениям, сложившимся между истцом (физическим лицом, имеющим намерение приобрести услугу для личных целей) и ответчиком, подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей».

В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, а также существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861.

В соответствии с пунктом 3 вышеназванных Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

В соответствии с п. 4 Правил № 861 любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (п. 6 Правил № 861).

В силу п. 15 Правил № 861 в целях временного технологического присоединения сетевая организация направляет заявителю в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к такому договору в течение 10 дней со дня получения заявки, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или единого портала (в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием единого портала). Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами (абз. 17 п. 15).

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Согласно положениям п. 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Положения п. 17 (в редакции, действовавшей до 01.07.2022) при определении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, условие применения платы в размере не более 550 рублей в части расстояния не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, применяется исходя из измерения расстояния по прямой линии от границы территории садоводства или огородничества до ближайшего объекта электрической сети сетевой организации, имеющего указанный в заявке класс напряжения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1178 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» 05.07.2022 внесены изменения в постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 22.12.2021 № 188 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год». Указанные изменения введены в действие с 01.07.2022

Постановлением Госкомитета РК по ценам и тарифам от 22.12.2021 N 188 (ред. от 25.10.2022) «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формулы платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия на 2022 год» установлено, что Плата за технологическое присоединение объектов к электрическим сетям сетевых организаций на территории Республики Карелия определяется для заявителей - физических лиц, кроме лиц, указанных в подпункте 1.2 пункта 1 постановления, за технологическое присоединение объектов микрогенерации, в том числе за одновременное технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), в случае технологического присоединения вышеуказанных объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения), присоединяемых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, в размере минимального из следующих значений: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок (п. 1.1). Установлены стандартизированные тарифные ставки для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций заявителей на территории Республики Карелия на 2022 год согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (п. 3). Установлены формулы для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям исходя из стандартизированных тарифных ставок и способа технологического присоединения согласно приложению N 4 к настоящему постановлению (п.5).

Согласно представленному Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам расчету, выполненному на основании заявки и технических условий, выданных Лысенко М.В., с учетом положений Постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 188 от 22.12.2021 (в редакции, действовавшей до 01.07.2022), плата за технологические присоединение объекта заявителя Лысенко М.В. к электрическим сетям АО «ПСК» составит 50 139 рублей без НДС.

При этом, в судебном заседании установлено, что ответчик определил размер платы за технологическое присоединение в размере 4 679 200,39 рублей с учетом изменений в Правила технологического присоединения, введенных в действие с 01.07.2022.

Постановлением Федеральной Антимонопольной службы по Республике Карелия от 31.10.2022 «Об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения» в адрес АО «ПСК» вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в частности, на АО «ПСК» возложена обязанность по осуществлению расчета платы за технологическое присоединение энегопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными правилами и ставками платы, действующими на момент подачи таковыми заявок на технологическое присоединение.

Из отзыва на исковое заявления следует, что ответчик произвел расчет платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств истца на основании правил и тарифов, действующих на момент направления сетевой организацией проекта договора на технологическое присоединение, то есть по состоянию на 09.09.2022.

Однако, по мнению суда, расчет платы за технологическое присоединение не на момент подачи заявки, а на дату направления договора истцу, нарушает права Лысенко М.В., как потребителя.

Так, заявка Лысенко М.В. о заключении договора технологического присоединения (являющегося публичным договором, который ответчик обязан был заключить с истцом) получена АО «ПСК» 16.06.2022, следовательно, именно с указанной даты между истцом и ответчиком возникли правоотношения, которые регулируются, в том числе вышеизложенными нормами права.

В силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В данном случае, не имеет правого значения дата направления истцу проекта договора, тем более, что он направлен заявителю Лысенко М.В. с нарушением сроков, установленных указанными выше нормами.

Учитывая положения ст. 4 ГК РФ, расчет платы за технологическое присоединения должен быть произведен сетевой организацией по правилам и тарифам, действующим на момент возникновения правоотношений с потребителем, то есть на момент подачи заявки Лысенко М.В. – 16.06.2022.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что неправомерными являются действия ответчика по расчету платы за технологическое присоединение в соответствии с тарифами, введенными в действие после 01.07.2022, по заявке, поступившей от потребителя 16.06.2022.

Как указано выше, истец 12.09.2022 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете платы за технологическое присоединение. Со ссылкой на ст. 422 ГК РФ о том, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим на момент его заключения, ответчик отказал потребителю в перерасчете платы за технологическое присоединение.

Таким образом, довод представителя ответчика о не направлении в адрес сетевой организации протокола разногласий, суд находит несостоятельным. Тем более, что в указанном заявлении Лысенко М.В. четко указал на наличие существенных разногласий по размеру платы, сославшись на нормы ГК РФ. Содержание заявления Лысенко М.В. с очевидностью свидетельствует о его несогласии именно с расчетом платы и примененными тарифами, которые введены в действие после подачи им заявки.

Положения абз. 17 п. 15 Правил № 861 о том, что в случае направления заявителем требований о приведении проекта договора в соответствие с данными Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с этими Правилами, сетевой организацией не выполнены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение нарушение прав истца, как потребителя.

С учетом положений статей 426, 445 и 446 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчету платы и заключению договора на условиях определения платы за технологическое присоединение по правилам и тарифам, действующими на момент подачи заявки 16.06.2022, являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Также, истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей.

Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 45 Постановления от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

В данном случае, поскольку Лысенко М.В. как потребителю, имеющему намерение приобрести услугу по подключению (технологическому присоединению) к электрическим сетям для личных нужд, незаконно было отказано в перерасчете платы за технологическое присоединение в соответствии с требованиями норм, действующих на момент возникновения правоотношений, то есть отказано в заключении публичного договора о приобретении услуги по цене, соответствующей требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу, что учитывая обстоятельства и характер допущенных ответчиком нарушений прав истца, требования разумности и справедливости с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.

В силу ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 5 000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Лахденпохского муниципального района подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242) произвести расчет платы и заключить договор технологического присоединения энергопринимающих устройств Лысенко Максима Викторовича, расположенных на земельном участке с КН , к электрическим сетям по правилам, ценам и тарифам, действующими на момент подачи заявки Лысенко М.В. 16.06.2022.

Взыскать с Акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242) в пользу Лысенко Максима Викторовича <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 5 000 рублей, а всего в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Акционерного общества «Прионежская сетевая компания» (ИНН 1001013117, ОГРН 1061001073242) в доход бюджета Лахденпохского муниципального района государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска, в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Жданкина

Мотивированное решение составлено 06.02.2023.

2-42/2023 (2-382/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Лысенко Максим Викторович
Ответчики
АО "Прионежская сетевая компания"
Другие
Сутягин А.Н.
Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
lahdenpohsky.kar.sudrf.ru
14.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2022Передача материалов судье
16.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.12.2022Предварительное судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее