дело №2а-55/2020
УИД 62RS0017-01-2019-000712-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Новомичуринск 15 января 2020 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой О.Н.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО - <адрес> <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО - <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения административным ответчиком налогового законодательства. В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам местного применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. В результате бездействия административного ответчика создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги. Административный истец просил суд признать незаконным бездействие администрации МО - <адрес> <адрес> по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о налогах и сборах; обязать администрацию МО - <адрес> разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах; установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание от административного истца - прокурора <адрес> поступило заявление о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства.
Административный ответчик - представитель администрации МО - <адрес>, надлежащим образом извёщенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признал в полном объёме.
Суд, руководствуясь ст.150 и ч.7 ст.150 КАС РФ, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Исследовав материалы дела с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В силу п.2 ч.1 ст.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право, в том числе, получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
На основании п.2 и п.3 ст.34.2 Налогового кодекса РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления ответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.10.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральный закон) определены основные понятия, в том числе муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ст.5 указанного Федерального закона установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной и муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (ст.6 Федерального закона).
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч.1 ст.12 Федерального закона).
В судебном заседании установлено, что Решениями Совета депутатов МО - <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и № установлены налог на имущество физических лиц и земельные налоги на территории муниципального образования - <адрес> <адрес>.
Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией МО - <адрес> налогового законодательства. В ходе проверки установлено, что административным ответчиком не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам местного применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Указанное обстоятельство подтверждается рапортом о результатах проверки прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования -<адрес> от 2015 года установлено, что к вопросам местного значения <адрес> относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у административного ответчика прямой обязанности по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
По сообщению главы МО - <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах администрацией района не разработан и не утверждён.
Данным бездействием административного ответчика создается угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку отсутствует определенный регламентом порядок и сроки предоставления муниципальной услуги.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение нарушений п.2 ч.1 ст.21 НК РФ, гарантирующего право неопределенного круга лиц - налогоплательщиков на получение письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, согласно ст.12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании разработки и утверждения административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает, заявленный административным истцом срок - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО - <адрес> <адрес>, по непринятию мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщиками по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о налогах и сборах.
Обязать администрацию МО - <адрес>, разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.
Установить администрации МО - <адрес> срок для исполнения судебного решения - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение 15 дней со дня получения копии решения суда.
Судья - О.Н. Дмитриева