2-2870/2021
56RS0009-01-2021-000023-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Оренбург
Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе
председательствующего судьи Федулаевой Н.А.,
при секретаре Тлеужановой Б.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть <Номер обезличен> Федеральной службы исполнения наказания к Клиновской (Цукало) Л.Р. о возмещении расходов за обучение,
УСТАНОВИЛ:
ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что <Дата обезличена> между ГБОУ ВПО «Оренбургская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФКУЗ МСЧ- 56 ФСИН России и Цукало (Клиновской) Л.Р. был заключен договор о целевой подготовке специалистов за счет средств федерального бюджета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с последующим трудоустройством к истцу по специальности (направлению) лечебное дело.
В соответствии с пунктами 2.3.3 и 2.3.4 договора о целевой подготовке специалистов за счет средств федерального бюджета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по окончании обучения ответчик был обязан явиться к истцу для трудоустройства и отработать по месту службы не менее 3 лет.
В июне 2020 года ответчик был приглашен к истцу для прохождения процедуры трудоустройства. Однако после окончания обучения ответчик от трудоустройства отказался, чем нарушил обязательства по договору, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском. После окончания обучения в ОРГМА ответчик не выразил намерений в трудоустройстве, чем допустил односторонний отказ от исполнения обязательств по ученическому договору без уважительных причин. Размер фактически понесенных бюджетных средств на обучение ответчика за 6 лет составил 491 940 рублей.
ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России просит суд взыскать с Клиновской (Цукало) Л.Р. в свою пользу расходы за обучение в сумме 491 940 рублей.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России.
В судебном заседании истец, ответчик, не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили. Представитель истца просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России в судебном заседании не присутствовало, было извещено надлежащим образом, представило отзыв на иск, в котором просило исковые требования удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствии его представителя.
Суд, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <Дата обезличена> между ГБОУ ВПО «Оренбургская Государственная Медицинская Академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФКУЗ МСЧ- 56 ФСИН России и Цукало (Клиновской) Л.Р. был заключен трехсторонний контракт о целевой подготовке специалистов за счет средств федерального бюджета <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с последующим трудоустройством к истцу по специальности (направлению) лечебное дело.
Из пункта 1.1 контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что стороны принимают на себя обязательства реализовать целевую контрактную подготовку специалиста по специальности (направлению) - лечебное дело для удовлетворения потребности заказчика в квалифицированных кадрах.
Пунктами 2.3, 2.3.1, 2.3.2., 2.3.3 и 2.3.4 предусмотрено, что гражданин обязуется освоить образовательную профессиональную программу, разработанную в соответствии с пунктом 2.1.1. и учитывающую требования пункта 2.1.2 настоящего контракта. Соблюдать нормы и правила, установленные для студентов образовательного учреждения. Прибыть к месту расположения заказчика и приступить к осуществлению трудовой деятельности, оговоренной сторонами при заключении настоящего контракта, не позднее чем через 2 (два) месяца после окончания образовательного учреждения и получения соответствующего документа об образовании. Отработать у заказчика не менее 3 (трех) лет после окончания образовательного учреждения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки.
В силу п.3.2 контракта о целевом обучении от <Дата обезличена> Клиновская (Цукало) Л.Р. обязалась при невыполнении гражданином условий настоящего договора, отчислении из образовательного учреждения без уважительных причин, отказе приступить к работе без уважительных причин возместить организации в установленном порядке средства (глава 6 статья 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), затраченные на ее обучение с момента заключения настоящего контракта до получения диплома.
В соответствии с п.3.3 контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, гражданин по его просьбе до выхода на работу освобождается от исполнения контракта с заказчиком в случаях, возникающих после заключения настоящего контракта: при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях; беременная или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.
Согласно п.3.4 указанного контракта от возмещения затрат освобождаются граждане: вошедшие в категорию лиц, указанных в пункте 3.3 настоящего контракта.
В соответствии с частями 1-3 статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) в редакции, действовавшей на момент заключения с ответчиком договора о целевой подготовке, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со статьей 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.
Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 56 Закона об образовании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 г. N 1076 были утверждены Правила заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, на которые имеется ссылка в договоре о целевой подготовке, заключенном сторонами и образовательным учреждением.
В соответствии с частью 6 Закона об образовании существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в части 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
2) обязательства органа или организации, указанных в части 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения в 2014 году договора о целевой подготовке, работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Таким образом, заключенный с ответчиком договор о целевой подготовке является разновидностью ученического договора, заключаемого с лицом, ищущим работу. Частью 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Аналогичные положения содержатся и в статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении. Из приведенных норм следует, что обязанность работника по возмещению работодателю расходов на обучение наступает в случае невыполнения работником без уважительных причин обязательств по ученическому или трудовому договору. Статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию), предусмотрен перечень причин, обусловливающих невозможность продолжения работником работы и необходимость работодателя расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, по его инициативе. К таким причинам, в частности, относится зачисление работника в образовательное учреждение, выход на пенсию, установленное нарушение работодателем законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора (часть 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации). Данный перечень не является исчерпывающим. Таким образом, при проверке доводов об уважительности причин увольнения работника до истечения срока, обусловленного сторонами трудового договора или соглашения об обучении за счет средств работодателя, при рассмотрении требований работодателя о взыскании с работника затрат, связанных с обучением работника, следует учитывать положения части 3 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации и установленные по делу обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Отсутствие у лица права требования не лишает это лицо права на обращение в суд за защитой своего предполагаемого права, однако последствием предъявления иска ненадлежащим истцом является отказ в удовлетворении иска ввиду того, что субъективное гражданское право, в защиту которого предъявлен иск, истцу не принадлежит.
В соответствии с Уставом ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему,осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников,пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.2.1 Устава, предметом и целями деятельности учреждения являются: относится медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также их лекарственное обеспечение.
Согласно положениям Устава ФКУ МСЧ-56 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, правом представлять интересы Российской Федерации истец не наделен, является участником бюджетного процесса - получателем, полномочия которого определены ст. 162 БК РФ, что исключает возможность предъявления им заявленных требований от имени бюджета Российской Федерации.
Кроме того, обучение ответчика осуществлялось за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству здравоохранения РФ как главному распорядителю указанных средств.
Из ответа ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России от <Дата обезличена> следует, что Клиновская (Цукало) Л.Р. была зачислена на 1 курс лечебного факультета (очное обучение) 01.09.2014, Приказ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. С 31.08.2020 отчислена в связи с получением образования, приказ <Номер обезличен>-ло от <Дата обезличена>.
Согласно представленному в материалы дела расчету затрат на обучение студента Цукало (Клиновской) Л.Р. по специальности <Дата обезличена>-Лечебное дело очной формы обучения за счет средств федерального бюджета, принимаемого на обучение на 1 курс в 2014-2015 учебном году за весь период обучения было затрачено 491 940 руб.
Действующим на момент обращения ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России с данным иском приказом ФСИН России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФСИН России», действующим на момент обращения ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России с данным иском, утверждены: перечень учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальных органов ФСИН России, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета (приложение <Номер обезличен>); перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за территориальными органами ФСИН России, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета (приложение <Номер обезличен>); перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, осуществляющими бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета (приложение <Номер обезличен>).
Пунктом 2 Приказа ФСИН России от <Дата обезличена> <Номер обезличен> предусмотрено, что учреждения уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальные органы ФСИН России, указанные в приложении <Номер обезличен> к приказу, в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета наделены следующими бюджетными полномочиями администраторов доходов федерального бюджета: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов; взыскание задолженности по платежам в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов и др.
Возмещение сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации затрат на обучение в образовательной организации высшего образования или научной организации Федеральной службы исполнения наказаний в случае расторжения с ним контракта о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и увольнения отнесено указанным Приказом к источникам доходов федерального бюджета, закрепленных за территориальными органами ФСИН России, (приложение <Номер обезличен>).
Между тем, в Приложении <Номер обезличен>, содержащим перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, не содержится такого источника дохода, как возмещение затрат на обучение в образовательной организации.
Учитывая, что в соответствии с приведенным приказом ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России не является администратором доходов федерального бюджета по возмещению затрат на обучение, образовательная организация - ФГБОУ ВО «ОрГМУ» Минздрава России в систему ФСИН России не входит, денежные средства на обучение ответчика истцу не выделялись, суд приходит к выводу, что истец не обладает правом требования взыскания с ответчика затраченных на ее обучение бюджетных средств, т.е. является ненадлежащим истцом, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу приведенных выше положений статей 207 и 249 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность работника по возмещению работодателю расходов на обучение наступает только в случае невыполнения работником обязательств по ученическому или трудовому договору без уважительных причин.
В соответствии с пп.3.3 и 3.4 заключенного между сторонами контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> от возмещения затрат освобождаются граждане: при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях; беременная или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Клиновская Л.Р. разведена, имеет несовершеннолетнего ребенка <ФИО>13, <данные изъяты> года рождения. Истец с ребенком зарегистрированы и проживают в г. Оренбург.
Из представленного стороной ответчика в материалы дела копии военного билета усматривается, что Клиновская Л.Р. имеет <данные изъяты> здоровья, то есть определенные заболевания, ограничивающие ее в выборе предлагаемых вакантных должностях, что также должно быть учтено при оценке уважительности причин неисполнения обязательств по договору. При этом ответчик имеет проблемы с <данные изъяты>
Из письма от <Дата обезличена>, направленного ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России в адрес Цукало Л.Р. следует, что истцом ответчику были предложены следующие должности: врач-терапевт «Медицинская часть <Номер обезличен>» 0,5 ставки (<...>) и врач-терапевт филиала «Медицинская часть <Номер обезличен>» (<...>).
Таким образом, обе вакансии, которые были предложены ответчику, располагаются при колониях, что предполагает работу с лицами, заключенными под стражу и отбывающими наказание, включая больных туберкулезом, что представляет опасность для здоровья ответчика, учитывая наличие у нее болезни органов дыхательной системы.
Из ответа Клиновской Л.Р. от <Дата обезличена>, направленного в адрес ФКУЗ МСЧ-56 ФСИН России следует, что в силу пункта 3.3 контракта <Номер обезличен> от <Дата обезличена> она отказалась от предложенной должности врач-терапевт «Медицинская часть <Номер обезличен>» 0,5 ст. (<...>) и просила предоставить достоверную информацию в отношении должности врач-терапевт филиала «Медицинская часть <Номер обезличен>» (<...>.
Ответа на данное письмо Клиновской Л.Р. стороной истца не представлено.
Таким образом, достоверных доказательств того, что Клиновская Л.Р. отказалась от предложенной истцом должности врач-терапевт филиала «Медицинская часть <Номер обезличен>» (<...>), суду не представлено.
В связи с чем суд полагает, что предложенная истцом должность в <...>, то есть за пределами г. Оренбурга, являющегося местом жительства Клиновской Л.Р. и ее трехлетнего ребенка, без предоставления жилого помещения в <...>, на 0,5 ставки, то есть в режиме неполного рабочего времени, ущемляет права ответчика.
В связи с изложенным суд полагает, что отказ истца от предложенных истцом должностей со стороны истца носил вынужденный характер и был обусловлен объективными причинами, что дополнительно является основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть <Номер обезличен> Федеральной службы исполнения наказаний» к Клиновской (Цукало) Л.Р. о возмещении расходов за обучение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Федулаева
В окончательной форме решение принято 30.08.2021