УИД 16RS0046-01-2021-019368-56
Дело № 2-8116/2021 ~ М-7205/2021
Судья Трегулова К.К. 33-4774/2022
Учет № 082г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Мелихова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Забусовой Н.И. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 декабря 2021 года, которым постановлено: признать за ФИО11, <дата> года рождения, право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Вигабатрин (Сабрил), назначенным по жизненным показаниям.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение по жизненным показаниям ФИО11, <дата> года рождения, лекарственным препаратом Вигабатрин (Сабрил) в объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата ФИО11, <дата> года рождения.
В обращении решения к немедленному исполнению отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Забусовой Н.И., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Опалева О.В., действуя в интересах несовершеннолетней ФИО11, <дата> года рождения, обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан об обеспечении ребенка-инвалида лекарственным препаратом по жизненным показаниям. В обоснование Опалева О.В. указала, что она является матерью ФИО11, <дата> года рождения, которой поставлен диагноз: G31.8 – Нейродегенеративное заболевание ЦНС. Туберозный склероз, Инвалидность: Категория «ребенок-инвалид», согласно справке Серия МСЭ-2017 .... от <дата>, повторно установлена инвалидность <дата> до <дата>. Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им.ак.ФИО7 ФГАОУ ВО РНИМУ им. ФИО8 Министерства здравоохранения Российской Федерации», отраженном в протоколе .... от <дата> ФИО11 назначен препарат Вигабатрин (Кигабек, Сабрил) из расчета 2000мг. утром и 2000 мг. вечером (4000 мг. в сутки). В месяц 248 диспергируемых таблеток по 500 мг, в год - 2920 диспергируемых таблеток по 500 мг. В связи с этим, истец обратилась в МЗ РТ с просьбой предоставить бесплатно лекарственный препарат Вигабатрин (Кигабек, Сабрил). Письмом МЗ Республики Татарстан от 22 сентября 2021 года №09-02-5038/5 Опалевой О.В. отказано в обеспечении указанным лекарственным препаратом. В настоящее время вопрос об обеспечении ребенка жизненно важным и необходимым препаратом не решен. Указанный препарат не зарегистрирован на территории РФ. Однако данный лекарственный препарат назначен в связи с абсолютными показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данной формы заболевания. Просит признать за ФИО11 право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом Вигабатрин (Сабрил, Кигабек), назначенным по жизненным показаниям. Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ФИО11, лекарственным препаратом Вигабатрин (Кигабек, Сабрил) в необходимом объёме и дозировке рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственного препарата. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Представители третьего лица ГАУЗ «Тетюшская центральная районная больница», ГУП «Таттехмедфарм» в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие установленных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Истец, представитель ГАУЗ «Тетюшская центральная районная больница», представитель ГУП «Таттехмедфарм» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлено, что Опалева О.В. является матерью ФИО11, <дата> года рождения.
ФИО11, <дата> года рождения, имеет статус ребёнка-инвалида, инвалидность установлена на срок до <дата>.
Несовершеннолетней ФИО11 поставлен диагноз: G31.8 –Нейродегенеративное заболевание ЦНС. Туберозный склероз.
Решением консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им.ак.ФИО7 ФГАОУ ВО РНИМУ им.ФИО8 Министерства здравоохранения РФ, отраженном в протоколе .... от <дата> ФИО11 назначен препарат Вигабатрин (Кигабек, Сабрил) из расчета 2000 мг. утром и 2000 мг. вечером (4000 мг. в сутки). В месяц 248 диспергируемых таблеток по 500 мг, в год - 2920 диспергируемых таблеток по 500 мг. Согласно заключению врачебной комиссии, данный препарат назначен в связи с абсолютным показаниями и отсутствием альтернативных препаратов для лечения данной формы заболевания.
На основании консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им.ак.ФИО7 ФГАОУ ВО РНИМУ им.ФИО8 Министерства здравоохранения Российской Федерации» ФИО11 показана постоянная длительная терапия лекарственным препаратом Вигабатрин (Кигабек, Сабрил).
Из выписки из протокола .... ГАУЗ «Тетюшская ЦРБ» от 14 мая 2021 года следует, что врачебная комиссия ГАУЗ «Тетюшская ЦРБ» освидетельствовала ФИО11 и пришла к заключению, что ФИО11 нуждается в обеспечении препаратом, не зарегистрированным на территории Российской Федерации по жизненным показаниям «Вигабатрин» на 1 год в количестве 2920 таблеток.
В настоящее время данный препарат ФИО11 не получает.
<дата> премьер-министром РТ издано распоряжение ....-р Министерству здравоохранения Республики Татарстан организовать закупку лекарственного препарата «Вигабатрин», в том числе, для несовершеннолетней ФИО11
Во исполнение вышеуказанного распоряжения 17 декабря 2021 года Министерством здравоохранения РТ и поставщиком ООО «ЕСКО» заключены договоры ....,305 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Вигабатрин.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что ФИО11, являясь ребенком-инвалидом, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Вигабатрин» (Сабрил), незарегистрированным на территории Российской Федерации и не имеющим аналогов в Российской Федерации, назначенным ей в установленным законом порядке по жизненным показания и разрешенным к ввозу в Российскую Федерацию.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований и возложении обязанности по обеспечению ФИО11 лекарственным препаратом Вигабатрин (Сабрил), районный суд исходил из нуждаемости истца в лечении данным лекарственным препаратом, наличия у ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан в силу закона обязанности по приобретению требуемого лекарственного препарата, необеспечения им истца.
Судебная коллегия считает указанный вывод законным и обоснованным.
Согласно положениям статьи 72 Конституции Российской Федерации, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 54 Конституции Республики Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пункт 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 года № 502н (ред. от 2 декабря 2013 года) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссия медицинской организации (далее - врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам. Врачебная комиссия осуществляет, в том числе функции принятия решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям).
Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.
В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.
Поскольку в подтверждение нуждаемости в приеме лекарственного препарата Вигабатрин (Сабрил) ФИО11 представлено решение консилиума Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им.ак.ФИО7 ФГАОУ ВО РНИМУ им.ФИО8 Министерства здравоохранения Российской Федерации, доказательства, опровергающие нуждаемость пациента в обеспечении данным лекарственным препаратом в рекомендованной дозировке, Министерством здравоохранения Республики Татарстан не представлено, судебная коллегия полагает выводы районного суда о возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности по обеспечению ФИО11 лекарственным препаратом Вигабатрин (Сабрил) правильными.
В соответствии с разделом 2 постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года №1052 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан» одной из основных задач Министерства является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Основными задачами Министерства здравоохранения Республики Татарстан являются, в том числе, участие в выработке и реализации государственной политики в области охраны здоровья населения Республики Татарстан; нормативно-правовое регулирование в области охраны здоровья граждан и в сфере обращения лекарственных средств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения Республики Татарстан; организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (абзацы 1, 2, 3, 5 пункта 2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).
На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан).
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
Доводы апелляционной жалобы о дефиците финансовых средств на льготное лекарственное обеспечение граждан, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данная позиция ответчика противоречит действующему законодательству и может повлечь существенное нарушение прав граждан. Кроме того, выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, ограничение права ребенка на бесплатное получение лекарственных препаратов в соответствии со стандартами медицинской помощи в пределах, установленных Перечнем, не допускается и противоречит вышеприведенными нормами Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Судебная коллегия считает, что право ребенка на применение лекарственного препарата, не входящего в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинского показания (по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии гарантировано статьей 37 частью 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами осуществляется исключительно в гарантированном государством объеме в рамках соответствующих перечней жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не предусматривает обеспечение лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет бюджетных средств, основаны на неверном толковании положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации», и изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов, противоречат гарантированному статьей 41 Конституции Российской Федерации праву гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Изложенные в решении суда выводы достаточно подробно мотивированы и основываются на исследованных доказательствах, которым суд первой инстанции дал надлежащую, отвечающую правилам статей 67, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правильную по существу правовую оценку. Выводы суда соответствуют установленным судом фактам и закону, а поданная представителем ответчика жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, и не позволяет признать их ошибочными.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 21 декабря 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Забусовой Н.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи