Решение по делу № 2а-1480/2021 от 11.01.2021

УИД: 56RS0018-01-2021-000058-76

Дело № 2а-1480/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 марта 2021 года г.Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области к Николаеву Александру Юрьевичу о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области обратилась в Ленинский районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением к Николаеву А.Ю. о взыскании недоимки по пене по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016г.

    В обоснование иска ссылается на тот факт, что Николаев А.Ю. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц. В установленные законодательством о налогах и сборах срок исчисленные ИФНС по г.Орску Оренбургской области суммы налога за 2015, 2016 год налогоплательщиком не уплачены.

В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня.

    Поскольку сумма пени по налогу на имущество за 2015, 2016 год налогоплательщиком уплачены частично, ИФНС России по г.Орску Оренбургской области в порядке главы 11 Кодекса административного судопроизводства РФ обратилось к мировому судье судебного участка №6 Ленинского района г.Оренбурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Николаева А.Ю. пени по налогу на имущество за 2015, 2016 год.

     Определением мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г.Оренбурга от 27 июля 2020 года отменен судебный приказ от 29 июня 2020 года о взыскании с Николаева А.Ю. пени по налогу на имущество физических лиц. До настоящего времени сумма пени по налогу на имущество физических лиц уплачена не в полном объеме.

    Просит взыскать с Николаева А.Ю. в пользу ИФНС России по г.Орску Оренбургской области задолженность по пене по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 год в размере 1 210,12 рублей; восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи заявления.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г.Орску Оренбургской области не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

        Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно части 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

По адресам, имеющимся в материалах дела суд извещал административного ответчика о времени и месте судебного заседания, направлял судебные повестки.

Однако корреспонденция с указанного адреса вернулась с уведомлением, содержащим отметку «за истечением срока хранения».

Информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, на основании части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Как разъяснено в пункте 39 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

Учитывая вышеперечисленные нормы права, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, административного ответчика, полагая, что они надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 399, статьям 400, 401, 405 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (пункты 1, 2 статьи 401 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 1 января года, за который уплачивается налог (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ).

При этом в течение первых трех лет действия нового порядка налог исчисляется с учетом понижающих коэффициентов (в первый год - 0,2; во второй - 0,4; в третий - 0,6).

В соответствие с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ - налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Налоговая ставка на имущество физических лиц установлена решением Орского городского Совета депутатов от 26 октября 2016 года «О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 5 ноября 2014 года № 52-862 «О налоге на имущество физических лиц»:

Ставка - 0.1% от кадастровой стоимости объектов недвижимости:

1.         домов, квартир, комнат и иных помещений жилого типа;

2.         незавершенных построек, планируемых для использование в качестве жилья; гаражей;

3.         единых недвижимых комплексов, содержащих хотя бы 1 жилое помещение; машино-мест;

4.         хозяйственных строений с площадью, не превышающей 50 м2, расположенных на земельных участках для ИЖС, ЛПХ, садоводства дачного хозяйства и огородничества.

Ставка - 2% от кадастровой стоимости объектов:

недвижимого имущества с кадастровой стоимостью свыше 300 млн руб.;

нежилых помещений - офисов, административных и коммерческих заведений (магазинов, объектов общепита и бытового обслуживания).

Ставка - 0.5% от кадастровой стоимости - для всех остальных строений.

В целях налогообложения полная кадастровая стоимость объекта жилой недвижимости уменьшается на стоимость определенного количества квадратных метров в зависимости от вида жилой недвижимости (пункты 3 - 5 статьи 403 Налогового кодекса РФ):

- по жилому дому - 50 кв. м;

- по квартире, части жилого дома - 20 кв. м;

- по комнате, части квартиры - 10 кв. м.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Николаев А.Ю. в период 2015,2016 год являлся собственником иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу ...

Согласно налоговому уведомлению N от 29 июля 2016года в срок до 1 декабря 2016 года административному ответчику необходимо было оплатить налог на имущество физических лиц за 2015 год: иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу .... в размере 12 755 рублей (640 969 рублей (налоговая база) *1,99 (налоговая ставка, %)*1 (доля в праве)*12/12 (количество месяцев));

Согласно налоговому уведомлению N от 23 августа 2017 года в срок до 1 декабря 2017 года административному ответчику необходимо было оплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год: иного строения, помещения и сооружения, расположенного по адресу .... в размере 14 779 рублей (742 675 рублей (налоговая база) *1,99 (налоговая ставка, %)*1 (доля в праве)*12/12 (количество месяцев)).;

В установленные законом сроки ответчиком не была произведена уплата налога на имущество, в связи, с чем Николаеву А.Ю. направлено требование N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 июля 2018 год, согласно которому в срок до 31 июля 2018 года необходимо оплатить налог на имущество физических лиц в размере 12 755 рублей и пени в размере 3344,85 рублей (за период со 2 декабря 2016 год по 21 июня 2018 год).

С учетом того, что пеня по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 год Николаевым А.Ю. уплачены не в полном объеме, ИФНС России по г.Орску Оренбургской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Николаева А.Ю. пени по налогу на имущество физических лиц.

Согласно судебному приказу N от 29 июня 2020 года, выданному мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга в пользу ИФНС России по г.Орску Оренбургской области с Николаева А.Ю. взыскана задолженность по пене по налогу на имущество физических лиц в размере 2 511 рублей.

Мировым судьей судебного участка №6 Ленинского района г. Оренбурга 27 июля 2020 года вынесено определение, которым на основании поступивших возражений от Николаева А.Ю. отменен судебный приказ N от 29 июня 2020 года.

С настоящим административным иском административный истец обратился 30 декабря 2020года.

В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Абзацем 4 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Установление в законе срока для защиты нарушенных прав интересов лица, начало его течения и последствия пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

В соответствии с частью 4 статьи 92, частью 1 статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Как следует из материалов дела и установлено судом налогоплательщик согласно требованию N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 22 июля 2018 год обязывался в срок до 31 июля 2018 года оплатить налог на имущество физических лиц в размере 12 755 рублей и пеню в размере 3344,85 рублей (за период со 2 декабря 2016 год по 21 июня 2018 год).

Таким образом, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации по требованию N от 29 июня 2018 года истек 31 января 2019 года.

К мировому судье судебного участка № 6 Ленинского района г.Оренбурга с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по г.Орску Оренбургской области обратилась 15 июня 2020 года, о чем имеется отметке на конверте, т.е. с нарушением срока предусмотренного статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может.

Заявляя ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, административный истец в качестве уважительных причин пропуска срока обращения с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье ссылается на отсутствие данных о месте жительства административного ответчика, а также данных о получении должником копии заявления и документов. Вместе с тем данные обстоятельства не подтверждены какими-либо доказательствами и не свидетельствуют об уважительности причин пропуска процессуального срока, не относятся к числу обстоятельствам, объективно исключающих возможность подачи заявления в установленный срок.

При таких обстоятельствах, суд не может считать пропуск процессуального срока для подачи данного административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, уважительным, а, следовательно, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению.

При этом соблюдение срока на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа, не свидетельствует о соблюдении срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявление о вынесении судебного приказа было направлено в суд по истечении шестимесячного срока, установленного законом.

Исходя из положений части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом отказ судом в восстановлении административному истцу пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявленными требованиями, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с Николаева А.Ю. недоимки по пене по налогу на имущество в размере 1210,12 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области к Николаеву Александру Юрьевичу о взыскании обязательных платежей, а именно пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 1210 рублей 12 копеек, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:     подпись                   О.В. Ермошкина

Решение в окончательной форме составлено: 16 апреля 2021 года.

Судья:     подпись                   О.В. Ермошкина

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при административном деле № 2а-1480/2021

2а-1480/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Орску Оренбургской области
Ответчики
Николаев Александр Юрьевич
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ермошкина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
16.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее