РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Жамсарановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ипатовой Натальи Борисовны к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ о включении периода работы в специальный стаж в связи с особыми условиями труда, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно, взыскании судебных расходов,
установил:
В суд обратилась истец с названным иском указав, что ответчиком ей отказано в назначении досрочно страховой пенсии, при этом период ее работы с 16.02.1994г. по 13.02.2003г. в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД Октябрьского района г.Улан-Удэ не учтен при подсчете медицинского стажа. При этом, в п.2.10 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» указано, что работа по специальности в медицинских вытрезвителях рассматривается как работа в здравпункте. Просит включить указанный период работы в стаж для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, обязать ответчика назначить ей выплату пенсии с момента обращения за назначением пенсии, с 06.06.2022г., взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины 300 руб., почтовые расходы по направлению копии искового заявления.
В судебном заседании истец Ипатова Н.Б. и ее представитель по устному заявлению Попко Д.А. на заявленных требованиях настаивали поясняя, что ответчиком неправомерно не был засчитан спорный период работы в медицинский стаж. Работая фельдшером медицинского вытрезвителя Ипатова Н.Б. осуществляла лечебную деятельность в должности, предусмотренной соответствующими Списками наименований должностей, выполняя работу по специальности, как работу в здравпункте. Ссылались на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам. Просили исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ в РБ по доверенности Цырендоржиева А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что в рассматриваемый период медицинские вытрезвители при ОВД входили в структуру милиции общественной безопасности и не относились к учреждениям системы здравоохранения. Также указала, что указанный период работы страхователем учтен без соответствующего кода льготы, что не подтверждает права на зачет данного периода работы в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Период работы в медицинском вытрезвителе мог быть учтен в льготный стаж только в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв.Постановлением Совета Министров от 17.12.1959г. №1397, поэтому ссылка истца на письмо Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И, утратившее силу, основана на неверном толковании норм права. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Судом установлено, что 06 июня 2022 года Ипатова Н.Б. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, поскольку полагала, что у неё имеется достаточно специального стажа для назначения такой пенсии.
Решением ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия от 17 июня 2022 года Ипатовой Н.Б. отказано в досрочном назначении пенсии с указанием на то, что, что на день её обращения за назначением пенсии специальный стаж, дающий право на назначение досрочно пенсии составляет 22 года 06 месяцев 00 дней, при требуемой продолжительности не менее 30 лет. При этом указано, что период работы с 16.02.1994 по 13.02.2003гг. в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при отделе внутренних дел Октябрьского района не включен в стаж, поскольку представленные документы сведений о занятости работы в должности фельдшера в перечисленных (Списком, утв.Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464, Списком, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, Списком, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781) структурных подразделениях не содержат.
При этом, из трудовой книжки истца следует, что с 16.02.1994г. по 13.02.2003г.она работала в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД Октябрьского района г.Улан-Удэ.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Разрешая требование истца о включении спорного периода в специальный стаж, суд учитывает, что действующее законодательство предусматривает возможность включения в специальный стаж периодов работы при одновременном соблюдении двух условий, а именно соответствие списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации как наименования замещаемой истцом должности, так и наименования учреждения.
К спорным правоотношениям подлежат разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым исходя из п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в списке, но и в их структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений, медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других).
Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в спорный период действуют правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 которыми предусматривается, что правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются фельдшеры.
Наименование такого учреждения как "медицинский вытрезвитель" разделом "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусмотрено.
В ранее действующем законодательстве, т.е. в списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, возможность зачета работы в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе также не предусматривалась.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы стороны истца о сложившейся судебной практике и ссылки на п.2.10 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986г. №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».
Работа в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе за период до 01.10.1993 рассматривалась как работа в здравпункте, включенная в перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет, что напрямую следует из постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986, изданного в пределах полномочий ведомства по разъяснению и порядку применения действовавших в то время нормативных актов.
Возможность включения работы в качестве фельдшера в медицинском вытрезвителе как работы в здравпункте в период времени, имевший место после 01.10.1993, т.е. с момента когда постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 утратило силу, действующим законодательством, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, не предусматривается.
Помимо этого, в обоснование своей позиции истцом не представлено соответствующих доказательств - документов, выданных в установленном порядке работодателем, подтверждающих, что Ипатова Н.Б. в спорный период имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости. По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета льготный характер работы истца также не подтвержден.
При таких обстоятельствах суд находит доводы стороны истца основанными на неверном понимании норм материального права, в связи с чем требование Ипатовой Н.Б. о включении периода ее работы с 16.02.1994г. по 13.02.2003г. в должности фельдшера медицинского вытрезвителя при ОВД Октябрьского района г.Улан-Удэ в медицинский стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" являются необоснованными и подлежат оставлению без удовлетворения.
Поскольку с учетом установленных уполномоченным органом периодов работы, а также обстоятельств установленных судом в ходе рассмотрения настоящего спора, специальный стаж истца составил 22 года 6 месяцев и не достиг требуемой продолжительности, суд не усматривает оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению Ипатовой Н.Б. досрочной страховой пенсии по старости.
В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно положениям ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся в том числе связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С учетом того, что в удовлетворении исковых требований истцу отказано, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в ее пользу расходов по оплате государственной пошлины и почтовых расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ипатовой Натальи Борисовны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд гор.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов