А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Кирс 12.09.2018 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Усцовой – Новиковой ОВ,
при секретаре Запольских СБ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г.Кирс в порядке апелляции гражданское дело по иску прокурора Верхнекамского района Кировской области в интересах жилищных прав Бешкаревой Т. А. к Министерству финансов Кировской области, о взыскании затрат, понесённых медицинскими работником на оплату коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Верхнекамского района Кировской области в интересах Бешкаревой ТА обратился в суд с иском к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных на оплату коммунальных услуг. В обоснование требований указал, что Бешкарева ТА с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» в должности медицинской сестры. В период работы в Светлополянской амбулатории МУЗ «Верхнекамская ЦРБ» Бешкарева ТА пользовалась правом на бесплатное предоставление квартиры с освещением и отоплением до ДД.ММ.ГГГГ года включительно. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бешкарева ТА за счёт своих средств оплатила услуги по отоплению в размере <данные изъяты> руб., и освещению, истцу произведена частичная компенсация расходов в размере <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. недополученная Бешкаревой ТА компенсация на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению составила <данные изъяты> руб. Истец с учетом уточнения требований в сторону уменьшения просила взыскать с Министерства финансов Кировской области за счёт казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Бешкаревой ТА фактически понесённые ею расходы по оплате отопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб..
Мировым судьёй судебного участка № Верхнекамского судебного района Кировской области исковые требования Бешкаревой ТА удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Кировской области ставит вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что право на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг в прежнем объеме после ДД.ММ.ГГГГ сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности. Таких доказательств истцом не представлено. Кроме этого при недостаточности выделенных денежных средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», прокуратура Верхнекамского района Кировской области представили в суд возражения на жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда.
Заслушав зам. прокурора Кузнецова ИИ, возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам абзаца 1 части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 2 ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1, в редакции действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 согласно п.50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы. Одновременно с признанием утратившей силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ. Те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа, предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. Как следует из ст.4 указанного Закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Он составил ежемесячно за период с ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> руб.
Как указано выше, действующим с ДД.ММ.ГГГГ законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в областных учреждениях здравоохранения, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта РФ. Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты РФ и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В силу п.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом. Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных актов, должны быть соблюдены условия, при которых вновь устанавливаемые размеры мер социальной поддержки в денежной форме не могут быть ниже размеров мер социальной поддержки, установленных социальных выплат в денежной форме, предоставлявшихся соответствующей категории граждан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа указанных правовых норм следует, что юридически значимым обстоятельством для дела является выяснение обстоятельства пользования истца, как медицинского работника областного государственного медицинского учреждения, льготами по предоставлению жилого помещения с освещением и отоплением в период до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Бешкарева ТА с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности медсестры в КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ», которая расположена по адресу: <адрес>, фактически Бешкарева ТА работает в <адрес>, Светлополянской амбулатории, согласно представленной справки МКУ администрации Светлополянского городского поселения Верхнекамского района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ..
Согласно копии договора безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ., квартира расположенная по адресу <адрес> передана в совместную собственность Бешкареву Ю.Н. и Бешкаревой ТА, справкой из ООО «ЖилРемСервис+» подтверждается регистрация по вышеуказанному адресу Бешкаревой ТА.
Решением Верхнекамского районного суда Кировской области oт ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что Бешкарева ТА., проживающая и работающая в сельской местности пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное решение на основании ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного гражданского дела.
Факт того, что Бешкарева ТА пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг до ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается справкой КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, сметой расходов Верхнекамской ЦРБ за ДД.ММ.ГГГГ.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бешкарева ТА внесла плату за коммунальные услуги по отоплению в общей сумме <данные изъяты> руб., по освещению, из расчета 10кВт.ч(бесплатно предоставляемый объём электроэнергии до ДД.ММ.ГГГГ.) -<данные изъяты> руб., истцу произведена частичная компенсация расходов из расчета <данные изъяты> руб. в месяц, всего в размере <данные изъяты> руб..
Таким образом, фактические затраты истицы по оплате коммунальных услуг в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не компенсированные составили <данные изъяты> руб..
Ссылаясь на то, что разница между уплаченной суммой и суммой, полученной в соответствии с Законом субъекта РФ, составляет для истца убытки, прокурор просил взыскать их в пользу Бешкаревой ТА.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что предусмотренная Законом Кировской области №267-30 выплата компенсации является дополнительной мерой социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников и не лишает указанную категорию права на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 01.12.2011 №376 «О принятии в собственность области муниципальных учреждений здравоохранения» с ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «Верхнекамская центральная районная больница» принята из собственности муниципального образования -Верхнекамский муниципальный район Кировской области - в собственность Кировской области. На основании распоряжения Департамента здравоохранения Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ № произошло переименование организации на КОГБУЗ «Верхнекамская ЦРБ».
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ финансирование медицинских работников Верхнекамского района осуществляется из средств областного бюджета, расходы, понесенные истцом, судом правомерно взысканы с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область».
Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что передача отдельных государственных полномочий Российской Федерации на другой уровень власти должна сопровождаться одновременной передачей нижестоящим бюджетам финансовых средств, а при недостаточности таких средств взыскание должно осуществляться с Российской Федерации. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.06.2006 №5-11, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
На основании изложенного, суд считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Нарушений, влекущих отмену или изменение решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░