Дело № 33-6000\2023 (№ 2-22\2023)
УИД: 81RS0005-01-2022-000529-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
Судей Лобанова В.В., Лапухиной Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Косогоровой К.Б.
рассмотрела 06 июня 2023 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов и иных маломобильных групп населения,
по апелляционной жалобе АО «Почта России» на решение Гайнского районного суда Пермского края от 09 марта 2023 года,
Заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Гайнского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов и иных маломобильных групп населения. В обоснование иска указал, что прокуратурой Гайнского района по обращению Суханова Г.В. проведена проверка исполнения отделением почтовой связи Гайны 619650 Управления Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России» (далее – ОПС п. Гайны), осуществляемого свою деятельность по оказанию услуг в сфере почтовой связи в помещении здания по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, принадлежащего на праве собственности Акционерному обществу «Почта России», законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов и иных маломобильных групп населения, в ходе которой установлено, что при входе в помещение ОПС п. Гайны перед лестничным маршем входной группы отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели, выполненные по ГОСТ Р 52875-2018, информирующие людей с нарушением зрения о приближении к препятствию (лестнице); вдоль лестничного марша входной группы отсутствуют поручни, отвечающие требованиям ГОСТ Р 51261-2022; входная группа не обеспечена пандусом, организованным в соответствии с требованиями пунктов 5.1.16-5.1.18 СП 59.13330.2020; вход не оборудован тактильной информационной вывеской с информацией, продублированной в шрифте Брайля, содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы. 17.08.2022 года руководителю УФПС ПК АО «Почта России» прокурором Гайнского района внесено представление об устранении нарушений. До настоящего времени вышеназванные нарушения не устранены, в связи с чем, просят суд обязать Управление Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России» до 01.07.2023 года: 1) установить перед лестничным маршем входной группы центрального входа в ОПС п. Гайны по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, тактильно-контрастные наземные указатели, выполненные по ГОСТ Р 52875-2020, информирующие людей с нарушением зрения о приближении к препятствию (лестнице); 2) установить вдоль лестничного марша входной группы центрального входа в ОПС п. Гайны по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, поручни, отвечающие требованиям ГОСТ Р 51261-2017; 3) обеспечить входную группу центрального входа в ОПС п. Гайны по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, пандусом, организованным в соответствии с требованиями пунктов 5.1.16-5.1.18 СП 59.13330.2020; 4) установить перед лестничным маршем входной группы центрального входа в ОПС п. Гайны по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, тактильную информационную вывеску с информацией, продублированной в шрифте Брайля, содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы ОПС п. Гайны.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель АО «Почта России» с иском не согласилась.
Представитель третьего лица ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения.
Третье лицо Чугайнова Н.В. в судебном заседании пояснила, что она арендует помещение, принадлежащее ПАО «Ростелеком», под магазин.
Решением Гайнского районного суда Пермского края от 09.03.2023 года постановлено:
исковые требования прокурора Гайнского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов и иных маломобильных групп населения, удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной почтовой связи Пермского края Акционерного общества «Почта России»: 1) установить перед лестничным маршем входной группы центрального входа в помещение отделения почтовой связи по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, тактильно-контрастные наземные указатели, выполненные по ГОСТ Р 52875-2020, информирующие людей с нарушением зрения о приближении к препятствию (лестнице); 2) установить вдоль лестничного марша входной группы центрального входа в помещение отделения почтовой связи по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, поручни, отвечающие требованиям ГОСТ Р 51261-2017; 3) обеспечить входную группу центрального входа в помещение отделения почтовой связи по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, пандусом, организованным в соответствии с требованиями пунктов 5.1.16-5.1.18 СП 59.13330.2020; 4) установить перед лестничным маршем входной группы центрального входа в помещение отделения почтовой связи по адресу: Пермский край, п. Гайны, ул. Кашина, д. 18, тактильную информационную вывеску с информацией, продублированной в шрифте Брайля, содержащей сведения о наименовании, контактных телефонах и графике работы ОПС п. Гайны, в срок до 01.09.2023 года.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба АО «Почта России», в которой ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований.
Выражая несогласие с решением суда, указывает на то, что судом неверно установлены обстоятельства дела, неверно применен закон, что привело к вынесению неправильного решения. Отмечает, что здание, расположенное по адресу: Пермский край, п.Гайны, ул.Кашина, 18 принадлежит на праве собственности, в том числе ПАО «Ростелеком», данный собственник также несет ответственность за вход в здание. Здание построено в 1988 году, в настоящее время функционирует. Положения нормативных документов, в частности п.п. 5.1.1, 5.1.14, 5.1.15, 5.1.16 Свода правил 59.13330.2016, применимы в случае проектирования объекта недвижимости. Следовательно, на спорное здание, уже находящееся в эксплуатации, требования указанных нормативных актов не распространяются, поскольку проектирование и строительство здания осуществлено до введения в действие СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных населения» (СП 59.13330.2016)», утвержденных приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 904\пр. Указывает, что в целях обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере связи для указанных граждан во всех ОПС организовало предоставление услуг почтовой связи по месту жительства, для чего сотрудник АО «Почта России» может отправиться домой к нуждающемуся в этом лицу. Выезд сотрудника на дом осуществляется на безвозмездной основе, что предусмотрено Приказом Минцифры России от 18.04.2022 года № 370. Предоставление услуг по месту жительства маломобильным группам населения осуществляется и в спорном объекте Просит решение суда отменить в части и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к АО «Почта России».
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Также представлены письменные возражения на апелляционную жалобу от ПАО «Ростелеком».
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика, третьи лица и их представители не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела никто не просил, в связи с чем, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Судебная коллегия, заслушав объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., возражавшей против отмены решения суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не нашла оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Гайнского района проверки исполнения отделением почтовой связи п. Гайны законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации и маломобильных групп населения выявлено, что вход в здание по адресу: п.Гайны, ул.Кашина, 18, не обеспечивает условия для беспрепятственного доступа в помещение инвалидов и маломобильных групп населения. 17.08.2022 прокурором Гайнского района внесено представление об устранении выявленных нарушений (л.д. 62-65), которое до настоящего времени не исполнено.
Из представленного ответа АО «Почта России» от 15.09.2022 года следует, что кнопка вызова сотрудника для оказания помощи при доступе инвалидам и другим маломобильным группам населения при входе в ОПС п. Гайны будет установлена, в остальной части выявленных нарушений указано, что они устранению не подлежат на основании п. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (л.д. 66-69).
Согласно акту осмотра от 09.03.2023 установлено, что вход в помещение отделения почтовой связи по адресу: п.Гайны, ул.Кашина, 18, не оборудован специальными пандусом и поручнями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, кнопкой вызова персонала почтового отделения, а также отсутствуют тактильно-контрастные наземные указатели, тактильная информационная вывеска. Приложена фототаблица (л.д. 10-20, 223-228).
Собственником нежилых помещений, распложенных по адресу: п.Гайны, ул.Кашина, 18, общей площадью 408,1 кв. м является акционерное общество "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Пермского края (л.д. 36-39).
Собственником нежилых помещений, распложенных по адресу: п.Гайны, ул.Кашина, 18, общей площадью 964,4 кв.м, является ПАО "Ростелеком» (л.д. 111).
Кроме того, установлено, что спорная входная группа вторым собственником ПАО «Ростелеком» не используется.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Закона Пермского края от 04.04.2016 N 627-ПК "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края" и пришел к выводу о том, что ответчиком АО «Почта России» не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий для беспрепятственного доступа, эксплуатируемый объект социальной инфраструктуры (отделение почтовой связи п.Гайны) не соответствует требованиям, установленным императивными нормами законодательства, регулирующего правоотношения в области защиты прав маломобильных групп населения в Российской Федерации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в связи с чем, удовлетворил иск прокурора.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку спорное здание построено в 1988 году и функционирует в настоящее время, то на него не распространяется действие СНиП35-01-2001, в связи с тем, что под их действие попадают объекты, которые вновь вводятся в эксплуатацию или прошли реконструкцию, модернизацию после 01.07.2016, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ст. 36).
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом указанной нормой закона, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, даже до реконструкции, модернизации объектов собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Свод правил 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001, доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденного Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр, а также с указанием о том, что в спорном почтовом отделении предусмотрено оказание почтовых услуг для лиц с ограниченными возможностями по месту их жительства или в дистанционном режиме, что, по мнению апеллянта, свидетельствует о том, что ответчиком в полной мере соблюдаются права инвалидов, судебная коллегия отклоняет, поскольку положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику рассмотрения аналогичных споров, также не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку при рассмотрении данного спора установлены иные фактические обстоятельства, имеющие правовое значение для дела. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств по конкретному делу.
Поскольку достоверно установлено, что входной группой центрального входа в ОПС второй собственник ПАО «Ростелеком» не пользуется, каких-либо социальных услуг в указанном помещении не предоставляет, исковых требований прокурором к данному собственнику заявлено не было, правомерно судом второй собственник не был привлечен к участию в деле в качестве ответчика.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гайнского районного суда Пермского края от 09 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «Почта России» – без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.06.2023