Дело № 5-302/2020
51RS0017-01-2020-000846-08
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о привлечении к административной ответственности
26 августа 2020 года г. Заполярный
ул. Стрельцова, д. 3а
Судья Печенгского районного суда Мурманской области Горбатюк А.А.,
с участием представителя Росхенадзора Маленкиной О.А., действующей на основании доверенности №120/Дв от 26.11.2019г.,
защитников АО «МЭС» Ключевской Ю.Н., действующей на основании доверенности №07/06-2020 от 09.01.2020г., Зыкова А.В., действующего на основании доверенности №07/190-2020 от 25.08.2020г.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Мурманэнергосбыт» (183034, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, корп. 1),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее АО «МЭС», Общество) нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.
18.08.2020 года в 17 часов 00 минут, по адресу: 184430, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, территория промплощадки Кольская ГМК, Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:
- допускается эксплуатация резервуара РВС-5000. ст. № 1, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 1: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ТУ-33728-2015 от 28.12.2015, срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года, заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-14016-2017 от 13.10.2017, что не соответствует требованиям промышленной безопасности) и является нарушением требований ч. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.12.2013 № 30855;
-допускается эксплуатация резервуара РВС-5000, ст. № 3, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 3: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ТУ-33709-2015 от 28.12.2015, срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года, заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-14018-2017 от 13.10.2017, что не соответствует требованиям промышленной безопасности), что является нарушением требований ч. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.12.2013 № 30855;
- допускается эксплуатация резервуара РВС-5000, ст. № 2, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 2: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-1547-2017 от 08.02.2017, вывод: срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года), что является нарушением требований ч. 1 ст. 9, ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 4.21 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утв. приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461; п. 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.12.2013 № 30855.
Полагают, что с учетом характера деятельности юридического лица, характера совершенных им действий, а также обстоятельств данного дела, влияющих на создание условий реальной возможности наступления негативных последствий, а именно угрозы жизни и здоровью людей, угрозы причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды считают, что менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности не сможет обеспечить достижение цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В отзыве АО «МЭС» указало, что АО «МЭС» признает вину и при назначении наказания просит суд учесть следующее.
Единственным акционером АО «МЭС» является Мурманская область в лице Министерства имущественных отношений Мурманской области.
Согласно Распоряжению Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП «О создании единой теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» именно на АО «МЭС» возложена функция теплоснабжения в отношении следующих населенных пунктов: г. Мурманск, г. Кола, г. Североморск, г. Снежногорск, п. Корзуново, с.п. Ура-Губа, г. Полярный, г.п. Никель.
Кроме того, на основании, принятых органами управления Общества, с 2012 года Общество осуществляет теплоснабжение в г. Кандалакша Мурманской области, с 2013 года – в н.п. Белое Море Кандалакшского района, с 01.07.2014 – мкр. Нива-3 в г. Кандалакша Мурманской области, с 15.09.2014 – с.п. Териберка Кольского района Мурманской области, с 25.11.2014 – с.п. Енский Ковдорского района Мурманской области.
АО «МЭС» является действующей организацией, выполняющей социально значимую функцию по теплоснабжению потребителей Мурманской области, а также АО «МЭС» имеет статус ЕТО (Единой теплоснабжающей организации) в границах систем теплоснабжения, определенных при их утверждении.
Основным видом топлива, используемого на котельных, находящихся в пользовании АО «МЭС», является мазут М100.
Имущество опасного производственного объекта (склад ГСМ котельной № 2 п. Никель, рег. № А26-00997-0061) по адресу: 184430, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Никель, территория промплощадки Кольская ГМК, передано во временное возмездное владение и пользование Обществу на основании Договора аренды имущества от 27.06.2011 № 20.
Мазутное хозяйство расположено на территории промплощадки Кольской ГМК и значительно удалено от жилой застройки на расстояние примерно 800 – 1000 м.
Состоит из двух частей, в том числе двух железнодорожных эстакад слива и резервуарного парка хранения топлива.
Склад ГСМ состоит из 3-х стальных вертикальных мазутных резервуаров объемом по 5000 м3 каждый и мазутонасосной. Данный склад является основным и служит для формирования общего нормативного запаса топлива для котельной п. Никель.
Также в непосредственной близости от котельной расположен расходный склад мазута, состоящий из 2-х стальных вертикальных мазутных резервуаров объемом по 1000 м3 каждый и мазутонасосной для подачи мазута непосредственно в котельную.
Мазут в расходные мазутные резервуары поступает самотеком с основного склада.
На случай розлива нефтепродуктов, склад имеет обвалование, что, в свою очередь, предотвращает попадание нефтепродуктов за его периметр и позволяет своевременно локализовать и ликвидировать негативные последствия.
В соответствии с Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 12.08.2019 № 162 Об утверждении запасов топлива на источниках тепловой энергии АО «Мурманэнергосбыт» на 2019-2020, для Общества утверждены нормативы запасов топлива на 1 октября 2020 года.
В соответствии с указанным приказом Общество обязано создать общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) в количестве – 4 803 т., что возможно только при условии эксплуатации основного склада, так как расходные емкости, непосредственно установленные на территории котельной, не обеспечивают возможность хранения топлива в необходимом объеме (ОНЗТ).
Кроме того, при прохождении отопительного периода 2020-2021 г.г. и исключения срыва теплоснабжения потребителей п.г.т. Никель необходимо обеспечивать хранение эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ) в количестве – 3 559 тон. Данный объём также невозможно сформировать на расходном складе.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Печенгский район Мурманской области п.г.т. Никель от 14.05.2020 № 460а «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных на территории муниципального образования городское поселение Никель Печенгского района к работе в отопительный период 2020/2021 года» Обществу поручено обеспечить создание к началу отопительного периода 2020/2021 нормативного запаса топлива на котельной (п. 2.5).
В рамках договора № 100019/05578Д от 25.10.2019 г., заключенного Обществом с ПАО «НК Роснефть» на поставку мазута топочного М-100, АО «МЭС» подготовлено дополнительное соглашение по акцептированной оферте № 06-46658 от 25.08.2020 г. на поставку мазута топочного М-100 в количестве 65 000 тонн, с отгрузкой в сентябре 2020 года.
Согласно разнарядке, указанной в оферте, на станцию Никель, для формирования ОНЗТ в количестве 4 803 тонн для котельной в п.г.т. Никель, должен быть отгружен мазут топочный М-100 в количестве 5 000 тонн, что составляет 77 вагоно-цистерн.
В случае административного приостановления деятельности по эксплуатации мазутных резервуаров, приемка и выгрузка 77 вагоно–цистерн будет невозможна.
Переадресация 77 вагоно–цистерн со станции Никель на ближайшую станцию Заполярная приведет к убыткам АО «МЭС» в размере платы за переадресацию вагоно–цистерн, связанный с этим сверхнормативный простой вагоно-цистерн, а также стоимость автомобильной доставки по маршруту г. Заполярный – г. Никель, расчетный ущерб составит сумму не менее 9 млн. руб.
Административное приостановление деятельности, то есть временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, в частности деятельности Общества по эксплуатации основного склада ГСМ котельной п. Никель, может повлечь срыв отопительного периода 2020/2021 и невозможность подачи тепловой энергии потребителям, что в свою очередь создаст угрозу жизни и здоровью населения, особенно в условиях низких температур наружного воздуха в условиях Крайнего Севера.
Следовательно, административное приостановление деятельности повлечет существенные негативные последствия для Общества, что является чрезмерной мерой ответственности.
Представитель Ростехнадзора Маленкина О.А. в судебном заседании пояснила, что в ходе проверки установлено нарушение АО «МЭС» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Общество допустило эксплуатацию трех резервуаров РВС-5000 №№1, 2, 3 с истекшими сроками безопасной эксплуатации, что не соответствует требованиям промышленной безопасности. Считает, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды в случае разлива мазута, поэтому просят назначить наказание в виде приостановления деятельности.
Защитник АО «МЭС» Ключевская Ю.Н. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве. Дополнила, что резервуары РВС-5000 находиться в аренде у Общества, собственником данных резервуаров является администрации Печенгского района. В 2018 году Общество разработало техническое задание на капитальный ремонт резервуаров для мазута, направило собственнику. Однако, до настоящее времени собственником денежные средства на ремонт не выделены. Просит, при определении вида и размера наказания учесть, что в случае приостановления деятельности АО «МЭС» будет сорван отопительный сезон, Общество понесет огромные убытки, связанные с доставкой мазута в Печенгский район.
Защитник АО «МЭС» Зыков А.В. в судебном заседании пояснил, что с 2017 года с собственником резервуаров ведутся переговоры по вопросу капительного ремонта данных объектов. Достигли соглашения, что МЭС проведёт подготовительные работы, а собственник их будет финансировать. 13.07.2020 генеральным директором АО «МЭС» принято решение о выводе оборудования из эксплуатации, для того, чтобы провести работы по облуживанию резервуаров перед началом отопительного сезонам. Один из резервуаров РВС-5000 полностью освобождён от мазута, подготовлен к капительному ремонту, однако собственником – администрацией Печенгского района, не выделены денежные средства на данные цели. Дополнил, что в случае приостановления деятельности АО «МЭС» не сможет произвести ремонтные работы резервуаров, наполнить или слить из них мазут, необходимый для обеспечения работы Общества в осенне-зимний период, в ледствие чего это приведёт к срыву отопительного сезона. Кроме того, мазут в расходные мазутные резервуары поступает самотеком с основного склада и на случай розлива нефтепродуктов, склад имеет обвалование, что, в свою очередь, предотвращает попадание нефтепродуктов за его периметр и позволяет своевременно локализовать и ликвидировать негативные последствия.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 (далее – Закон № 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статьи 3 названного Федерального закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Пунктом 5.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401, предусмотрено, что Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.
В соответствии со статьей 9 части 1 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности и обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно пункта 3 статьи 13 Закона № 116-ФЗ, экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
На основании пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1998 года N 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Как следует из п. 10 названных Правил, утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра обеспечивает в пределах своих полномочий Ростехнадзор.
Из копии распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзор от 06.07.2020 № 30-2512/ Рк следует, что утверждена внеплановая проверка юридического лица АО «Мурманэнергосбыт» (АО «МЭС») поименованные опасные производственные объекты, в числе которых склад ГСМ котельной № 2 п. Никель (рег. №А26-00997-0061), территория промплощадки Кольская ГМК, пгт. Никель, Печенгский район, Мурманская обл., 184420.
Указано, что настоящая проверка проводится с целью исполнения поручения заместителя Председателя Правительства РФ Ю.И. Борисова от 30.06.2020 № ЮБ-П9-7031 и ее задачами являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ в области промышленной безопасности (обязательных требований), а также принятие мер по устранению нарушений обязательных требований (в случае их выявления) и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В вышеуказанном распоряжении определен срок проведения проверки с 08.07.2020 по 18.08.2020 (30 рабочих дней), правовые основания проверки и обязательные требования, подлежащие проверки, с учетом требований поименованных Федеральных законов, Правил, Положений, Требований и др.
По факту выявленных в ходе проверки 18.08.2020 в 17 час. 00 мин. Северо-Западным Управлением Ростехнадзор нарушений обязательных норм и правил требований вышеуказанного законодательства при эксплуатации АО «МЭС» в области промышленной безопасности опасного производственного объекта III класса опасности - склада ГСМ котельной № 2 п. Никель, рег. № А26-00997-0061, расположенного по адресу: Мурманская обл., Печенгский район, пгт. Никель, территория промплощадки Кольская ГМК, составлен протокол об административном правонарушении № 30-2512-4212/ПТ от 18.08.2020, в котором указано, что АО «МЭС» допускает эксплуатацию резервуара РВС-5000. ст. № 1, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 1: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ТУ-33728-2015 от 28.12.2015, срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года, заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-14016-2017 от 13.10.2017; допускает эксплуатацию резервуара РВС-5000, ст. № 3, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 3: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ТУ-33709-2015 от 28.12.2015, срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года, заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-14018-2017 от 13.10.2017, что не соответствует требованиям промышленной безопасности); допускает эксплуатацию резервуара РВС-5000, ст. № 2, с истекшим сроком безопасной эксплуатации (РВС-5000, ст. № 2: год ввода в эксплуатацию - 1968; заключение ЭПБ рег. № 26-ЗС-1547-2017 от 08.02.2017, вывод: срок безопасной эксплуатации - до октября 2017 года).
Из протокола Ростехнадзора № 30-2512-4212/ПТ от 18.08.2020 следует, что в обеспечение производства по делу об административном правонарушении, возбужденном на основании протокола обадминистративном правонарушении от 18.08.2020 № 30-2512-4209/ПТ по ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ в части грубого нарушение требований промышленной безопасности в отношении АО «МЭС», вынесен временный запрет деятельности резервуара вертикальных стальных РВС-5000, ст.№1, №2, № 3 опасного производственного объекта – склад ГСМ котельной № 2 п. Никель, расположенных по адресу: 184420, Мурманская обл., Печенгский район, территория промплощадки Кольской ГМК организацией АО «Мурманэнергосбыт».
Виновность АО «МЭС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушений, подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 18.08.2020 №30-2512-2528/, которым установлено, что склад ГСМ котельной №2 п. Никель РВС-5000, №№1, 2 3 не эксплуатируются на основании приказа АО «МЭС» от 13.07.2020 №223Н, однако, в ходе проверки установлено, что эксплуатация резервуаров РВС-500 №№1, 2, 3 допускается по истечении срока безопасной эксплуатации; выпиской из ЕГРЮЛ от 22.04.2020; Уставом АО «МЭС», из п.3.1. которого следует, что Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а из п. 3.3. следует, что основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); свидетельством Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору о регистрации А26-0096 от 24.04.2020 об эксплуатации АО «Мурманэнергосбыт» опасных производственных объектов с перечнем к нему опасных производственных объектов, в том числе - склада ГСМ № 2 котельной п. Никель; распоряжением Ростехнадзор № 30-29-2541/Рк; справкой АО «МЭС» о поступлении топочного мазута на котельную п. Никель 2020 год; уведомлением Северо-Западного Управления Ростехнадзора от 29.12.2015 № 47-1/52500 о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности; протоколом об административном правонарушении № 30-2512-4209/Пт от 18.08.2020; распоряжением Ростехнадзор № 30-2512/Рк от 06.07.2020; протоколом о временном запрете деятельности № 30-2512-4212/Пт от 18.08.2020.
Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Совокупность представленных судье материалов достаточно свидетельствует о том, что АО «Мурманэнергосбыт», являясь юридическим лицом, нарушило требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, поэтому его действия судья квалифицирует по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Согласно с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность является признание вины.
Согласно ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административное приостановление деятельности по отношению к штрафу по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ является альтернативным видом наказания и назначается с учетом положений статьи 3.12 КоАП РФ, а также требований части 2 статьи 29.10, статьи 32.12 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 3.12 КоАП РФ следует, что обстоятельствами, при наличии которых может быть назначено административное приостановление деятельности, являются угроза жизни или здоровью людей, возникновение эпидемии, эпизоотии, заражение (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо совершение административного правонарушения в определенной законом области, в том числе в области порядка управления, в области градостроительной деятельности.
При этом в абзаце 2 части 1 указанной статьи закреплено, что перечисленные обстоятельства служат основаниями для административного приостановления деятельности, если менее строгий вид наказания, предусмотренный санкцией соответствующей нормы КоАП РФ, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ).
По характеру правоограничительного воздействия на юридические лица административное приостановление деятельности является мерой исключительной.
Принимая во внимание, что АО «МЭС» является действующей организацией, выполняющей социально значимую функцию по теплоснабжению, что следует из п. 3.3 Устава АО «МЭС», а в случае приостановления деятельности юридического лица будет сорван отопительный сезон в пос. Никель Печенгского района Мурманской области, что существенно нарушит права жителей данного населенного пункта расположенного в районе особой климатической зоны, а именно в районе Крайнего Севера, доказательств того, что эксплуатация резервуаров РВС-5000 №1, 2, 3 с истекшими сроками безопасности создает угрозу жизни и здоровью людей и угрозу причинения существенного вреда состоянию и качеству окружающей среды, в материалах дела не содержится, учитывая, что на случай розлива нефтепродуктов, склад имеет обвалование, что, в свою очередь, предотвращает попадание нефтепродуктов за его периметр и позволяет своевременно локализовать и ликвидировать негативные последствия, судья считает возможным назначить юридическому лицу административный штраф с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
ПОСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей
Штраф необходимо перечислить по следующим реквизитам:
УИН 49878412008302512539
УФК по Мурманской области (Северо-Западное управление Ростехнадзора), л/сч 04491828320, Банк получателя: Отделение Мурманск г. Мурманск, р/сч 40101810040300017001, БИК 044705001, ИНН 7841340833, КПП 784101001, ОКТМО 47701000, КБК (код доходов) 498 1 16 01091 01 0001 140.
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности (федеральные государственные органы, Банк России, органы упарвления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Наименование платежа – штраф по постановлению Печенгского районного суда Мурманской области от 26.08.2020 №2-302/2020.
Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в Печенгский районный суд до истечения срока уплаты штрафа.
Разъяснить АО «МЭС», что в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в шестидесятидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.А. Горбатюк