Решение по делу № 2-354/2023 (2-4090/2022;) от 23.09.2022

УИД № 92RS0002-01-2022-004907-43

Дело № 2-354/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Севастополь                            7 июня 2023 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи                 Сомовой И.В.,

при секретаре                            Морозове Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павличенко В.Н. к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании права и установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанной из среднего заработка, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Павличенко В.Н. предъявил иск ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя», указав, что является инвалидом 2 группы вследствие полученного в 1987 году увечья (заболевания), при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утрата трудоспособности составила 70%. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 05.04.1987 года 06.06.1987. С 01.01.2015 является получателем денежной компенсации (ЕДК) в возмещение вреда, причиненного здоровью участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установленной исходя из твердой денежной суммы на основании Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В 2022 году размер ЕДК составляет 11 535 рублей 86 копеек.

Согласно справке восковой части 44316 от 06.06.1987 майор Павличенко В.Н. в период с 05.04.1987 по 06.06.1987 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 05.03.1997 истцу впервые установлена 3 группа инвалидности вследствие полученного в 1987 году заболевания при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. С 03.05.2012 ему установлена бессрочно 2 группа инвалидности и степень утраты трудоспособности 70%.

В соответствии с законодательством СССР, РСФСР, преамбулой Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотрена возможность применения как до 24.12.1992, так и позже указанной даты Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. 24.11.1995 в статью 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 включена норма о возмещении вреда, причиненного здоровью, в виде выплаты ежемесячных денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Ответчиком назначена оспариваемая ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью как впервые обратившемуся за выплатой лицу, тогда как Павличенко В.Н. стал получателем компенсационных ежемесячных сумм с 1997 года. В этой связи к нему полежат применению нормы законодательства Российской Федерации, в том числе как правопреемника СССР, действовавшего в указанный период времени. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, уточнив неоднократно свои требования, просил:

1. Признать за Павличенко В.Н. право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанного из среднего заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

2. Обязать ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» установить к выплате Павличенко В.Н. с 01.02.2023 ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 68 960 рублей 53 копейки с последующей индексацией.

3. Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» за счет средств федерального бюджета в пользу Павличенко В.Н. задолженность (недоплату) по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с 01.01.2015 по 31.12.2022 в размере 4 036 051 рубль 01 копейка.

В судебное заседание истец, его представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Ответчик своих представителей в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что ежемесячная денежная компенсация назначена Павличенко В.Н. с 01.01.2015 в фиксированном размере, установленном п. 15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ежегодно индексируется. Кроме того, указал, что истцом пропущен срок исковой давности.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд находит, что иск Павличенко В.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Павличенко В.Н., зарегистрированный по месту жительства в городе Севастополя с 05.11.1991, является гражданином Российской Федерации с 11.05.2014.

Согласно справке войсковой части 44316 от 06.06.1987 майор Павличенко В.Н. в составе войсковой части в период с 05.04.1987 по 06.06.1987 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Как следует из представленных материалов, 05.03.1997 Севастопольской городской медико-социальной (экспертной) комиссией Павличенко В.Н. впервые был признан инвалидом III группы в связи с заболеванием, связанным с исполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

При очередном переосвидетельствовании 25.02.2002 ему была установлена III группа инвалидности бессрочно.

03.05.2012 заключением Центральной городской медико-социальной (экспертной) комиссии г. Севастополя Павличенко В.Н. признан инвалидом II группы в связи с заболеванием, связанным с исполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ему установлена степень утраты в профессиональной трудоспособности 70%.

Согласно удостоверению гражданина, который пострадал вследствие чернобыльской катастрофы, выданному 06.03.1997 Севастопольской городской государственной администрацией, Павличенко В.Н. имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы».

В соответствии с удостоверением, выданным 05.11.2015 Министерством обороны Российской Федерации, Павличенко В.Н. относится к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом, имеет право на льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно справке, выданной Центром социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя», Павличенко В.Н. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации и с 01.01.2015 получает пенсию за выслугу лет и ежемесячные компенсации инвалиду второй группы вследствие чернобыльской катастрофы. Размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, предусмотренный частью 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в январе 2015 года составлял 8 169 рублей 13 копеек, по состоянию на июнь 2022 года – 11 535 рублей 86 копеек.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются:

- ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5 000 рублей;

инвалидам II группы - 2 500 рублей;

инвалидам III группы - 1 000 рублей.

На основании части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Павличенко В.Н. как инвалиду II группы установлена в размере, предусмотренном пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом ежегодной индексации на дату назначения выплаты и последующей индексацией в соответствии с коэффициентами, ежегодно устанавливаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации.

Оценивая доводы истца о наличии у него права на назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, рассчитанной из среднего заработка за период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с учетом степени утраты трудоспособности, суд исходит из следующего анализа нормативно-правового регулирования и разъяснений, данных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 № 7-П «По делу о проверке конституционности пункта 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и положения пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.Я. Сизова».

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда. При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 20 декабря 2010 года № 21-П и от 7 февраля 2012 года N 1-П).

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает для граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, гарантии возмещения вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чернобыльской катастрофы, возмещения вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, которая подверглась радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также гарантии предоставления мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).

Данный Закон - исходя из того, что факт установления инвалидности таким лицам однозначно свидетельствует о причинении вреда их здоровью, - выделяет инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы в отдельную категорию лиц, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (пункт 2 части первой статьи 13), и гарантирует им социальную защиту путем предоставления различных видов денежных выплат (ежемесячной денежной выплаты; компенсаций за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования (статьи 14, 27.1, 29 и 39), с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 17-П и от 1 июля 2014 года № 20-П).

Наряду с другими мерами социальной защиты пункт 1 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1) предусматривал для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона в новой редакции, вступившей в силу 2 марта 1996 года, инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности.

Тем самым в систему социальной защиты указанной категории граждан впервые была включена выплата, основанием предоставления которой является инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливаемая гражданам из числа перечисленных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» категорий на основании заключений межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы (части шестая - девятая статьи 24 названного Закона).

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, вступившим в силу 15 февраля 2001 года, был изменен подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, а пункт 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - изложен в новой редакции, предусматривающей выплату инвалидам-чернобыльцам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить ежемесячные денежные выплаты в ранее определенном размере (но не превышающем 10 000 рублей) либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ).

Оценивая конституционность данных изменений, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П указал, что сам по себе переход к новому способу определения размера возмещения вреда, как основанный на конституционном принципе равенства всех перед законом и вытекающем из него равенстве ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, не противоречит Конституции Российской Федерации.

С конституционными предписаниями согласуется также то, что инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, не предоставляется возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия в отличие от лиц, получавших до вступления в силу данного Федерального закона возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из заработка, которые вправе осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную из заработка, дохода, денежного довольствия.

При этом ограничение сохраняемых за такими лицами сумм возмещения вреда максимальным размером 10 000 рублей, предусмотренное частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, было признано Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим статьям 42 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, которые предполагают стабильность длящихся конституционно-правовых отношений и недопустимость понижения ранее установленного объема возмещения вреда, а следовательно, запрет умаления или ограничения права на возмещение вреда при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

Федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ (пункт 1 статьи 2), направленным на исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, в часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ были внесены изменения, согласно которым гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

В дальнейшем Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (пункт 8 статьи 3) была изложена в новой редакции статья 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в которой право инвалидов-чернобыльцев на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размерах, дифференцированных в зависимости от группы инвалидности, было закреплено в пункте 15 ее части первой. Нумерация пунктов части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» названным Федеральным законом была скорректирована также в части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, содержание которой не претерпело изменений.

Таким образом, в процессе совершенствования социальной защиты граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, включая признанных инвалидами от радиационно обусловленных заболеваний, было осуществлено правовое регулирование, согласующееся с конституционными принципами справедливости и равенства в их интерпретации Конституционным Судом Российской Федерации применительно к возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2018 года № 7-П).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действующим правовым регулированием, конституционность которого неоднократно проверял Конституционный Суд Российской Федерации, только гражданам, получавшим возмещение вреда до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, предоставлено право осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исчисленную из заработка, дохода, денежного довольствия.

Инвалидам-чернобыльцам, впервые обратившимся за назначением возмещения вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, не предоставляется возможность исчислять его из заработка, дохода, денежного довольствия.

В судебном заседании установлено, что истцу Павличенко В.Н., ставшему гражданином Российской Федерации 11.05.2014, впервые назначено возмещение вреда в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 01.01.2015, ежемесячная денежная компенсация назначена в твердой денежной сумме согласно действующей в этот период редакции закона.

Суд не соглашается с доводами истца о возможности применения при определении размера ежемесячной денежной компенсации нормативно-правового регулирования, действовавшего до 15.02.2001 (вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 № 5-ФЗ), поскольку инвалидность в связи с заболеванием, полученным при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, установлена ему 05.03.1997.

Согласно статье 49 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

На основании части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Федеральным законом от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определены особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя (далее - граждане).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

В соответствии с частью 11 статьи 8 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ граждане, которым в размере назначенной (рассчитанной) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» пенсии по инвалидности учтена сумма дополнительной пенсии за вред, причиненный здоровью, установленной в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, имеют право получать на основании соответствующего заявления ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренную пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с одновременным уменьшением размера выплачиваемой пенсии по инвалидности на сумму проиндексированной в установленном порядке указанной дополнительной пенсии.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ установил, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, т.е. с 18.03.2014.

Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ определил право граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме с 01.01.2015 в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Как Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, так и Федеральный закон от 22.12.2014 № 421-ФЗ не предусмотрели возможности применения нормативно-правовых актов Российской Федерации к каким-либо правоотношениям, возникшим до 18.03.2014, в том числе в сфере социальной защиты и возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных истцом Павличенко В.Н. требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Павличенко В.Н. к ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» о признании права и установлении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, рассчитанной из среднего заработка, взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                            И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 15.06.2023.

2-354/2023 (2-4090/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Павличенко Виктор Николаевич
Ответчики
ФКУ Военный Комиссариат г. Севастополя
Другие
Пропорциональный Геннадий Николаевич
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Сомова Инна Викторовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
23.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2022Передача материалов судье
28.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.10.2022Предварительное судебное заседание
16.11.2022Судебное заседание
10.01.2023Производство по делу возобновлено
10.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее