УИД 44RS0001-01-2020-000384-89
Дело № 2-1143/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 марта 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Трямкиной З.Е. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении расходными материалами,
установил:
Прокурор г. Костромы обратился в суд в интересах Трямкиной З.Е. с исковым заявлением к департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении Трямкину З.Е. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка по обращению Трямкиной З.Е., в ходе которой установлено, что Трямкина З.Е., <дата> года рождения является инвалидом 2 группы с диагнозом сахарный диабет. Ссылаясь на ч. 1 ст. 41,72 Конституции РФ, ст. 13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истец указывает, что при получении набора социальных услуг Трямкина З.Е. имеет право на бесплатное обеспечение тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови. Вместе с тем проверка показала, что до настоящего времени тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови Трямкина З.Е. не обеспечена, что подтверждается ответом Департамента здравоохранения Костромской области. Согласно п.12 ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения медицинскими изделиями является полномочием федеральных органов государственной власти. В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546 Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области. В силу п. 59 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Трямкину З.Е. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, указав, что в соответствии с информацией ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» ежемесячная потребность Трямкиной З.Е. в тест-полосках составляет 46 штук в месяц, в связи с чем просит обязать департамент здравоохранения Костромской области обеспечить Трямкину З.Е. тест-полосками к глюкометру «Аку-чек» для определения содержания глюкозы в крови в количестве не менее 46 штук ежемесячно.
В судебном заседании прокурор Густова О.П. исковые требования поддержала по доводам иска.
Истец Трямкина З.Е. и ее представитель Елукова С.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Хотулева Л.В. исковые требования не признала.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав стороны, заслушав в качестве специалиста врача-эндокринолога ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» Долматову В.А., суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Это же отражено и в ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и др.
Согласно ст. ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально-значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому, заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.
Согласно ст.13 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, Трямкина З.Е., <дата> г.р., состоит на учете в ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» с диагнозом сахарный диабет 2 типа. Является инвалидом 2 группы по данному заболеванию
Для лечения Трямкиной З.Е. врачами рекомендованы: ежедневный
самоконтроль глюкозы в крови, при этом ежемесячная потребность в тест-полосках не менее 46 штук.
Допрошенная в судебном заседании врач-эндокринолог ОГБУЗ «Окружная больница Костромского округа № 1» Долматова В.А. указанные обстоятельства подтвердила, указав, что Трямкиной З.Е. рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы 1 раз утром и один раз в неделю необходимо сделать 4 теста.
Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции Постановления от 14.02.2002 № 103, согласно которому граждане, страдающие диабетом имеют право на получение всех лекарственных средств, средств диагностики бесплатно.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785. лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Постановлением Администрации Костромской области от 23.12.2019 № 511-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
В соответствии с подп. 7 п. 39 данной программы затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";
В ходе проверки прокуратурой установлено, что лечащим врачом Трямкиной З.Е. рекомендован самоконтроль, то есть измерение уровня глюкозы в крови: один раз ежедневно и один раз в неделю четыре раза в день.
Также установлено, что ОГБУЗ «ОБ КО №» в ноябре 2019 г. обращалась в департамент здравоохранения Костромской области направлялась заявка на обеспечение ее тест-полосками. Однако в этом было отказано со ссылкой на дефицит средств федеральной программы льготного лекарственного обеспечения.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от <дата> №, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
До настоящего времени тест-полосками к глюкометру Аку-чек Трямкина З.Е. не обеспечена. Таким образом, обязанность обеспечить Трямкину З.Е., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру Аку-чек в необходимом объеме (46 штук ежемесячно) ответчиком не исполнено, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность обеспечить Трямкину З.Е., <дата> года рождения, тест-полосками к глюкометру Аку-чек в необходимом объеме (46 штук ежемесячно) по медицинским показаниям.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░-░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 46 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░