Дело № 2-1-190/2019 УИД 32RS0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Выгоничи 27 июня 2019 года
Выгоничский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Сайфутдиновой Е.В.,
при секретаре Акуловой Н.В.,
с участием
помощника прокурора Выгоничского района Брянской области –
Грибанова Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к администрации Выгоничского района о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, по результатам которой установлены нарушения требований законодательства. Так, на территории Лопушского сельского поселения Выгоничского района имеется бесхозяйный объект – газопровод протяженностью <данные изъяты>, расположенный по <адрес>. Указанный объект в реестре собственности муниципального имущества муниципального образования не состоит, на кадастровый учет не поставлен, право собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к его ненадлежащему использованию, непринятию мер по его сохранности и обслуживанию, и, как следствие, к его порче, угрозе аварий и чрезвычайных ситуаций, создав потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц. Просил суд обязать администрацию Выгоничского района и Лопушскую сельскую администрацию обратиться в регистрирующие органы для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
В судебном заседании помощник прокурора Выгоничского района исковые требования уточнил, просил суд возложить обязанность по совершению требуемых в иске действий на администрацию Выгоничского района и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Выгоничского района в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В этом же заявлении указал на согласие с исковыми требованиями прокурора.
Представитель третьего лица Лопушской сельской администрации в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании положений ч.5 ст.167 ГПК РФ настоящее дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, заслушав объяснения явившейся стороны, обсудив признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круг лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исковые требования прокурора Выгоничского района основаны на несоблюдении требований законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в сфере жизнеобеспечения населения, влекущем возможность порчи, угрозы аварий и чрезвычайных ситуаций, потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу 3 ч.1 ст. Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ч.1 и ч.5 ст.51 вышеуказанного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.
В соответствии с п.4 и 6.1 ч.1 ст.15 вышеуказанного Закона, к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро-и газоснабжение в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.
В силу ст.131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться органами местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, на территории Выгоничского района имеется газопровод протяженностью <данные изъяты> метров, расположенный по <адрес>.
Указанный объект в реестре муниципальной собственности муниципального образования не состоит, на кадастровый учет не поставлен и право собственности в органах Росреестра не зарегистрировано.
В соответствии с ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Отсутствие зарегистрированного права на объект недвижимости, являющийся важнейшим объектом жизнеобеспечения населения, может привести к его ненадлежащему использованию, непринятию мер по его сохранности и обслуживанию, и, как следствие, угрозе аварии, чрезвычайных ситуаций, создаст потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, может причинить существенный вред объектам экономики, инженерным коммуникациям, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, в соответствии с абз. д п.11 Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, является одной из основных задач противодействия терроризму.
Недостатки в сфере антитеррористической защищенности указанного объекта недвижимости – газопровода протяженностью <данные изъяты> метров, расположенного по <адрес>, создают неблагоприятную обстановку на территории муниципального образования, способствуют несвоевременному принятию мер, направленных на профилактику, предотвращение и ликвидацию последствий террористической деятельности, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц и антитеррористическую защищенность потенциальных объектов террористических посягательств.
Вышеперечисленные нормы законодательства и обстоятельства дела указывают на обоснованность исковых требований прокурора Выгоничского района.
Помимо этого, согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик администрация Выгоничского района полностью признала исковые требования, с которыми обратился в суд прокурор Выгоничского района, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ч.1 ст.39 ГПК РФ, признание ответчиком иска в полной мере приводит к восстановлению нарушенных прав истца, при этом нарушение прав и законных интересов какой-либо из сторон, участвующих в деле, признание иска повлечь не может, а поэтому суд приходит к выводу принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Выгоничского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию Выгоничского района обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - газопровода протяженностью <данные изъяты> метров, расположенного по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.
Председательствующий: Е.В. Сайфутдинова