Судья Бариев Э.Р. Дело № 77-131/2018
РЕШЕНИЕ
24 января 2018 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Шакурова Н.К.
при секретаре судебного заседания Латыповой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Леонтьевой О.В. на решение судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2017 года, вынесенное в отношении Леонтьевой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора по использованию и охране земель Тетюшского и Камско - Устьинского районов Республики Татарстан от 31 октября 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2017 года, Леонтьева О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся в отношении неё постановления должностного лица и решения судьи районного суда в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что о проведении в отношении нее внеплановой проверки она в известность поставлена не была, с распоряжением главного государственного инспектора по использованию и охране земель, на основании которого проводились мероприятия, не ознакомлена, о причинах, ставших основанием для ее проведения, ей также неизвестно. Кроме того, она не была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Выслушав Леонтьеву О.В., представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан Каримуллину А.В., изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, в частности, выражается в использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных действующим законодательством прав на него.
Статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора).
Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1.
В соответствии с п. 3 Положения о государственном земельном надзоре Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт а).
В рамках государственного земельного надзора осуществляются организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (пункт 6).
Согласно пункту 3 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора", утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486.
В соответствии с пунктами 63-64 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки.
Из материалов дела следует, что Леонтьевой О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1813,61 кв. м, кадастровый ...., расположенный по адресу: <адрес>
В связи с поступившим обращением руководителя Исполнительного комитета Теньковского сельского поселения, распоряжением государственного инспектора по использованию и охране земель <адрес> Республики Татарстан от <дата> в отношении Леонтьевой О.В. назначена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований земельного законодательства.
Направленным извещением Леонтьева О.В. была уведомлена о проведении проверки, в материалы дела представлено почтовое уведомление о вручении от <дата>.
<дата> государственным инспектором по использованию и охране земель <адрес> Республики Татарстан ФИО1 в присутствии представителя Леонтьевой О.В. – Загировой А.В., действующей на основании доверенности, был осуществлен выезд на земельный участок по адресу: <адрес>. В тот же день составлен акт проверки ...., из которого следует, что в ходе выезда на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> должностным лицом был произведен обмер фактического местоположения его границ и границ земельного участка, не сформированного и не учтенного в ГКН. В результате обмера границ земельного участка лазерным дальномером <данные изъяты> определены координаты фактического месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Из анализа проведенных измерений установлено, что Леонтьева О.В. самовольно огородила часть земельного участка площадью 345 кв.м., перекрывая доступ к смежным земельным участкам. В материалы дела представлены фототаблицы и схематический чертеж земельного участка.
В тот же день в присутствии представителя заявителя Загировой А.В. был составлен протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации .... в срок до <дата> путем устранения указанного нарушения.
Приведенные обстоятельства объективно подтверждаются копиями протокола об административном правонарушении, акта административного обследования объекта земельных отношений, фототаблицы, схемы земельного участка, распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, акта проверки соблюдения земельного законодательства и другими документами.
Изложенное свидетельствует о том, что Леонтьева О.В. самовольно заняла часть не принадлежащего ей земельного участка путем установления забора, перекрывая доступ к смежным земельным участкам.
Все имеющиеся в деле доказательства были тщательно и всесторонне проверены и оценены судьей районного суда в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, их совокупность позволила с достоверностью установить факт неправомерного занятия Леонтьевой О.В. земельного участка и правильно квалифицировать содеянное ею по статье 7.1 КоАП РФ.
Материалами настоящего дела подтверждено, что вопреки доводам жалобы, проверка проведена и оспариваемые акты вынесены уполномоченными должностными лицами при наличии на то правовых оснований, в пределах компетенции государственного органа для осуществления проверки соблюдения требований земельного законодательства на указанном земельном участке. Сомнения заявителя в этой части безосновательны.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении заявителя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении были предметом обсуждения судьи районного суда и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Суждение Леонтьевой О.В. о том, что доступ к соседнему земельному участку <данные изъяты> имеется по передней линии, не опровергает выводов судьи о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. Несогласие заявителя с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении и решением судьи не ставит под сомнение их законность и обоснованность.
Утверждение заявителя о наличии реестровой ошибки не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
Иные доводы жалобы также не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов судьи, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную ею в суде первой инстанции.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Леонтьевой О.В. в соответствии с санкцией статьи 7.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда и повлиявших на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, заявителем в жалобе не приведено и в настоящем судебном заседании не установлено.
Таким образом, руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
решение судьи Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 23 ноября 2017 года, вынесенное в отношении Леонтьевой О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Леонтьевой О.В. – без удовлетворения.
Судья Н.К. Шакурова