дело № 3-601/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 24 мая 2018 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре Таюповой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аургазинского районного потребительского общества к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Аургазинское районное потребительское общество (далее - Аургазинское райпо, общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве аренды земельных участков:
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
и принадлежащих ему на праве собственности земельных участков:
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №... равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка № ... года, выполненном ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», что нарушает его права как арендатора и собственника, ведет к уплате арендных платежей и налога в завышенном размере.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Чечеткина М.В. не явилась, в своем заявлении просит рассмотреть административное дело в ее отсутствие, в интересах административного истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просила установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела установлено, что административному истцу Аургазинское райпо на праве аренды принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером №...;
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №..., расчет арендных платежей производится из кадастровой стоимости участков.
Также административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
с кадастровым номером №...
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года № 482 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, по состоянию на 1 января 2015 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан, кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с названным постановлением кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровыми номерами: №..., соответственно, составляет: 4 528 466,91 руб., 5 694 889,14 руб., 4 559 378,52 руб., 3 215 835,42 руб., 17 331 705,99 руб., 2 600 406 руб., 9 413 469,72 руб., 4 477 032,33 руб., 8 551 001,73 руб., 10 973 713,32 руб.
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость спорных объектов не соответствует их рыночной стоимости и нарушает его права как арендатора, обратился с административным исковым заявлением в суд.
В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № 663-... года, выполненный ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровыми номерами: №..., соответственно, составляет: 1 866 000 руб., 823 000 руб., 659 000 руб., 484 000 руб., 2 504 000 руб., 391 000 руб., 1 360 000 руб., 647 000 руб., 1 235 000 руб., 1 585 000 руб.
В целях установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости административный истец 29 декабря 2017 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 ноября 2011 года. № П/454 (далее Комиссия). Решением Комиссии № 285 от 26 января 2018 года заявление отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2018 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Информ-эксперт» ФИО6
Согласно заключению эксперта ФИО7. № ... года рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года с кадастровыми номерами: №... соответственно, составляет: 1 937 679,81 руб., 854 113,14 руб., 683 810,52 руб., 504 144,48 руб., 2 538 325,26 руб., 407 664 руб., 1 411 821,72 руб., 671 460,33 руб., 1 282 469,73 руб., 1 645 825,32 руб.
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости земельных участков. При исследовании эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков. В качестве аналогов объектов оценки выбраны объекты сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, на различия между объектами оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки с обоснованием применения каждой корректировки, в заключении приведены расчеты и имеются ссылки на источники информации.
Каких-либо возражений относительно заключения судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность ее выводов лица, участвующие в деле, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца как арендатора земельного участка, поскольку определение в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости влияет на его обязанность по уплате арендных, налоговых платежей и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с его рыночной стоимостью.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе экспертное заключение № №..., суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию 29 декабря 2017 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Аургазинского районного потребительского общества удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 937 679,81 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 854 113,14 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 683 810,52 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 504 144,48 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 538 325,26 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 407 664 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 411 821,72 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 671 460,33 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 282 469,73 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 645 825,32 руб.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина