РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2017 года г. Тула
Центральный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Прямицыной Е.А.,
при секретаре Новиковой А.В.,
с участием истцов Семеновой О.В., Прыгуновой С.В., Семенова В.А., Семенова Д.В., представителя истца Семеновой О.В. по доверенности Грудиной (Кудрявец) О.В.,
представителя ответчика администрации г.Тулы по доверенности Пантелеевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2986/2017 по иску Семеновой Ольги Владимировны, Прыгуновой Светланы Вячеславовны, Семенова Вячеслава Александровича, Семенова Дмитрия Вячеславовича к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
Семенова О.В., Прыгунова С.В., Семенов В.А., Семенов Д.В. обратились в суд с иском к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение, ссылаясь на то, что Семенова О.В. является нанимателем квартиры <адрес>
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселились члены ее семьи - сын Семенов Д.В., муж Семенов В.А., дочь Прыгунова С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать <данные изъяты>. В настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают она, Прыгунова С.В., Семенов В.А., Семенов Д.В., а также проживают.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением главы Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения межведомственной комиссии жилой дом по адресу: <адрес> был признан непригодным для постоянного проживания. Техническое состояние стен, перекрытий, полов, кровли неудовлетворительное. Фундамент бутово-ленточный с трещинами. Стены кирпичные с трещинами. Кровля шиферная. Перекрытия деревянные с прогибами и трещинами, полы дощатые с трещинами, гнилью и стертостью, окна одностворчатые - деформированные, сгнившие. Двери филенчатые-деформированные, сгнившие. Имеются большие разрушения кладки с дворовой территории фасада. Цоколь ушел в землю. Строение требует - усиления металлического каркаса, ремонт цоколя, замену обрешетки, стропильной системы. Газовые приборы разукомплектованы, плиты находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии. Газовые сети требуют перекладки в соответствии с нормативными документами. Необходима замена розлива, стояков, задвижек, вентилей системы центрального отопления, труб канализационной системы, электропроводки, электрощита. Противопожарное состояние неудовлетворительное. Строение 1942 года постройки, износ основных строительных конструкций ФГУП «Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ» по данным технического паспорта на ДД.ММ.ГГГГ год составляет 68%, строительные конструкции находятся в неудовлетворительном состоянии: степень повреждения фундаментов, стен, перегородок сильная.
Таким образом, Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным. Проживать в данном помещении невозможно и безопасные условия проживания отсутствуют.
Свои обязательства по содержанию жилого помещения они исполняем своевременно, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеют, иного жилья для проживания не имеют.
По изложенным основаниям просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить им на семью из четырех человек квартиру в черте <адрес> в соответствии с нормами жилищного законодательства РФ, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании истцы Семенова О.В., Прыгунова С.В., Семенов В.А., Семенов Д.В., представитель истца Семеновой О.В. по доверенности Грудина (Кудрявец) О.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Тулы по доверенности Пантелеева Н.И. в удовлетворении требований просила отказать, ссылаясь на то, что истцы не состоят на учете нуждающихся в жилом помещении, малоимущими не признавались.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, обозначен федеральным законодательством.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 2 ЖК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Конституционный Суд РФ в определении от 05.03.2009 N 376-О-П указал, что закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для ряда случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, установив требование о признании их малоимущими.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ), и признанные нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 Жилищного кодекса РФ), приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом, если граждане в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (ст. 49, 51, 52) приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то их малоимущность и нуждаемость в жилье предполагается и при отсутствии спора не требует доказывания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Семенова О.В. является нанимателем <адрес> в <адрес>, в <адрес>, совместно с ней вселены члены ее семьи Прыгунова С.В., Семенов В.А., Семенов Д.В., ФИО12., что подтверждается копией договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы: Семенова О.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Прыгунова С.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Семенов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Семенов Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что спорное жилое помещение находится в собственности муниципальной образования <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого Реестра муниципального имущества <адрес>
В судебном заседании установлено, что актом обследования межведомственной комиссии помещения от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № на основании вышеуказанного акта жилой дом по адресу: <адрес>, Курковая, <адрес> признан непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов межведомственных комиссий о признании аварийными жилых домов в <адрес>» указанный акт утвержден.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список жилых жомов, обследованных межведомственными комиссиями, куда включен, в том числе, жилой дом по адресу: <адрес>.
При этом судом установлено, что Семенова О.В. и члены её семьи ни до ДД.ММ.ГГГГ (до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), ни в настоящее время не состоят на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, малоимущими в установленном законом порядке не признавались, что не отрицалось истцами в судебном заседании, подтверждается также сообщением комитета имущественных и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные по делу обстоятельства лицами, участвующими в деле, с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ иными доказательствами не опровергнуты, подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.
Доказательств тому, что на момент разрешения дела по существу истцы признаны малоимущими или поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, что давало бы им право претендовать на обеспечение жилым помещение во внеочередном порядке как проживающим в жилом помещении, признанном непригодным для постоянного проживания, суду с соблюдением положений ст. 56 ГПК РФ истцами не представлено.
Поскольку истцы не приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в порядке, установленном статьями 51, 52 Жилищного кодекса РФ, и не признаны относящимися к категории малоимущих граждан, они не могут претендовать на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
При таких обстоятельствах заявленные истцами требования удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, истцы не лишены возможности приобретения жилого помещения по вышеуказанным основаниям в случае признания их малоимущими и постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Семеновой Ольги Владимировны, Прыгуновой Светланы Вячеславовны, Семенова Вячеслава Александровича, Семенова Дмитрия Вячеславовича к администрации г. Тулы об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Прямицына
Мотивированное решение изготовлено 04 декабря 2017 года