УИД:11RS0002-01-2023-000432-86
г. Сыктывкар Дело № 2-967/2023 г. (№ 33-11272/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2023 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО «Воркута» и МБУ СДУ МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 и дополнительное решение от 16 октября 2023, по которым
обязано муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Егорову В.А. с 1 января 2022 г. тарифную ставку (оклад) 18 433,70 руб., произвести перерасчёт заработной платы, оплаты дней отпуска с 1 января 2022 г.
Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Егорова В.А. денежная компенсация морального вреда в размере 5 000,00 руб.
В удовлетворении остальной части иска Егорова В.А. к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута», - отказано.
Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Егорова В.А. недополученная в результате занижения тарифной ставки (оклада) заработная плата, отпускные и иные выплаты за период с 1 января 2022 г. по 31 июля 2023 г. в размере 1 105 088,81 руб., денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере 161 564,79 руб., всего 1 266 653 (один миллион двести шестьдесят шесть тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 60 копеек.
Обязано муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести расчёт и выплатить Егорову В.А. денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы, отпускных и иных выплат в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная с 6 сентября 2023 г. по день фактического расчёта включительно.
Взыскана с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственная пошлина в размере 14 533 (четырнадцать тысяч пятьсот тридцать три) рубля 27 копеек.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Егоров В.А. обратился в суд с иском (с учётом его изменения) к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МБУ «СДУ») о возложении обязанностей установить ему тарифную ставку (оклад) с 1 января 2022 г. – 19 648,92 руб., с 1 июня 2022 г. – 21 613,70 руб., с 1 января 2023 г. – 22 413,96 руб., произвести перерасчёт заработной платы с учётом установленных окладов, выплатить недополученные заработную плату и оплату дней отпуска с учётом компенсации по день фактического расчёта, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб.
В обоснование требований указал, что работает в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в должности ... 2 разряда. 11.12.2019 было подписано отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее по тексту - ОТС, Соглашение), которое вступило в силу 01.01.2020 и действует по 31.12.2022. Тарифная ставка истцу должна быть установлена с учетом данного Соглашения и тарифного коэффициента 1,02, установленного Положением об оплате труда, действующим у работодателя по занимаемой истцом должности.
Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в письменных возражениях в исковых требованиях истцу просил отказать, поскольку выплата истцу заработной платы производится в соответствии с положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.
Третье лицо администрация МО ГО «Воркута» в письменных возражениях возражает против удовлетворения исковых требований, на том основании, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является МО ГО «Воркута», в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет УГХиБ. ОТС не распространяется на МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», поскольку учредителем его является муниципальное образование, а источником финансирования – средства муниципального бюджета. Тарифная ставка истцу установлена на основании постановлений администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 и от 30.07.2018 № 1103, а также трудового договора. Истцу не начислялись спорные суммы, в связи, с чем основания для применения ст.236 ТК РФ отсутствуют.
Третье лицо УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» в письменных объяснениях указывает на необоснованность требований к ответчику, так как установление тарифной ставки (оклада) относится к полномочиям органа местного самоуправления – администрации МО ГО «Воркута». Постановление главы администрации об установлении тарифных ставок является действующим и обязательно для исполнения.
Судом вынесены приведенные выше решение и дополнительное решение, об отмене которых просят МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и администрация МО ГО «Воркута», настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», оснований для изменения тарифной ставки не имеется, соответственно не имеется и оснований для взыскания компенсации по ст. 236 ТК РФ.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Из трудового договора и приказа о приёме на работу от 19 января 2016 г. следует, что Егоров В.А. принят на работу в МБУ «СДУ» (дорожный участок (кольцо) на должность ... 2 разряда с тарифной ставкой (окладом) 7 791,00 руб. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 29 сентября 2022 г., Егорову В.А. с 1 сентября 2022 г. установлен оклад в размере 8 571,00 руб.
Основными правовыми актами, регулирующим социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и работодателем является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, и Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», утвержденное приказом от 19.10.2018 № 201 руководителем МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно пункту 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями №№ 1,2,3,4 постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Воркута» от 30.07.2018 № 1103 «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МО ГО «Воркута».
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от 15.10.2018 № 1449 утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для 2 разряда соответствует тарифный коэффициент – 1,02.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 45, 48 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
11.12.2019 Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» утверждено «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы», которое действует с 01.01.2020.
Пунктом 3.1 Раздела III Федерального отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 пункта 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни учредитель – администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке установленном части 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации не направляли.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14.01.2020.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений пунктов 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих I разряда устанавливается с 01.01.2020 в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на 2021 год, а также приложение № 3 Постановления администрации МО ГО «Воркута» от 15.10.2018 № 1449, которым установлен тарифный коэффициент и рассчитал тарифную ставку истца с 1 января 2022 г. в размере 18433,70руб.
Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с 01.01.2022, возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм с процентами, предусмотренными ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период с 01 января 2022 по 31 июля 2023, а также проценты по ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, и указал о последующем взыскании процентов по день фактического расчета включительно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Доводы апелляционных жалоб о том, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно пункту 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута». МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
По смыслу статей 48, 49 Трудового кодекса Российской Федерации, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
В письменных возражениях ответчиков указано, что мотивированный отказ от присоединения к ОТС ни МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», ни администрация МО ГО «Воркута» не направляли.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам Соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».
Следовательно, действие данного Соглашения распространяется на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
На основании изложенного, доводы апелляционных жалоб ответчиков о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводов относительно произведенных судом расчетов размера тарифной ставки и недоплаты заработной платы, апелляционные жалобы ответчиков не содержат.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2023 года и дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МО ГО «Воркута» и МБУ СДУ МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: