Дело № 33а-3909/2020
Номер дела в суде первой инстанции 2а-1224/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
судей Герасимовой О.В., Коноплевой И.А.
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 08 июля 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска к Константиновой Н. В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
по апелляционной жалобе Константиновой Н. В. на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 апреля 2020 года,
заслушав доклад судьи Унтевской Е.Л., пояснения представителя административного истца Ястреб Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением к Константиновой Н.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 12 600 рублей и пени в размере 190,68 рублей.
В обосновании требований указано, что в 2017 году Константинова Н.В. являлась собственником автомобиля НИССАН – FUGA, регистрационный номер № (право собственности с 24.05.2016 по 01.09.2018). Однако в установленные сроки обязанность по уплате транспортного налога не исполнена.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 апреля 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Константиновой Н.В. в пользу муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» взыскана государственная пошлина в сумме 511 руб. 62 коп..
В апелляционной жалобе Константинова Н.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Обращает внимание на пропуск Инспекцией сроков обращения в суд с административным иском, полагает, что данный срок следует исчислять с 15.02.2019.
В письменных возражениях Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Константиновой Н.В. без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Ястреб Е.В. пояснила, что налоговым органом срок обращения в суд не пропущен, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
Административный ответчик Константинова Н.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения Ястреб Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Согласно пункту 1 статьи 362, пунктам 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
На территории Хабаровского края транспортный налог установлен и введен в действие Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае». Этим же законом определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и налоговые льготы
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пени определен в статье 75 НК РФ.
Как установлено районным судом и следует из материалов дела, Константинова Н.В. в период с 24.05.2016 по 01.09.2018 являлась собственником транспортного средства: НИССАН-FUGA, государственный регистрационный знак №.
Налоговым органом начислен налог на вышеуказанное имущество за 2017 год, в связи с чем, налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 21.08.2019 об уплате транспортного налога в срок до 03.12.2018. В установленные законом сроки Константиновой Н.В. обязанность по уплате транспортного налога не выполнена.
В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога 01.02.2019 Инспекцией направлено требование № 3730 об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 12 600 рублей, а также пени в размере 190,68 рублей в срок до 27.03.2019.
В установленные сроки административный ответчик требование не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
07.06.2019 мировым судьей судебного района «Центральный район г. Хабаровска» судебного участка № 27 был выдан судебный приказ по заявлению Инспекции о взыскании с Константиновой Н.В. задолженности по уплате транспортного налога и пени.
02.07.2019 в связи с поступившими возражениями административного ответчика мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.
23.08.2019 Инспекция обратилась в Центральный районный суд г. Хабаровска с настоящим административным исковым заявлением.
Удовлетворяя административные исковые требования, районный суд исходил из правильности исчисления размера налога и пени, соблюдения налоговым органом порядка и сроков направления налогового уведомления и требования, сроков обращения в суд; неисполнения Константиновой Н.В. обязанности по уплате налога и пени.
Данные выводы являются верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом сроков обращения в суд основаны на неверном толковании норм налогового законодательства и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно абзацу 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (пункт 1).
По общему правилу заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (абзац 1 пункта 2).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В Требовании № 3730 от 01.02.2019 об уплате транспортного налога и пени срок его исполнения установлен до 27.03.2019.
Следовательно, вопреки изложенному в апелляционной жалобе, установленный абзацем 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа следует исчислять с 27.03.2019, а срок обращения в суд с административным исковым заявлением – с 03.07.2019.
С учетом дат обращений Инспекции с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением после вынесения определения об отмене судебного приказа установленные налоговым законом сроки обращения в суд не пропущены, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда не имелось.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Константиновой Н. В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: Унтевская Е.Л.
Судьи: Герасимова О.В.
Коноплева И.А.