АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 марта 2023 года г. Симферополь
Верховный Суд Республики Крым Российской Федерации в составе председательствующего судьи – Школьной Н.И.,
при секретаре – Стаценко В.А.,
с участием прокурора – Туренко А.А.,
защитника – адвоката Габдрахмановой Л.М.,
обвиняемого – Ибадлаева И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по апелляционной жалобе адвоката Габдрахмановой Л.М. на постановление Нижнегорского районного суда Республики Крым от 17 февраля 2023 года, которым в отношении
Ибадлаева Ильяса Энверовича, 3 июля 1987 года рождения, уроженца <адрес> УзССР, гражданина РФ, временно зарегистрированного по адресу: <адрес>, пгт.Нижнегорский, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228.1 УК РФ, мера пресечения в виде содержания под стражей продлена на 24 суток, а всего до 2 месяцев 16 суток, то есть до 16 марта 2023 года.
Проверив представленные материалы, заслушав обвиняемого и его защитника, поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, полагавшего необходимым судебное решение оставить без изменения, суд
УСТАНОВИЛ:
20 декабря 2022 года СО ОМВД России по Нижнегорскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.228.1 УК РФ.
30 декабря 2022 года Ибадлаев И.Э. задержан в порядке ст.ст.91,92 УК РФ по подозрению в совершении данного преступления.
31 декабря 2022 года Ибадлаеву И.Э. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228.1 УК РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении следователя.
Постановлением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 31 декабря 2022 года Ибадлаеву И.Э. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 1 месяц 21 сутки, то есть до 20 февраля 2023 года.
15 февраля 2023 года Ибадлаеву И.Э. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.228.1 УК РФ, в окончательной редакции.
17 февраля 2023 года Ибадлаев И.Э. и его защитник уведомлены об окончании следственных действий и ознакомлены с материалами уголовного дела.
В этот же день следователь СО ОМВД России по Нижнегорскому району Рагозина Е.А. с согласия руководителя следственного органа, обратилась в суд с ходатайством о продлении Ибадлаеву И.Э. срока содержания под стражей на 24 суток. В обоснование ходатайства следователь указала, что срок содержания обвиняемого под стражей истекает 20 февраля 2023 года, основания, по которым в отношении Ибадлаева И.Э. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время не изменились и не отпали, основания для отмены или изменения избранной меры пресечения на иную, более мягкую, отсутствуют, а оставшегося срока содержания обвиняемого под стражей недостаточно для выполнения прокурором и судом требований, предусмотренных ч.1 ст.221, ч.3 ст.227 УПК РФ.
Постановлением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 17 февраля 2023 года в отношении Ибадлаева И.Э. продлен срок содержания под стражей на 24 суток, а всего до 2 месяцев 16 суток, то есть до 16 марта 2023 года.
В апелляционной жалобе защитник Габдрахманова Л.М. просит постановление суда отменить, избрать в отношении Ибадлаева И.Э. меру пресечения в виде домашнего ареста по месту его временной регистрации по адресу: Республика Крым, Нижнегорский район, пгт.Нижнегорский, ул.Победы, д.21, кв.4.
По мнению защитника, в обжалуемом постановлении судом не обоснована невозможность избрания обвиняемому Ибадлаеву И.Э. более мягкой меры пресечения, не указано какие именно конкретные обстоятельства подтверждают обоснованность доводов стороны обвинения о том, что ее подзащитный, находясь на свободе, может скрыться от органов предварительного следствия и суда, оказать негативное воздействие на участников уголовного судопроизводства, а также иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Обращает внимание, что судом оставлены без внимания признательные показания Ибадлаева И.Э., а также данные о его личности, пребывание в официальном браке, нахождение на иждивении троих малолетних детей, уход за бабушкой, 1932 года рождения, ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 3-й группы, наличие в собственности жилья для проживания в случае избрания меры пресечения в виде домашнего ареста по адресу: <адрес>, пгт.Нижнегорский, <адрес>, отсутствие судимостей и фактов привлечения к административной ответственности.
Проверив представленные материалы, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.109 УПК РФ, в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев, и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока до 12 месяцев может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случае особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения.
В соответствии с ч.8.1 ст.109 УПК РФ по уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, по ходатайству следователя срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу.
Из содержания ч.1 ст.110 УПК РФ следует, что мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.
Данные требования закона, регламентирующие условия и порядок продления меры пресечения в виде заключения под стражу, по настоящему делу не нарушены.
Из представленных материалов видно, что ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Ибадлаева И.Э. возбуждено перед судом уполномоченным на то лицом, с согласия надлежащего руководителя следственного органа и соответствует требованиям ч.8.1 ст.109 УПК РФ. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей отражены фактические данные, связанные с непосредственным ходом предварительного следствия, приведены основания и мотивы необходимости продления срока содержания обвиняемого под стражей. Также в постановлении изложены обстоятельства, исключающие возможность применения к Ибадлаеву И.Э. иной меры пресечения.
Рассмотрев ходатайство следователя, суд убедился в достаточности подозрений о возможной причастности к инкриминируемому преступлению Ибадлаева И.Э., что подтверждается представленными копиями материалов уголовного дела, в частности сведениями, содержащимися в материалах дела и исследованными в судебном заседании, при этом в обсуждение вопроса о виновности Ибадлаева И.Э. не входил.
Принимая решение о продлении Ибадлаеву И.Э. срока содержания под стражей, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для избрания в отношении обвиняемого самой суровой меры пресечения, не изменились и не отпали.
Сведения о фактических обстоятельствах инкриминируемого Ибадлаеву И.Э. преступления и возможность назначения наказания в виде лишения свободы в совокупности с данными о личности обвиняемого позволили суду первой инстанции прийти к правильному выводу о наличии достаточных оснований полагать, что Ибадлаев И.Э., в случае избрания более мягкой меры пресечения, может скрыться от органов предварительного следствия и суда либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Выводы суда о необходимости продления обвиняемому Ибадлаеву И.Э. срока содержания под стражей и невозможности применения в отношении него иной меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на исследованных в судебном заседании материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, с которыми суд апелляционной инстанции соглашается.
Удовлетворяя ходатайство о продлении Ибадлаеву И.Э. срока содержания под стражей, суд обоснованно признал, что испрашиваемый органами следствия срок является разумным и достаточным для осуществления запланированных действий. При этом суд учел, что уголовное дело необходимо направить прокурору, с учетом требований ст.221 УПК РФ и постановления Конституционного Суда №4-П от 22 марта 2005 года, для чего потребуется не менее 24 суток.
Обстоятельства, на которые указывает защитник, в том числе данные о личности Ибадлаева И.Э., наличие у него семьи, нахождение на иждивении троих детей, бабушки, ветерана Великой Отечественной войны и инвалида 3-й группы, а также наличие у обвиняемого в собственности жилого помещения, пригодного для отбывания меры пресечения в виде домашнего ареста, при указанных обстоятельствах, не ставят под сомнение законность решения суда первой инстанции и не являются безусловным основанием для изменения Ибадлаеву И.Э. меры пресечения.
Документов, свидетельствующих о наличии у Ибадлаева И.Э. заболеваний, препятствующих содержанию его в условиях следственного изолятора, в материалах дела не содержится и суду апелляционной инстанции не представлено.
Рассмотрение судом первой инстанции ходатайства следователя осуществлено в соответствии с установленной процедурой судопроизводства, с соблюдением прав, гарантированных сторонам, а в вынесенном по итогам судебного заседания постановлении отражены и надлежащим образом оценены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения ходатайства.
В то же время суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч.1 ст.389.19 УПК РФ, считает необходимым внести в обжалуемое постановление суда следующие изменения.
Как следует из постановления, в его описательно-мотивировочной части суд учел поведение Ибадлаева И.Э. до и после совершения преступления, что является недопустимым, поскольку согласно положениям ст.8 УПК РФ и гл.39 УПК РФ лицо считается совершившим преступление только после вступления вынесенного в отношении него приговора в законную силу. При таких обстоятельствах данное указание суда подлежит исключению из постановления.
Кроме того, суд первой инстанции продлил Ибадлаеву И.Э. срок содержания под стражей на 24 суток, а всего до 2 месяцев 16 суток, то есть до 16 марта 2023 года. Однако с учетом даты задержания Ибадлаева И.Э. в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ 30 декабря 2022 года, в случае продления срока его содержания под стражей на 24 суток до 16 марта 2023 года, общий срок содержания обвиняемого под стражей составит не 2 месяца 16 суток, а 2 месяца 15 суток.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым внести в обжалуемое постановление соответствующие изменения и считать срок содержания Ибадлаева И.Э. под стражей, продленный судом на период до 16 марта 2023 года, продленным всего до 2-х месяцев 15 суток.
Оснований для отмены обжалуемого постановления суда либо других оснований для его изменения, в том числе по доводам апелляционной жалобы защитника Габдрахмановой Л.М., суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.389.13, 389.15, 389.20, 389.26, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Нижнегорского районного суда Республики Крым от 17 февраля 2023 года о продлении обвиняемому Ибадлаеву Ильясу Энверовичу срока содержания под стражей изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления указание суда на поведение Ибадлаева И.Э. до и после совершения преступления.
В резолютивной части постановления считать срок содержания под стражей, продленный судом на 24 суток до 16 марта 2023 года, продленным всего до 2-х месяцев 15 суток.
В остальной части постановление суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу защитника обвиняемого Габдрахмановой Л.М. – без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: Н.И.Школьная