судья Эрзиханова С.Ф. дело №2-818/2023
(первая инстанция)
№33-1929/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Герасименко Е.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре - Бабийчук Л.О.,
с участием
представителя истцов - Бондаренко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дремлюги О. Н., Дремлюги М. М. к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент городского хозяйства Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, ГБУ "Госжилфонд", ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополю,
по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 04 апреля 2023 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истцы Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. обратились в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации на комнату №,11 общей площадью 36, 6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Дремлюга О.Н. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ответ на обращение истца с заявлением о приватизации, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю отказано в предоставлении государственной услуги ввиду того, что спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 04.04.2023 признано за Дремлюгой О.Н. и Дремлюга М.М. право собственности по ? доли за каждым в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> кадастровый №, в порядке приватизации.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также суд не приняо вов внимание, что жилые посещения в общежитиях не подлежат приватизации.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истецы Дремлюга О.Н, Дремлюга М.М., представители ответчиков Департамента капитального строительства г.Севастополя, Правительства Севастополя, представители третьих лиц Департамента городского хозяйства Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, ГБУ "Госжилфонд", ГУП «Центр эффективного использования собственности города», Управления государственной регистрации права и кадастра г.Севастополю, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили. Истцы воспользовались правом на ведение дела в суде через своего представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истцов, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение общежития, расположенное по адресу: <адрес> общая площадь 36,6 кв. м., включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ в ранее вынесенное распоряжение внесены изменения, рассматриваемое жилое помещение принято к учёту как объект «комната площадью 36,6 кв.м».
Право собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя на жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровый №, зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы наниматель Дремлюга О.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, сын Дремлюга М.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Дремлюга О.Н. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения № ДСН/17-496 по условиям которого наймодатель передает нанимателю комнату № расположенную по адресу: <адрес> бессрочное владение и пользование для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)» Дремлюга О.Н. обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения в соответствии с административным регламентом «Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)».
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении запрошенной государственной услуги Дремлюга О.Н. отказано, поскольку в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № -РДИ «О включении жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя» спорное жилое помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (л.д. 26).
Принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений, подтверждающих включение спорного жилого помещения в Реестр специализированного жилищного фонда города Севастополя, с Дремлюга О.Н. заключен договор социального найма жилого помещения, а не договор найма специализированного жилого помещения, спорное жилое помещение предоставлено истцу Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. в бессрочное владение; истцы имеют постоянную регистрацию по месту проживания и несет бремя его содержания; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы приобрели право пользования спорной комнатой на условиях договора социального найма, и, как следствие, право на участие в его бесплатной передаче в собственность, в связи с чем, удовлетворил исковые требования истцов Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Исходя из содержания статьи 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» правом на приватизацию жилых помещений в общую собственность либо в собственность одного лица наделены граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1, каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
В силу пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как разъяснено в пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закон № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя", в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право истца на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется, Департаментом капитального строительства города Севастополя с истцом заключен договор социального найма, а решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на приватизацию жилого помещения в силу закона.
При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судебной коллегией не установлено.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН, согласно которой право собственности на комнату №, расположенную по адресу: <адрес> зарегистрировано за субъектом Российской Федерации – городом федерального значения Севастополем на основании распоряжения №-РДИ от ДД.ММ.ГГГГ.
Комната № по указанному адресу поставлена на кадастровый учет (КН №) как жилое помещение, без отнесения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям социального использования или наемного дома коммерческого использования.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 08.09.2016 № 840-ПП, в сфере жилищной политики Департамент капитального строительства города Севастополя заключает договоры найма жилых помещений жилого фонда города Севастополя, договоры о передаче в собственность гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация).
В материалах дела имеется договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Департаментом капитального строительства города Севастополя и Дресмлюга О.Н., согласно которому спорное жилое помещение предоставлено истцам в бессрочное владение и пользование.
При изложенных обстоятельствах, установив, что истцы занимают на законных основаниях комнату №, расположенную по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, участия в приватизации жилых помещений не принимали, что подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцы Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения.
Разрешая спор, и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое истцами жилое помещение на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15.03.2016 включено в Реестр собственности города Севастополя.
Постольку истцы с момента передачи здания общежития в собственность города приобрели право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, истцы занимают спорное жилое помещение и с ними заключен бессрочный договор социального найма, который не оспорен и в установленном законом порядке недействительным не признан, комната предоставлена истцам в бессрочное владение; Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. представлены доказательства того, что ранее право на приватизацию жилых помещений ими использовано не было, а спорная комната, переданная на праве социального найма, не отнесена к жилищному фонду, не подлежащему приватизации, оснований для отказа в приватизации жилого помещения Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М., не имелось.
Данная позиция изложена в Определениях судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 35-КГ17-9, от 03 июля 2018 года N 19-КГ18-12.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя установлен Законом города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя".
Согласно статьи 3 Закона, специализированный жилищный фонд формируется из:
1)жилых помещений, построенных или переоборудованных за счет средств бюджета города Севастополя;
2) жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя, не входящих в состав специализированного жилищного фонда, после прекращения действия договоров социального найма, найма жилого помещения, аренды этих помещений и их освобождения;
3) жилых помещений, перешедших в государственную собственность города Севастополя в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя;
4) иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Севастополю, пригодных для постоянного проживания граждан и отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям федерального законодательства и законодательства города Севастополя.
Статьей 10 Законом города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС определено, что в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Таким образом, имеет место совокупность условий, предусмотренных как Законом РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 так и ст. 10 Законом города Севастополя от 05.06.2019 N 507-ЗС, дающих право истцам Дремлюга О.Н. и Дремлюга М.М. на однократную приватизацию жилого помещения, поскольу с Департаментом капитального строительства города Севастополя и Дремлюга О.Н. в 2017 году заключен бессрочный договор социального найма, который не оспорен и в установленном законом порядке недействительным не признан.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 04 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июня 2023 года.
Председательствующий: О.И.Жиляева
Судьи: Е.В.Герасименко
Е.В.Балацкий