УИД: 66 RS0008-01-2023-000361-08 Дело № 2-802/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2023 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд г.Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,
при секретаре судебного заседания Гладыш А.А.,
с участием пом. прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Жезлова И.А.., представителя ответчика Любарь В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., третьих лиц – Главатских В.Б., Фарафонова В.И., Бойматова К.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков сетей газоснабжения, оформлению технической документации и составлению кадастровых паспортов на участки сетей газоснабжения,
установил:
Прокурор Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил, в котором просит обязать ответчика не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить техническую документацию и составить кадастровый паспорт на участки сети газоснабжения, расположенные по адресам:
Газопровод низкого давления по <адрес> (63,40 м);
Газопровод низкого давления ду76мм от узла врезки у <адрес> до ввода на <адрес> (36,18 м);
Газопровод низкого давления к жилым домам №№ по <адрес> (280,32 м.);
Газопровод по <адрес> (88,95 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> <адрес> (200,84 м.);
Газоснабжение жилого дома по адресу <адрес>
<адрес> (25,74 м.);
Газопровод по <адрес> (934,61 м.)
Газопровод по <адрес> (1095,26 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> (50,45 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> <адрес> (129,45 м.);
Газоснабжение кооператива <адрес>. (1425,05 м.);
Газопровод низкого давления к жилым домам по
<адрес> (228,72 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> (30,17 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>. (142,40 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (3778,08 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (3682,11 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (4332,96 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес> (3384,2 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2710,9 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес> (2859,94 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2257,84 м.);
Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2090,06 м.);
Наружное газоснабжение. <адрес> (4755 м.);
Газоснабжение участка № по <адрес> (252,55 м.)
Газопровод высокого давления к <адрес>, от точки врезки в подземный газопровод высокого давления по
<адрес> (24,68 м.);
Газопровод к гаражу жилого <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (23,15 м.);
Газопровод к домам №№ <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе ж. <адрес> по
<адрес> до кранов на вводах в дома №№, <адрес> по <адрес> (104,68 м.);
Газопровод к домам №№ <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе ж. <адрес> до кранов на вводах в № по <адрес> (127,9 м.);
Газопровод к дому № <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (21,9 м.);
Газопровод к жилому дому № <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (10,06 м.);
Газопровод к жилым домам №№ по <адрес>
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес>, и заглушек Ду25 на вводе в дома№№, 96 по <адрес> (165,99 м.);
Газопровод к частным домам по <адрес> <адрес>.
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по
<адрес> (150,75 м.);
Газопровод низкого давления <адрес> <адрес>,
<адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по <адрес> до крана на вводе в <адрес> по <адрес>33,99 м.);
Газопровод низкого давления жилого <адрес>, <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (38,41 м.);
Газопровод низкого давления к дому № <адрес>,
<адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (74,11 м.);
Газопровод низкого давления к дому № по <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес>. (27,65 м.);
Газопровод низкого давления к дому № <адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (26,95 м.);
Газопровод низкого давления к жилым домам по <адрес>, от <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (155,79 м.);
Газопровод низкого давления от врезки в существующий газопровод Ду 57 мм до газоиспользующего оборудования, <адрес>, расположенный в <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (19,63 м.);
Газораспределительная система к дому № от <адрес> по
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> по
<адрес> (124,67 м.);
Газораспределительная система по <адрес>
<адрес> ФИО1, отточки врезки в надземный газопровод у <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (82,1 м.);
Газораспределительная система <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (16 м.);
Газоснабжение <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (32,5 м.);
Газоснабжение <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (42 м.);
Газоснабжение <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (27 м.);
Газоснабжение <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> по пер. Корабельному (16,6 м.);
Газоснабжение <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе № по <адрес> до крана на вводе в <адрес> (65,66 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе № по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (36,5 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе № по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (26,11 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (58,4 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> по переулку <адрес>, расположенное от точки врезки в надземный газопровод по <адрес> (95,38 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе №
<адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (78,31 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе № <адрес> до крана на вводе в <адрес> (29,33 м.);
Газоснабжение жилого № по проезду <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе № по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (19,17 м.);
Газоснабжение жилого № по <адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (12,2 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (37,5 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (18,25 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (8,5 м.);
Газоснабжение жилых домов №№ по <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (255,6 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (17,3 м.);
Газоснабжение жилого <адрес> по <адрес>,
<адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> по <адрес> (48,4 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (33,29 м.);
Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (27,9 м.);
Газоснабжение жилых домов №№ по <адрес>,
<адрес> <адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№, 26а по <адрес> (132,45 м.);
Газоснабжение жилых домов №а <адрес>, №
<адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в <адрес> по
<адрес>, № по <адрес> (84,96 м.);
Газоснабжение жилых домов по <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (262,25 м.);
Наружный газопровод низкого давления жилого № по
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по <адрес> до крана на вводе в <адрес> по
<адрес> (248,69 м.).
Также просит возложить на Администрацию города Нижний Тагил обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, указанных бесхозяйных объектов с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости вышеуказанных объектов в срок не позднее 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере регистрации прав собственности на объекты газоснабжения. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Тагилстроевского района города Нижнего Тагила расположено 67 объектов бесхозяйных сетей газораспределения. Указанные бесхозяйные сети газораспределения эксплуатирует АО «ГАЗЭКС», с которым заключены договоры об обеспечении сохранности и эксплуатации газораспределительных сетей. Отсутствие собственников у объектов сетей газораспределения влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных объектов» обязанности по выполнению комплекса мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
Бездействие органов местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного имущества и в дальнейшем оформление в собственность указанного имущества не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц. Не обращение администрации города Нижний Тагил в уполномоченный орган с заявлением о принятии названных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ. Отсутствие у указанных выше объектов сетей газораспределения собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Определением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 12.04.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил.
Определением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 30.05.2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены заказчики строительства газовых сетей: Тарасевич С.К., Главатских В.Б., Главатских А.Е., Зубарь М.М., Микаилов Т.Т. оглы, Фарафонов В.И., Потанин В.В., Сизоненко В.М., Сизоненко Н.Г., Килеев В.Ю., Байрамова С.С. кызы, Калуга В.В., Проскурнина Э.В., Бойматов К.У., Боярских Р.Г., Атабаев А.Х., Казаков Н.А., Николау М.Г., Лысенко Т.В.
В судебном заседании пом. прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области Жезлов И.А. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме. Суду пояснил, что доводы ответчика о том, что собственниками сетей являются лица, которые их возвели, не освобождают Администрацию города от обязанности зарегистрировать данные объекты в качестве бесхозяйных.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил Свердловской Любарь В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснил, что отсутствуют основания для возложения указанной обязанности на Администрацию города, поскольку указанные объекты это не бесхозяйное имущество, правом на них обладают застройщики, заказчики строительства, за счет которых были возведены сорные сети, собственники жилых домов и земельных участков по которым они проведены и которые ими пользуются. Часть сетей, 9 объектов микрорайона Старая Гальянка, находятся в муниципальной собственности. Отсутствие сведений в ЕГРН о наличии собственников спорных частей не свидетельствует о том, что сети являются бесхозяйными.
Третье лицо Фарафонов В.И. в судебном заседании пояснил, что газоснабжение жилого дома по ул. <адрес> проводил он и еще три соседа из домов №, сети проведены были за счет денежных средств собственников указанных домов, но все документы в ГАЗЭКС по строительству оформили на него, сеть провели в 2016г. от муниципального газопровода к их жилым домам, они все оплатили, пользуются с 2016г. право собственности не оформлял, желает передать свой газопровод городу
Третье лицо Бойматов К.У. в судебном заседании пояснил, что в 2014г. заказывал и оплачивал проект по газоснабжению по адресу <адрес>. пользуется сетью, право собственности не регистрировал, желает передать свой газопровод городу
Третье лицо Главатских В.Б. в судебном заседании пояснил, что в 2010г. заказывал проект по газоснабжению по адресу <адрес>, оплачивал строительства, сеть примерно 36 метров от соседей, право собственности не оформлял.
Иные третьи лица и их представители в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, третьих лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании п. 3 ст. 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1).
Пунктами 3, 4 ч.1 ст.16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.49 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в т.ч. объекты газоснабжения.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исходя из ч.1 ст.34 и ч.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К одному из таких вопросов относится вопрос организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (основания приобретения права собственности), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
При этом в силу ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 128-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав - при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок принадлежит на ином праве, если в соответствии с видом или видами разрешенного использования земельного участка допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, либо лица, использующего земельный участок на условиях сервитута, публичного сервитута, либо лица, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые на таких землях или земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности (п.2 ст. 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно п.5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – Порядок).
Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы (Росреестра) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества (пункт 2 Порядка).Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 5 Порядка).
В заявлении о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи должен быть указан кадастровый номер объекта недвижимости. Государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества осуществляется до учета объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйных вещей.
Включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 08.04.2010 № Д23-1229 разъяснено, что в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества не зарегистрировано в ЕГРП, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, одновременно с документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, должен быть предоставлен кадастровый паспорт соответствующего объекта недвижимого имущества, либо выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года технический паспорт или иной документ, содержащий описание такого объекта недвижимого имущества.
Исходя анализа вышеуказанных норм права следует, что орган местного самоуправления обязан принять на учет инженерные сети и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался.
При этом отсутствие зарегистрированного права на недвижимое имущество не является основанием для признания его бесхозяйным, в том случае если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существуют правопритязания на это имущество.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в случае обращения лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к газораспределительным сетям (впервые или в случае замены (реконструкции) газоиспользующего оборудования) газораспределительная организация обязана принять в собственность вновь созданное (построенное) имущество, технологически связанное с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенное за границами земельного участка такого лица в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ № 1789 от 20.12.2021г. утверждены правила принятия газораспределительной организацией в собственность вновь созданного (построенного_ имущества, технологически связанного с принадлежащими газораспределительным организациям существующими газораспределительными сетями, расположенного за границами земельного участка лица, газоиспользующее оборудование которого технологически присоединяется к таким газораспределительным сетям. В соответствии с указанными правилами заказчики строительства (собственники) вправе обратиться в газораспределительные организации о передаче чети газоснабжения, имеющей непосредственное технологическое присоединение.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Тагилстроевского района города Нижнего Тагила по поручению прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере регистрации прав собственности на объекты газоснабжения.
Прокурор при обращении с настоящим иском, указал на факт того, что в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Тагилстроевского района города Нижнего Тагила расположено 67 объектов бесхозяйных сетей газораспределения. В обоснование исковых требований прокурором указано, что газовые сети по указанным адресам обладают признаками бесхозяйного имущества, указал на бездействие Администрации города, выраженного в непринятии мер по постановке данных сетей на учет в качестве бесхозяйных.
Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что указанные прокурором обстоятельства, установлены только на основании сведений от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленных АО «ГАЗЭКС» в Прокуратуру Свердловской области в ответ на запрос от ДД.ММ.ГГГГ. Иные доказательства в обоснование заявленных исковых требований прокурором суду не представлялись, какие-либо материалы проверки, проведенной прокурором, суду не представлялись.
Сведения о том, что прокурором осуществлялся выход по указанным адресам, предпринимались меры для установления застройщиков спорных сетей, собственников жилых домов и земельных участков, являющихся пользователями спорных сетей, суду прокурором не представлены. Также прокурором не представлены сведения о том, в границах каких земельных участков расположены спорные сети, какова протяженность сетей, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности граждан и какова протяженность сетей расположенных вне данных земельных участков, схемы и планы местности на которых расположены спорные сети не составлялись.
Ответчиком в материалы дела представлены более полные пакеты документов, содержащих информацию о создании, эксплуатации и получения коммунальной услуги газоснабжение в отношении перечисленных в исковом заявлении объектов.
<...>
Согласно данным Администрации города АО «ГАЗЭКС» отказался от заключения договора аренды на указанные объекты, в данном районе отсутствуют иные технологически связанные газоснабжающие и эксплуатирующие газораспределительное имущество организации, в связи с чем с АО «ГАЗЭКС» заключен договор об обеспечении сохранности и эксплуатации газораспределительных сетей.
Согласно ответу Администрации города на представление прокурора, Администрацией проводится работа по выявлению правообладателей иных указанных в иске объектов в соответствии с блок-схемой действий при реализации Федерального закона от 30.12.2020г. № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому с 29.06.2021г. органы местного самоуправления наделены полномочиями по проведению мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости и направлении сведений о правообладателях данных объектов для внесения в ЕГРН. Объекты газоснабжения не являются бесхозяйными сетями, поскольку имеется подтверждающая разрешительная и техническая документация – акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, строительные паспорта, исполнительные съемки. Строительство сетей осуществлялось гражданами, собственниками жилых домов.
До момента выявления собственников спорных сетей или регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты заключены договоры об обеспечении сохранности и эксплуатации газораспределительных сетей, в соответствии с которыми АО «»ГАЗЭКС» приняло на себя обязанность по сохранению переданных объектов, организации и проведению технического обслуживания и ремонта, аварийного прикрытия систем газоснабжения и газорегулирующего оборудования, включая электрохимзащиту объектов.
Между Администрацией города и АО «ГАЗЭКС» заключены договоры об обеспечении сохранности и эксплуатации газораспределительных сетей:
Договор № № от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам:
- Газопровод низкого давления по <адрес> (63,40 м);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО83., который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газопровод низкого давления ду76мм от узла врезки у <адрес> до ввода на <адрес> (36,18 м);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО82., который согласно данным ЕГРН является собственником ? доли жилого дома по указанному адресу, собственником ? доли является Главатских А.Е. Данный факт подтвержден Главатских В.Б. в судебном заседании.
- Газопровод низкого давления к жилым домам №№ по <адрес> (280,32 м.);
- Газопровод по <адрес> (88,95 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от <адрес>. заказчиком строительства ФИО81 которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газоснабжение жилого <адрес> (200,84 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО80., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газоснабжение жилого дома по адресу <адрес>
<адрес> (25,74 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО79., который согласно данным ЕГРН является собственником ? доли жилого дома по указанному адресу.
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газопровод по <адрес> (934,61 м.)
Согласно акта приемки газопровода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком работ являлось <...>.
- Газопровод по <адрес> (1095,26 м.);
Согласно акта приемки газопровода в эксплуатацию заказчиком работ являлось <...>.
- Газоснабжение жилого <адрес> (50,45 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся Микаилов Г.Т. оглы, который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газоснабжение жилого <адрес> (129,45 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от мая 2016г. заказчиком строительства являлся Фарафонов В.И., который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу. Данный факт был подтвержден Фарафоновым В.И. в судебном заседании.
- Газоснабжение кооператива <адрес> (1425,05 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчиком строительства являлся потребительский кооператив по газификации <адрес>», указанные сети находятся в Дзержинском административном районе города. Согласно Закону РФ от 19.06.1992г. № 3085-1 «О потребительской кооперации» имущество потребительского общества распределяется между пайщиками, если иное не предусмотрено Уставом.
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газопровод низкого давления к жилым домам по
<адрес> (228,72 м.);
- Газоснабжение жилого <адрес> (30,17 м.);
Договор № У/348-2020 от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газоснабжение жилого <адрес>. (142,40 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась Мордвова И.С., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
Договор № У/394-2020 от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>3778,08 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (3682,11 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес> (4332,96 м.); - Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (3384,2 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2710,9 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2859,94 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2257,84 м.);
- Газоснабжение жилых домов частного сектора. <адрес>. (2090,06 м.);
- Наружное газоснабжение. <адрес> (4755 м.).
Как было указано выше указанные сети <адрес> находятся в муниципальной собственности. Указанные сети расположены в Ленинском административном районе города.
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газоснабжение участка № по <адрес>, 9 (252,55 м.)
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО78., который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на газораспределительные сети по адресам
- Газопровод высокого давления к <адрес>, от точки врезки в подземный газопровод высокого давления по
<адрес>, в т. ч. ГРПШ (24,68 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчиком строительства являлся ФИО77
- Газопровод к гаражу жилого <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (23,15 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО76 который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газопровод к домам №№, № <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе ж. <адрес> по
<адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (104,68 м.);
- Газопровод к домам №№, № <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе ж. <адрес> до кранов на вводах в № по <адрес> (127,9 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся председатель кооператива ФИО75
- Газопровод к дому № <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (21,9 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО74., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газопровод к жилому дому № <адрес> врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (10,06 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком строительства являлся ФИО73., который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газопровод к жилым домам №№ по <адрес>
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес>, и заглушек № на вводе в дома№№, № по <адрес> (165,99 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО72., согласно данным ЕГРН собственником жилого дома является ФИО71
- Газопровод к частным домам по <адрес> <адрес>.
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по
<адрес> (150,75 м.);
- Газопровод низкого давления <адрес>,
<адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (33,99 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО70., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газопровод низкого давления жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (38,41 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком строительства являлась ФИО69., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газопровод низкого давления к дому № <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (74,11 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО68 которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газопровод низкого давления к дому № по <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес>. (27,65 м.);
- Газопровод низкого давления к дому № <адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (26,95 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО67., который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газопровод низкого давления к жилым домам по <адрес>, <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (155,79 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчиком строительства являлся ФИО66
- Газопровод низкого давления от врезки в существующий газопровод Ду 57 мм до газоиспользующего оборудования, <адрес>, расположенный в <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (19,63 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО65., который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газораспределительная система к дому № от <адрес> по
<адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> по
<адрес> (124,67 м.);
- Газораспределительная система по <адрес>
<адрес> отточки врезки в надземный газопровод у <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (82,1 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО64 который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газораспределительная система <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (16 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО63 которая согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газоснабжение <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (32,5 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО62., которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу.
- Газоснабжение <адрес> точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (42 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО61В., который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газоснабжение <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (27 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчиком строительства являлась ФИО60 которая согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газоснабжение <адрес>, <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
пер. Корабельному до крана на вводе в <адрес> (16,6 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы заказчиком строительства являлся ФИО59., который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу. Данный факт подтвержден Бойматовым К.У. в судебном заседании.
- Газоснабжение <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (65,66 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО58 которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (36,5 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО57., который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (26,11 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО30, которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (58,4 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 04.10.2007г. заказчиком строительства являлась ФИО31, которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> по переулку <адрес>, расположенное от точки врезки в надземный газопровод по <адрес> (95,38 м.);
- Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (78,31 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО52, который является собственником земельного участка.
- Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (29,33 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от <адрес>. заказчиком строительства являлся ФИО32, который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> по проезду <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (19,17 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ заказчиком строительства являлся ФИО33, который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (12,2 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 18ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО34, которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (37,5 м.);
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (18,25 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО35, которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (8,5 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО53, который согласно данным ЕГРН является собственником жилого дома по указанному адресу.
- Газоснабжение жилых домов №№ по <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (255,6 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО54
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (17,3 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО36, которая согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес> <адрес>,
<адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (48,4 м.);
- Газоснабжение жилого <адрес> от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до крана на вводе в <адрес> (33,29 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО37, который согласно данным ЕГРН является собственником земельного участка по указанному адресу
- Газоснабжение жилого <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по
<адрес> до крана на вводе в <адрес> (27,9 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлся ФИО12
- Газоснабжение жилых домов №№ по <адрес>,
<адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (132,45 м.);
- Газоснабжение жилых домов №а <адрес>, №а
<адрес>, от точки врезки в подземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в <адрес> по
<адрес>, №а по <адрес> (84,96 м.);
- Газоснабжение жилых домов по <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> до кранов на вводах в дома №№ по <адрес> (262,25 м.);
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ. заказчиком строительства являлась ФИО38, согласно данным ЕГРН собственником земельного участка по указанному адресу является ФИО39
- Наружный газопровод низкого давления жилого <адрес> по
<адрес> <адрес>, от точки врезки в надземный газопровод в районе <адрес> по <адрес> до крана на вводе в <адрес> по
<адрес> (248,69 м.).
Согласно Акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ.заказчиком строительства являлся ФИО55 ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Управления муниципального имущества Администрации города поступило обращение ФИО55, в котором она указала, что указанный газопровод построен за счет ее личных денежных средств.
По сведениям АО «ГАЗЭКС» договоры с пользователями газораспределительных сетей по указанным адресам, а также акты разграничения балансовой принадлежности в АО «ГАЗЭКС» отсутствуют.
Согласно Правилам охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, распределительные газопроводы - газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводов-вводов или организаций - потребителей газа.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, "газопровод-ввод" - газопровод от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации) газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. N 1314 (далее - Правила подключения) на основании части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, принимая Правила подключения, определило специальный порядок (специальные нормы) осуществления подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, который касается, в том числе порядка разграничения имущественной принадлежности вновь созданных газораспределительных сетей.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил подключения под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Газораспределительная организация производит подключение к газораспределительным сетям объектов капитального строительства заявителей и определяет технические условия (пункты 2, 3, 32, 75, 83, 98 Правил подключения).
Согласно пункту 59 - 62 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Одним из существенных условий договора о подключении является порядок разграничения балансовой принадлежности сети газораспределения, сети газопотребления и эксплуатационной ответственности сторон (подпункт "в" пункта 83 Правил подключения).
Согласно пункту 88 - 89 Правил подключения мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем, кроме случаев, указанных во втором предложении подпункта "а" пункта 83, абзаце втором настоящего пункта и в пункте 112 настоящих Правил. Заявитель несет имущественную и эксплуатационную ответственность в границах земельного участка, исполнитель несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ земельного участка, кроме случая, указанного в пункте 112 настоящих Правил.
Под границей земельного участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находится принадлежащий заявителю на праве собственности или на ином законном основании объект капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществление мероприятий по подключению (технологическому присоединению) (пункт 90 Правил подключения).
Газораспределительная организация (исполнитель) осуществляет действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа (пункт 98 Правил подключения).
Заявитель выполняет установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (пункт 100 Правил подключения).
После проведения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) стороны составляют акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (пункт 103 Правил подключения).
Следовательно, определение порядка разграничения имущественной и балансовой принадлежности в общем случае указывает на то, что объекты сети газораспределения, построенные в рамках осуществления подключения (технологического присоединения) до границ земельного участка заявителя являются собственностью газораспределительной организации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 112 Правил подключения.
Пункт 112 Правил подключения в свою очередь предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда заявитель вправе выполнить самостоятельно мероприятия по строительству сети газораспределения границами своего земельного участка, а именно только в случае, предусмотренном пунктом 112 Правил подключения и когда не газораспределительная организация, а заявитель осуществляет строительство сети газораспределения до границ принадлежащего ему земельного участка, тогда объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность.
Таким образом, Правила подключения предусматривают возникновение права собственности на объекты газораспределительной сети в зависимости от того кто осуществлял строительство данных объектов.
Указанный вывод согласуется с нормами статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Далее - ГрК РФ) эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В пункте 4 части 3 статьи 55 ГрК РФ установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).
Согласно пункту 92 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 (далее - Технический регламент N 870), приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.
При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет, в том числе акты о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования (подпункт "з" пункта 95 Технического регламента N 870).
В силу пункта 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 (далее - Правила N 317), по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Форма акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы утверждена СНиП 42-01-2002.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод о создании участков газопровода за счет заказчиков, указанных в актах приемки законченных строительством объектов газораспределительной системы, которые от своего права не отказались, что исключает вывод об отсутствии у перечисленных участков газопровода владельцев и бесхозяйности объектов.
Формы актов свидетельствуют о введении в гражданский оборот объектов системы газоснабжения в соответствии с действующим на момент их возведения законодательством. Сведениями о том, что какие-либо объекты возведены самовольно, без получения соответствующей разрешительной документации, отсутствуют.
Спорные объекты, созданы в целях обеспечения собственников жилых (индивидуальных) домов коммунальной услугой - газоснабжение, порядок предоставления которой регламентируется Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549).
Факт технического обслуживания перечисленных участков газопровода, факт предоставления коммунальной услуги газоснабжение по вышеперечисленным адресам АО «ГАЗЭКС» не оспаривается.
В казну города Нижний Тагил объекты не переданы, продолжают оставаться во владении застройщиков и собственников жилых домов, которые пользуются указанными спорными объектами для газоснабжения жилых домов, находящихся согласно имеющимся сведениям из ЕГРН в собственности физических лиц.
Прокурором при предъявлении иска указанные обстоятельства не проверялись, доказательств того, что собственники отказались от данного оборудования в материалы дела не представлено и таковых не имеется.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 23.10.2014 № 35 утверждено Положение об управлении муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну г. Нижний Тагил. В силу п. 4 ст. 2 данного Положения, прием имущества в муниципальную казну производится при условии предоставления передающей стороной правоустанавливающей и технической документации, обеспечивающей постановку на реестровый и бюджетный учет, а также государственную регистрацию прав на данные вещи.
Согласно сведениям ЕГРН права на указанные объекты, за исключением тех объектов, которые находятся в муниципальной собственности, не оформлены, право собственности, а также иное вещное право на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано. Данные объекты не признаны бесхозяйными в установленном законом порядке.
В связи с наличием информации о конкретных застройщиках, за счет которых были возведены спорные объекты, данное имущество не может являться бесхозяйным. Застройщик в силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ является субъектом, обязанным обращаться с соответствующим заявлением в орган государственной регистрации с целью осуществления государственной регистрации прав на созданные им объекты недвижимости.
Прокурором не проведено детальной проверки по всем адресам, а потому и не представлено доказательств на предмет нахождения спорного оборудования в фактическом владении юридических или физических лиц, наличие в отношении оборудования договоров о техническом обслуживании по перечисленным в иске адресам.
Между тем, в отсутствие какой-либо технической документации (кадастрового паспорта, заключения кадастрового инженера об отнесении объектов к самостоятельным линейным объектам либо другие доказательства подтверждающие критерии, по которым прокурор счел данные объекты самостоятельными линейными объектами) достаточных оснований для вывода о применении в отношении перечисленных объектов порядка признании права на бесхозяйную вещь, предусмотренного ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, имущество прокурором никак не идентифицировано, не конкретизировано.
Вывод прокурора о том, что спорные сети не имеют собственника сделан лишь на основании факта отсутствия регистрации права собственности на перечисленные в иске участки газопроводов в Росреестре.
Недвижимое имущество, права на которое не зарегистрированы в реестре, не может быть признано бесхозяйным, если оно находится в фактическом владении лица, осуществляющего правомочия собственника, и существуют правопритязания на это имущество.
Действующее законодательство не предусматривает императивной обязанности муниципалитета принимать на баланс и в собственность объекты инженерных сетей от юридических или физических лиц, созданных юридическими или физическими лицами.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что редакция статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 21.12.2021 N 430-ФЗ дополнена пунктом 5, в соответствии с которым с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них. Иск прокурором предъявлен после вступления в силу новой редакции ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако прокурор в иске никак не обосновал, чем обусловлен его выбор ответчика. Между тем, очевидно, что в случае признания права на линейные объекты за лицом, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, обязанность муниципалитета заключить договоры на аварийное и техническое обслуживание не возникнет, соответственно лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов не получит плату по таким договорам, из чего следует вывод, что настоящий иск прокурором предъявлен преимущественно в интересах коммерческой организации, очевидно не заинтересованного реализовать предусмотренное п. 5 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право.
С учетом изложенного, учитывая, что судом установлены обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии предусмотренных законом оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков сетей газоснабжения, оформлению технической документации и составлению кадастровых паспортов на участки сетей газоснабжения, суд приходит к выводу об отсутствии у спорных объектов признаков бесхозяйной вещи и отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 194-198 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Прокурора Тагилстроевского района города Нижний Тагил Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества участков сетей газоснабжения, оформлению технической документации и составлению кадастровых паспортов на участки сетей газоснабжения, отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий
Судья Гурина С.А.