по делу №2-2022/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при секретаре Дармаеве Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия просит обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия (МТУ Росимущества) выполнить следующие работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения
- выполнить научно-проектную документацию (в части цветового решения и реставрации фасадов, кровли) в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу;
- выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия в течении двух лет с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Нам Э.А. исковые требования поддержала.
Представитель МТУ Росимущества по доверенности Басова М.В. возражала против иска и суду пояснила, что учреждение не уклоняется от исполнения своих обязанностей, ими проводиться работа в указанном направлении.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
В соответствии Положением об Администрации Главы Республики Бурятия I Правительства Республики Бурятия, утвержденным указом Президента Республики Бурятия от 09.10.2007 № 589, Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и осуществляет региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия и меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия «памятников истории и культуры).
В силу п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 47.2 указанного Закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ на каждый объект культурного наследия утверждается охранное обязательство.
Судом установлено следующее.
Постановлением Совета Министров Бурятской АССР от 29.09.1971 г. № 379 «Об утверждении списка памятников истории и культуры местного значения» на государственную охрану поставлен объект культурного наследия регионального значения
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 01.04.2021 г. данный объект является собственностью Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 28ю05ю2019 № 128 «О реорганизации территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом» МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении Федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, проведение работ по ремонту объекта является обязанностью МТУ Росимущества, осуществляющего полномочия собственника памятника.
Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 28.12.2016 № 203 утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения
Согласно пункту 25 Охранного обязательства пользователь объекта культурного наследия обязан выполнить следующие работы по сохранению памятника:
1. Разработать научно-проектную документацию (в части цветового решения и реставрации фасадов, кровли) в срок до 01.12.2018 г.
2. Произвести ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации в срок до 01.12.2020 г.
Письмом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (далее - Комитет) от ДД.ММ.ГГГГ ... МТУ Росимущества согласованы новые сроки исполнения требований Охранного обязательства.
1. Разработка научно-проектной документации (в части цветового решения и реставрации фасадов, кровли) в срок до 01.12.2020 г.
2. Производство ремонтно-реставрационных работ согласно научно-проектной документации в срок до 01.12.2021 г.
Вместе тем, 21 мая 2020 года сотрудниками Комитета проведено мероприятие по контролю за состоянием памятника, составлен акт осмотра объекта культурного наследия от 08.06.2020 г., в котором зафиксировано общее неудовлетворительное состояние памятника, визуально фиксируется разрушение цоколя, неудовлетворительное состояние деревянной обшивки здания, отсутствие информационной надписи о памятнике. По результатам проведенного мероприятия по контролю ответчику выдано предписание о ремонте цоколя в срок до 01.12.2020 г.
Несмотря на принимаемые ответчиком меры и перенесение сроков выполнения работ, в настоящее время требования предписания и требования Охранного обязательства не выполнены.
Суд соглашается с доводом стороны истца о том, что непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства.
При этом, отсутствие необходимого финансирования не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности исполнения переданных ему полномочий.
Разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами, исходит из того, что невыполнение ответчиком обязанностей по содержанию объекта в надлежащем состоянии влечет для объекта постоянное ухудшение его состояния и разрушение, в связи с чем приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований.
Судом обсужден довод стороны ответчика о преждевременности подачи данного иска в части выполнения ремонтно-реставрационных работ, срок которых определен до 01.12.2021г.. Принимая во внимание, что ремонтно-реставрационные работы подлежат выполнению на основании разработанной научно-проектной документации, которая на момент рассмотрения дела отсутствует, а также с учетом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, суд считает, что полагать, что ответчиком будут выполнены ремонтно-реставрационные работы в согласованный срок не имеется. В связи с чем, указанное не препятствует удовлетворению требований.
В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить требуемый истцом срок выполнения обязательств. Довод представителя ответчика об увеличении сроков не подтвержден документально, в связи с чем не может быть принят во внимание.
В любом случае вопросы исполнения могут быть разрешены в порядке ст. 434 ГПК РФ (отсрочка или рассрочка исполнения судебного постановления, изменение способа и порядка его исполнения)
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия выполнить следующие работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «
- выполнить научно-проектную документацию (в части цветового решения и реставрации фасадов, кровли) в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу;
- выполнить ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия в течении двух лет с дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
СудьяТ.В.Цыбикдоржиева