Решение по делу № 2а-48/2020 от 04.03.2020

Дело №2-48/2020, Э2-48/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ            РОССИЙСКОЙ            ФЕДЕРАЦИИ

02 июля 2020 года                                                     п. Черемисиново

Черемисиновский районный суд Курской области в составе:

Судьи –                                                                          Кованцевой Л.Ю.,

    При секретаре                   -                                           Извековой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочкаревой Елены Вадимовны к Администрации поселка Черемисиново Черемисиновского района Курской области о признании уведомления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся необоснованным и обязании признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий,

                                         у с т а н о в и л:

Кочкарева Е.В. обратилась в суд с заявлением к Администрации поселка <адрес>, в котором просит с учетом уточнения признать уведомление об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и обязать ответчика признать ее семью, состоящую из 3 человек: Кочкарева Владимира Витальевича – мужа, ее и Кочкаревой Анны Владимировны – дочери, нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании принятого ими ДД.ММ.ГГГГ пакета документов.

В обоснование заявления истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию поселка Черемисиново с заявлением о признании ее семьи, состоящей из трех человек: ее, мужа Кочкарев В.В. и их дочери Кочкаревой А.В., нуждающейся в улучшении жилищных условий и дальнейшей постановке на очередь по программе «Молодая семья. Доступное жилье». ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил об отказе в постановке на учет ее семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Данный отказ истец считает необоснованным в связи с тем, что у нее и ее дочери в собственности жилья нет, зарегистрированы они в квартире общей площадью 15,4 кв.м., в которой кроме них зарегистрирован еще один человек, не являющийся ни членом их семьи, ни родственником, а потому совместное проживание с ним невозможно. Ее муж зарегистрирован у своих родителей в квартире, в которой ему принадлежит на праве собственности ? доля, что составляет 23,7 кв.м. Однако с родителями он совместно не проживает и не ведет совместного хозяйства. Они на протяжении длительного времени проживают в съемном жилом помещении, поскольку по своему месту регистрации проживать невозможно.

Указанный отказ считает необоснованным, существенным образом затрагивающим ее права и законные интересы, ограничивающие возможность постановки на очередь в качестве нуждающейся и получении субсидии по программе «Молодая семья. Доступное жилье».

В судебном заседании Кочкарева Е.В. свои уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации поселка <адрес> по доверенности Лукьянченкова Е.И. исковые требования не признала и пояснила, что при рассмотрении пакета документов, предоставленного Кочкаревой Е.В., ими было установлено, что на каждого зарегистрированного члена их семьи приходится 15,7 кв.м., что превышает учетную норма по поселку Черемисиново, которая составляет 12 кв.м. на человека. При расчете учитывалась площадь жилых помещений, в которых зарегистрированы члены семьи Кочкаревых, что соответствует требованиям ст.51 ЖК РФ. В связи с чем считает, что исковые требования Кочкаревой Е.В. не обоснованы и просила ей в иске отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Кочкарев В.В. считает исковые требования Кочкаревой Е.В., являющейся его женой, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, свидетеля, суд приходит к следующему:

В силу ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляет гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, что регламентировано ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).

В силу п. 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 – 2020 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2015 – 2020 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно п.6 указанных правил, участником Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п.7 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Указанной подпрограммой на органы местного самоуправления возложены организационные полномочия по приему документов от молодых семей для участия в государственной программе и проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; принятие решения об участии молодой семьи в государственной программе; формирование списков молодых семей - участников государственной программы; оформление и выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

Частью 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются нуждающиеся в жилых помещениях являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Кочкарева Е.В. и Кочкарев В.В. являются супругами, что подтверждается свидетельством о заключении брака. Из Свидетельства о рождении П-ЖТ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что у Кочкаревых В.В. и Е.В. имеется дочь Анна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» Кочкарева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию поселка <адрес> с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Согласно решению Собрания депутатов поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма общей площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности жильем на территории муниципального образования «<адрес>» для решения вопросов о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 кв.м. на одного человека.

Администрация поселка Черемисиново ДД.ММ.ГГГГ письмом уведомила истца об отказе в принятии ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку обеспеченность ее семьи общей площадью жилых помещений выше учетной нормы.

В судебном заседании установлено, что Кочкарева Е.В. и ее дочь Кочкарева Анна зарегистрированы по адресу: <адрес>, а также в данной квартире, находящейся в муниципальной собственности, зарегистрирован ФИО6, что подтверждается домовой книгой, Свидетельством о регистрации по месту жительства. При этом Кочкарева Е.В. зарегистрирована в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – с ДД.ММ.ГГГГ, Кочкарева А.В. – с ДД.ММ.ГГГГ.

Площадь <адрес> составляет 15,4 кв.м., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

Из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации поселка Черемисиново от ДД.ММ.ГГГГ «О внесение изменений в договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>» усматривается, что указанная квартира передана нанимателям (ФИО6, Кочкаревой Е.В., Кочкаревой А.В.) для проживания. При этом, ФИО6 членом семьи Кочкаревой Е.В. не является, что ответчиком и не оспаривается.

Кочкарев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с ним в данной квартире зарегистрированы: отец Кочкарев В.Н., мать Кочкарева Т.И., брат Кочкарев С.В., что подтверждается домовой книгой и их паспортами.

Трехкомнатная квартира площадью 94,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности – по ? доле Кочкареву В.Н., Кочкаревой Т.И., Кочкареву С.В. и Кочкареву В.В., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ, а также Выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно ч. 2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При изложенных выше установленных судом обстоятельствах, обеспеченность истца и ее семьи с учетом положений ч.2 ст.51 ЖК РФ, исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений (15,4 +94,8=110,2 кв.м.), составляет 15,7 кв.м. на человека, что превышает учетную норму, установленную на территории поселка <адрес> в 12 кв.м.

Доводы истца о том, что при определении общей площади, используемой членами ее семьи, каковыми являются только ее муж и ее дочь, должна учитываться лишь общая площадь, принадлежащая членам ее семьи, а именно: ей и ее дочери по договору социального найма жилого помещения и ее мужу в размере ? доли от общей площади квартиры, находящейся в долевой собственности, поскольку ни она, ни дочь, ни муж не проживают по месту регистрации, а вынуждены жить на съемной квартире, суд считает основанными на неверном толковании закона.

Так, согласно ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О, указал, что в соответствии со ст.40 (ч. 3) Конституции РФ жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Положение ст.51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права истцов.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.

Таким образом, при установлении факта нуждаемости семьи истца в жилом помещении, суд полагает, что ответчик верно исходил из определения суммарной площади жилых помещений, занимаемых истцом и членами ее семьи. То обстоятельство, что молодая семья Кочкаревых проживает в съемной квартире, принадлежащей постороннему лицу, не является подтверждением их нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку они не были лишены возможности пользоваться жилыми помещениями, где они постоянно зарегистрированы по месту жительства.

При изложенных выше обстоятельствах и учитывая жилищную обеспеченность семьи Кочкаревой Е.В. выше учетной нормы, установленной на территории поселка <адрес>, суд приходит к выводу об отказе истцу в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Кочкаревой Елены Вадимовны к Администрации поселка <адрес> о признании уведомления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся необоснованным и обязании признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий - отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Черемисиновский суд. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                           Л.Ю. Кованцева

2а-48/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Кочкарева Елена Вадимовна
Ответчики
Администрация поселка Черемисиново
Суд
Черемисиновский районный суд Курской области
Судья
Кованцева Людмила Юрьевна
Дело на странице суда
cheremisinovsky.krs.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация административного искового заявления
04.03.2020Передача материалов судье
06.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2020Подготовка дела (собеседование)
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
13.05.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее