Дело № 2- 1684/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года г. Новотроицк
Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ершовой Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Диланян К.А.,
с участием представителя истца Вавиловой С.Ю., представителей ответчика Бухтияровой М.А., Годуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке (межрайонное) о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ
Яковлев А.В. обратился в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке (далее УПФР в г.Новотроицке) с указанным выше иском, в обоснование своих требований указал, что досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1.ч.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173- ФЗ ему назначена ответчиком с 07.01.2014. Однако, в его специальный стаж ответчиком не был включен период службы в рядах Советской Армии с 08.05.1982 по 26.04.1984, о чем ему стало известно только в 2020 году из письма УПФР в городе Новотроицке. Расчет размера пенсии истцу произведен из общего трудового стажа как наиболее выгодный вариант. Кроме того, ответчик после его обращения с заявлением о предоставлении разъяснений о порядке расчета размера пенсии с 1 сентября 2020 года произвел перерасчет в сторону увеличения размера пении и включил в стаж на соответствующих видах работ период службы в рядах СА, в связи, с чем размер пенсии увеличился. При этом истцу не понятно, почему в 2014 году указанный период службы в рядах СА ответчик не включил в стаж на соответствующих видах работ, не указал его в решении.
Яковлев А.В. первоначально просил суд признать за ним право на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика произвести перерасчет назначенной трудовой пенсии по старости с 07.01.2014 из стажа на соответствующих видах работ с учетом действующего пенсионного законодательства, а также взыскать в его пользу понесенные по делу судебные расходы по оплате слуг представителя.
В ходе судебного разбирательства истец дополнил свои исковые требования, просил суд признать за ним право на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости, обязать УПФР в городе Новотроицке включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 период службы в рядах Советской армии с 08.05.1982 по 26.04.1984, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с учетом указанного периода из стажа на соответствующих видах работ с 07.01.2014 и выплатить ее, взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя.
Яковлев А.В. в судебное заседание не явился, просил в письменном заявлении провести судебное заседание в его отсутствие.
Представитель истца Вавилова С.Ю., настаивая на исковых требованиях своего доверителя, пояснила, что при обращении Яковлева А.В. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в 2014 году истец представил все необходимые документы, в том числе справку из военкомата. Однако, при составлении заявления сотрудники УПФР в городе Новотроицке не разъяснили, что истец имеет право на включение периода службы в Армии в специальный стаж по Списку №1 с учетом положений Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, указанный период не был рассмотрен ответчиком, истцу не разъяснили его право на возможность обращения в суд с данными требованиями о включении в стаж периода службы. Просила удовлетворить исковые требования истца, поскольку ответчиком незаконно были нарушены в 2014 году права истца, пенсия первоначально рассчитана ответчиком без учета службы в рядах Советской Армии и выплачивалась пенсионеру на протяжении 6 лет не в полном размере.
Представители ответчика Бухтиярова М.А. и Годунова Н.В. иск не признали, по основаниям указанным в отзыве. Просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку со стороны ответчика пенсионные права Яковлева А.В. не нарушены. В соответствии с действующим пенсионным законодательством в 2014 году истцу была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, размер пенсии и пенсионный капитал истца был рассчитан по наиболее выгодному для пенсионера варианту. Возможность включения в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии в 2014 году отсутствовала, поскольку Федеральным законом № 173-ФЗ данные положения не были предусмотрены. В связи с обращением пенсионера в августе 2020 года с письменным заявлением к ответчику о предоставлении расчета пенсии с 01.09.2020 года в соответствии с нормами Федерального закона № 400-ФЗ был произведен перерасчет размера пенсии, период службы в рядах СА включен в стаж на соответствующих видах работ. В настоящий момент пенсия выплачивается истцу в полном размере, в том числе с учетом спорного периода общественно полезной деятельности.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ответчик назначил Яковлева А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 07 января 2014 года с даты исполнения возраста 51 года. Данный факт сторонами не оспаривается.
При этом, продолжительность страхового стажа истца на январь 2014 года была определена в размере 32 года 01 месяц 19 дней, общего трудового стажа на 31.12.2001 года – 20 лет 01 месяц 19дней. Продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 составила для определения права на пенсию без учета периода службы по призыву – 09 лет 01 месяц 20 дней. Право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости было определено в рамках действующего закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии Яковлева А.В. с 2014 года рассчитан ответчиком в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от обшего трудового стажа как наиболее выгодный вариант расчета, размер пенсии на январь 2014 года составил <данные изъяты> руб.
Требование Яковлева А.В. о возложении обязанности на ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 период службы по призыву с 07.01.2014 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При расчете по п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включается в том числе и период службы в Вооруженных Силах бывшего СССР.
Период срочной военной службы истца по призыву в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ учтен ответчиком в 2014 году в страховой стаж, а также включен в общий трудовой стаж. В стаж на соответствующих видах работ, который применяется для проведения конвертации пенсионных прав в соответствии с п. 9 ст. 30 Закона № 173-ФЗ данные периоды общественно полезной деятельности не включены ответчиком с учетом положений Федерального закона № 173-ФЗ.
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости подсчет специального стажа по Списку №1 истцу произведен в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в пункте 5 которых дан исчерпывающий перечень периодов подлежащих включению в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта "а" данного Постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В период службы Яковлева А.В. в рядах Советской Армии с 08.05.1982 по 26.04.1984 действовало Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения, предусматривало, что период прохождения службы в Вооруженных Силах мог быть включен при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 01 января 1992 года, который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
Между тем, статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период прохождения истцом службы по призыву и утратившего силу с 01 января 2002 года, предусматривала, что время выполняемых до 01 января 1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01 января 1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе, права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Из трудовой книжки истца следует, что после периода службы в рядах Вооруженных сил по призыву у него была льготная работа по Списку № 1 с 06.06.1984 по 17.09.1987 в общем размере 03 года 03 месяца 12 дней и период с 30.04.1991 по 26.11.1996 в размере 05 лет 06 месяцев 27 дней.
Таким образом, служба в рядах Советской Армии должна быть зачтена Яковлеву А.В. в льготный стаж по Списку № 1, поскольку у него имеется период работы по Списку № 1 непосредственно после службы по призыву.
Доводы представителей ответчика о том, что оснований для включения данного периода в стаж по Списку № 1 в 2014 году не было суд признает не состоятельными, поскольку Яковлев А.В. начал свою трудовую деятельность в том числе по Списку № 1 в рамках ранее действующего законодательства, т.е. до 31.12.2001 и с учетом приравнивания периода службы в рядах Вооруженных сил его стаж по Списку № 1 на 31.12.2001 будет составлять более 10 лет, что давало истцу право выхода на пенсию при достижении возраста 50лет. Однако, без учета данного периода по Списку № 1 Яковлев А.В. ушел на пенсию только после достижения возраста 51 года. При этом ответчик не указал в своем решении от 10.12.2013 на отказ в зачете данного периода службы в рядах Вооруженных сил в стаж на соответствующих видах работ, несмотря на то, что документы за указанный период в пенсионном деле имелись.
Кроме того, при расчете размера пенсии с 01.09.2020 с учетом данного спорного периода по Списку № 1 размер пенсии истца увеличился, что не оспаривается ответчиком. Также из представленного ответчиком расчета размера досрочной пенсии по п.3 ст. 30 Федерального закона №173- ФЗ с учетом включения периода службы по призыву в стаж по Списку № 1 размер пенсии с 07.01.2014 составил бы <данные изъяты> руб.
Следовательно суд приходит к выводу, что права истца при назначении пенсии по старости с 07.01.2014 были нарушены со стороны ответчика, поскольку спорный период службы по призыву не был оценен в решении ответчика, необоснованно не включен в стаж по Списку № 1, что в результате привело к назначению досрочной пенсии по старости в меньшем размере, чем она могла быть назначена (<данные изъяты> руб. вместо положенных <данные изъяты> руб.)
Также судом принимается во внимание и то обстоятельство, что ответчиком с 01.09.2020 без какого-либо отдельного заявления и предоставления дополнительных документов период службы истца по призыву включен в стаж по Списку № 1 и перерасчет размера пенсии ответчиком произведен в сторону увеличения.
Вместе с тем оснований для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет размера пенсии от стажа на соответствующих видах работ суд не находит по следующим основаниям.
В связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в порядке, установленном статьей 30 названного Федерального закона.
При этом в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного суда Российской Федерации в пп. 7 п. 28 Постановления от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1,
при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа не менее 25 лет и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии не менее 10 лет (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
Из пенсионного дела Яковлева А.В. следует, что на 31.12.2001 стаж на соответствующих видах работ при проведении конвертации его пенсионных прав составил 10 лет 09 месяцев 27 дней, общий трудовой стаж составил 20 лет 01 месяц 19 дней, что не дает возможность истцу право на выбор при проведении конвертации пенсионных прав исчислить размер его пенсии с учетом стажа на соответствующих видах работ. В чистом виде стаж работы по Списку № 1 составил всего 08 лет 10 месяцев 09 дней без учета службы в Армии. При наличии такого размера стажа возможно исчисление размера пенсии только по п.3 ст. 30 Федерального закона №173- ФЗ от общего трудового стажа. В связи, с чем суд приходит к выводу, что в указанной части исковых требований Яковлеву А.В. следует отказать.
Суд считает, что исковые требования Яковлева А.В. о перерасчете размера пенсии с 07.01.2014 с учетом периода службы в рядах Вооруженных сил СССР по Списку № 1 должны быть удовлетворены только в части перерасчета размера досрочной трудовой пенсии по старости с 07.01.2014 в соответствии с действующим пенсионным законодательством.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поэтому требования Яковлева А.В. о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя подлежат частичному удовлетворению в размере 7 000 руб., что соответствуют характеру спора, принципу разумности и справедливости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Яковлева А.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 Яковлева А.В. период службы в рядах Советской Армии с 08.05.1982 по 26.04.1984.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке (межрайонное) произвести перерасчет размера досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с действующим пенсионным законодательством Яковлеву А.В. с 07 января 2014 года с учетом включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы в рядах Советской Армии с 08.05.1982 по 26.04.1984 и выплатить ее.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке (межрайонное) в пользу Яковлева А.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб.
В остальной части исковых требований Яковлеву А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Г. Ершова
Мотивированное решение составлено 02 декабря 2020 года
Судья: Н.Г. Ершова