Решение по делу № 33-1018/2020 от 26.02.2020

Судья Пекаринина И.А.                                              Дело № 2-1612/2019

    (первая инстанция)

№ 33-1018/2020

(апелляционная инстанция)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Севастополь                                                                08 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,

    судей - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,

    при секретаре - Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу истца Министерства обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Шабалиной Е. В., третьи лица Правительство города Севастополя, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛА:

        Истец Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчику Шабалиной Е.В. об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка № , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в собственность Министерства Обороны Российской Федерации, мотивируя исковые требования тем, что постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483 утвержден порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность Российской Федерации для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства. Пунктом 2 Порядка безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность Российской Федерации для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства определен перечень имущества, которое подлежит передаче в собственность РФ, включая военный городок К-1. Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе, военный городок К-1. 25 марта 2015 года между Правительством Севастополя и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи имущества, в том числе военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса. Земельный участок ответчика входит в состав земельного участка военного городка К-1, который использовался ранее Министерством Обороны РФ в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о параметрах раздела Черноморского флота, о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года, указан в Приложении №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. На момент заключения указанного Соглашения военный городок К-1 фактически использовался Вооруженными силами Российской Федерации. Инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской Федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, не была завершена. В соответствии с положениями ст. 77 Земельного Кодекса Украины и ст. 93 Земельного Кодекса Российской Федерации, спорный земельный участок относится к землям обороны, не мог быть передан органом местного самоуправления ответчику в собственность. Решение органа местного самоуправления о передаче ответчику в собственность вышеуказанного земельного участка принято в нарушение норм статей 8, 118 Земельного Кодекса Украины, при фактическом использовании земельного участка Вооруженными Силами Российской Федерации. Согласно акту осмотра от 17 апреля 2019 года № 11, земельный участок ответчика налагается на земельный участок военного городка К-1. Считает, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, являлся частью земельного участка военного городка К-1 Черноморского Флота Российской Федерации, подлежит истребованию из чужого незаконного владения ответчика по основаниям статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.

        Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 сентября 2019 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

        Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Шабалиной Е.В. об истребовании земельного участка отказано.

        В апелляционной жалобе истец Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что спорный земельный участок на момент передачи его в собственность ответчика являлся частью земельного участка военного городка К-1, использовался Черноморским Флотом РФ на основании межправительственных соглашений, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности и переданными в аренду Российской Федерации, такие полномочия были возложены на Фонд государственного имущества Украины в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины. Каких-либо изменений относительно площади либо места расположения военного городка К-1 в межгосударственное соглашение не вносилось. Не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии доказательств отнесения спорного земельного участка к особой категории земель, которые не могут находиться в собственности физических лиц, поскольку на момент принятия распоряжения Севастопольской государственной администрацией от 29.12.2019 года , в частности спорного земельного участка , военный городок К-1 находился в ограниченном обороте в силу специального статуса, обусловленного нормами международных соглашений. На земельном участке территории военного городка К-1, переданном в федеральную собственность, располагается аэродром Кача – основной аэродром морской авиации ЧФ РФ. Министерство обороны РФ в апелляционной жалобе выражает несогласие с отказом суда первой инстанции в назначении судебной землеустроительной экспертизы, являющейся необходимым средством доказывания, считает, что отказ районного суда в назначении данной экспертизы повлек неверный вывод суда об отсутствии доказательств нахождения земельного участка ответчика в границах военного городка К-1. Считает также, что указанные обстоятельства подтверждаются заключением специалиста от 15 августа 2019 года, которое проведено в связи с отказом суда первой инстанции в назначении судебной экспертизы. Кроме того, ОК «Дачно-строительный кооператив «Техно-7» в настоящее время является недействующим, земля кооперативом не освоена, свободного доступа у граждан на территорию нет. Территория земельного участка ответчика находится в запретной зоне, т.к. располагается на территории, непосредственно примыкающей к территории склада боеприпасов. Судом первой инстанции также не принято во внимание наличие на спорном земельном участке военного городка К-1 зданий, находящихся в собственности Министерства обороны Российской Федерации.

        Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

        В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Министерства обороны российской Федерации Давыдова А.И. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

        Представитель ответчика Шабалиной Е.В. – Бессонова Л.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

        В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик Шабалина Е.В., представители третьих лиц Правительства города Севастополя, ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не явились, о времени и месте судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в соответствии с правилами ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации. Ответчик воспользовался правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого подтверждены доверенностью.

            Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., выслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

            В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

            В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

            В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

            Судебной коллегией не установлено оснований для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы истца.

            Правоотношения относительно возникновения прав собственности на земельный участки у ответчика возникли в период действия законодательства Украины.

            В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

            В силу статьи 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6 ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

            В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в редакции, действовавшей до 21 июня 2019 года, перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории города Севастополя, до вступления в силу Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя.

            Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденному Постановлением Правительства города Севастополя от 07 августа 2014 года № 202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

            Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, содержит статья 6.1 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», введенная Законом города Севастополя от 11 июня 2019 № 512-ЗС.

            В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

            Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях (пункт 2 статьи 302 Гражданского кодекса).

            Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении № 16-П от 22 июня 2017 года, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.

            Согласно Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, утвержденного Постановлением Правительства города Севастополя от 7 августа 2014 года №202, к таким документам отнесены изданные (выданные) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.

    Аналогичный перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникающих прав, содержит ст. 6.1 Закона Севастополя от 25 июля 2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».

    Судебным разбирательством в суде первой инстанции установлено, что на основании вступившего в законную силу решения Хозяйственного суда города Севастополя по делу от 24 июня 2008 года, постановления Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 4 августа 2008 года, решения Качинского поселкового Совета №747 от 19 августа 2008 года, 21 августа 2008 года между Качинским поселковым Советом Нахимовского района города Севастополя (арендодатель) и ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого в аренду на срок десять лет передан земельный участок, общей площадью <данные изъяты>, расположенный в             г. Севастополе, Нахимовский район, п. Кача, район ООО «Тригон» гарнизона п.Кача. Земельный участок передаётся в аренду для строительства и обслуживания туристическо-гостиничного комплекса с проведением берегоукрепительных работ, с отнесением к категории земель рекреационного назначения. Указанный договор зарегистрирован в Севастопольском филиале государственного предприятия Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам 09 октября 2008 года регистрационный .

    29 декабря 2008 года Качинским поселковым Советом и ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, в силу которого на основании решения Качинского поселкового Совета № 897 от 25 декабря 2008 года арендатор принимает в срочное платное пользование земельный участок для индивидуального дачного строительства и берегоукрепления.

    Согласно решению общего собрания членов ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», отраженному в протоколе от 10 марта 2009 сода, кооператив отказался от земельных участков, находящихся в аренде в пользу членов организации «Техно-7» для индивидуального дачного строительства и приватизации участков следующим членам, согласно выполненных технических отчётов.

    Решением Качинского поселкового Совета от 21 мая 2010 года утверждена техническая документация по землеустройству ОК ЖСК ИЗ «Техно-7» по адресу: п. Кача, ул. Авиаторов, по инвентаризации и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок для индивидуального дачного строительства в границах землепользования, представленная на рассмотрение Шабалиной Е.В.

    Пунктом 2 решения определено передать в частную собственность Шабалиной Е.В. земельный участок площадью 0,1000 га, находящийся в ее фактическом пользовании для индивидуального дачного строительства в границах землепользования ОК ЖСКИЗ «Техно-7» по адресу: <адрес>, с отнесением к категории земель рекреационного назначения.

    09.11.2010 года Шабалина Е.В. получила государственный акт серии на право собственности на земельный участок площадью 0,1000 га, расположенный в <адрес>; целевое назначение: для индивидуального дачного строительства; кадастровый .

    Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный объект недвижимости, с присвоением кадастрового номера: ; вид разрешенного использования: для индивидуального дачного строительства.

    19 августа 2015 года Шабалина Е.В. получила кадастровый паспорт на земельный участок.

    Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылался на расположение спорного земельного участка в составе земель военного городка № К-1, находящийся в пользовании Черноморского Флота Российской Федерации на основании межправительственных соглашений.

        В соответствии с Соглашением от 28 мая 1997 года между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, Черноморский флот Российской Федерации использует указанные в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения объекты Черноморского флота в городе Севастополе и другие пункты базирования и места дислокации корабельного состава, авиации, береговых войск, объекты оперативного, боевого, технического и тылового обеспечения на условиях и в течение срока действия Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 года.

        В соответствии со статьей 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, Украинская Сторона передает Российской Стороне в аренду земельные участки и размещенные на них объекты береговой инфраструктуры, а также акваторию бухт в городе Севастополе и Феодосийском порту, указанные соответственно в приложениях №2 и 3 и картах №1 и 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота. Российская Сторона использует арендуемые земельные участки, размещенные на них объекты береговой инфраструктуры и акватории бухт в соответствии с действующим законодательством Украины.

        В приложении № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указаны «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1, 2, К-4, количество зданий и сооружений 146, занимаемая площадь 1138,54 га.

        Распоряжением Правительства города Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП в соответствии с порядком безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 483, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства передано имущество, в том числе военный городок К-1.

        25 марта 2015 года между Правительством Севастополя                                       и Министерством обороны Российской Федерации в лице Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации подписан акт приема-передачи военного городка К-1 в виде единого имущественного комплекса.

        Согласно акту осмотра ФГКУ «Крымское ТУИО» № 11 от 17 апреля 2019 года земельных участков военного городка К-1, расположенных по адресу: <адрес>, установлено, что земельные участки ответчика налагаются на земельный участок военного городка К-1.

        Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок передан в собственность Шабалиной Е.В. на основании решения органа местного самоуправления, истцом не представлено доказательств вхождения данного земельного участка в состав земель военного городска К-1 на момент предоставления в собственность Шабалиной Е.В.

        С выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, с правильным применением норм материального права и в отсутствие нарушений норм процессуального права.

        Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения являются наличие у истца вещного права на спорное имущество, а также владение ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.

            Судебным разбирательством установлено, что спорный земельный участок на момент предоставления в собственность Шабалиной Е.В. входил в территорию поселка Кача, в пределах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно-7».

    Из материалов дела усматривается, что Главным управлением Госкомзема в г.Севастополе не согласован проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания туристическо-гостиничного комплекса с проведением берегоукрепительных работ в районе ООО «Тригон» гарнизона Кача ЖСКИЗ «Техно-7» ( от 12 марта 2008 года), исходящим № 3889/5/9-07 управлением отозвано заключением по материалам предварительного согласования места расположения и целевого назначения земельного участка согласно информации сектора обороны управления о расположении участка в границах земельного участка, предоставленного РФ для нужд ЧФ (военный городок К-1) по материалам инвентаризации 2003-2007 гг., что, в свою очередь, являлось препятствием для оформления договора аренды ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» с Качинским поселковым Советом.

    На стадии разработки землеустроительной документации гражданами- членами кооператива ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» - заключениями государственной экспертизы землеустроительной документации от 03 июня 2009 года представленная на государственную экспертизу техническая документация по землеустройству по составлению документов удостоверяющих права на земельные участки №7 и № 8 в п.Кача в границах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» площадью 0,1 га каждый, для индивидуального дачного строительства, в том числе, по приведённому выше основанию (расположение участка в границах земельного участка, предоставленного РФ для нужд ЧФ (военный городок К-1), оценена отрицательно и не согласована.

    Указанные действия Главного управления Госкомзема в г.Севастополе были обжалованы ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и соответствующими членами кооператива в судебном порядке. Обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении положительных заключений государственной экспертизы землеустроительной документации, были предметом проверки и оценки со стороны хозяйственных и административных судов Украины, по результатам которой в решении Хозяйственного суда города Севастополя от 24 июня 2008 года установлены обстоятельства отсутствия оснований для отказа в заключении договора аренды спорного земельного участка.

    Постановлением Окружного административного суда города Севастополя от 13 июля 2009 года по делу по иску ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и членов кооператива к Главному управлению Госкомзема в г.Севастополе, при участии третьего лица - Управления Черноморского флота Министерства обороны Российской Федерации, установлено, что согласно справке ГП «Центр государственного земельного кадастра в городе Севастополе» от 10 января 2006 года № 6509 по сведениям земельно-кадастрового учёта на земельный участок, которые отводится ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» в городе Севастополе (п.Кача) в районе ООО «Тригон» право землепользования (собственности, аренды) в соответствии с требованиями статей 125, 126 Земельного кодекса Украины не зарегистрировано, в акте выбора ОК «ЖСКИЗ «Техно-7»имеется отметка отдела государственного земельного кадастра Управления земельных ресурсов от 13 февраля 2007 года о том, что в отношении отводимого земельного участка права собственности, аренды не зарегистрировано, кроме этого в акте выбора ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» имеется отметка руководителя сектора земель обороны Управления земельных ресурсов в г.Севастополе от 08 февраля 2007 года о том, что на данной земельной участке - земель обороны не имеется и сведения о землепользователе ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» занесены, в материалах проекта отвода земельного участка ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» представлены документы по инвентаризации земельного участка, который отводится, а именно: земельно-кадастровый план земельного участка (в/ч 49311 ЧФ РФ), удостоверенный руководителем сектора земель обороны Управления земельных ресурсов, в которой ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» указан как сторонний, то есть смежный землепользователь, в проекте отвода ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» имеется Акт согласования установленных границ земельного участка, в котором ЧФ РФ определён смежным землепользователем, что подтверждается подписью командира в/ч 49311 ЧФ РФ.

    Таким образом, в/ч 49311 ЧФ РФ подтверждено, что МО РФ является смежным землепользователем. В материалах проекта отвода земельного участка имеется письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов № от 08 июня 2007 года за подписью руководителя, согласно которому управление уведомляет Качинский поселковый Совет о том, что по сведениям сектора    земель    обороны     СГУЗР     на основании материалов земельно-кадастровой инвентаризации, проведенной по существующим ограждениям военных объектов ЧФ РФ и согласованной с представителем воинского формирования ЧФ РФ от 25 декабря 2005 года по состоянию на 07 июня 2007 года земельный участок, проектируемый к отводу ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» не относится к категории земель обороны. В материалах проекта отвода земельного участка представлено письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 03 октября 2007 года за подписью первого заместителя начальника, в соответствии с котором управление уведомляет ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» о том, что согласно материалов инвентаризации земельных участков, находящихся в пользовании ЧФ РФ, земельный участок, предоставленный Качинским поселковым Советом ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» для строительства и обслуживания туристическо-отельного комплекса на территории военного городка К-1, указан в материалах инвентаризации как сторонний землепользователь, о чём сделана отметка в материалах инвентаризации. Помимо указанного в проекте отвода земельного участка имеется письмо Севастопольского городского главного управления земельных ресурсов от 01 декабря 2007 года за подписью первого заместителя начальника, адресованное Качинскому поселковому Совету, в силу которого управление сообщает, что в материалах инвентаризации земель, предоставленных в пользование ЧФ РФ, ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и ряд других предприятий указаны как сторонние землепользователи. Дав оценку приведенным выше обстоятельствам суд пришёл к выводу, что земельный участок площадью 2,0463 га в п.Кача в районе ООО «Тригон», который отводится ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» расположен на землях не переданных в собственность или аренду в установленном порядке.

    В связи с чем, вышеуказанным решением административного суда на Главное управление Госкомзема в г.Севастополе была возложена обязанность предоставить положительное заключение по проекту отвода земельного участка площадью 2,0436 га в п.Кача в районе ООО «Тригон» согласно проекту землеустройства, признаны недействительными заключения государственной экспертизы землеустроительной документации Главного управления Госкомзема в г.Севастополе Ласкутовой Н.М.                          от 03 июня 2009 года на земельный участок в пределах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно- 7», Васильевой Л.П. от 03 июня 2009 года на земельный участок в пределах землепользования ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» с возложением на компетентный орган обязанности предоставить положительные заключения.

    В определении Севастопольского апелляционного административного суда от 23 февраля 2010 года по делу которым оставлено без изменения постановление Окружного административного суда города Севастополя от 13 июля 2009 года, судебной коллегией отклонены доводы ответчика о том, что спорный земельный участок площадью 2,0436 га в п.Кача в районе ООО «Тригон», находящийся в пользовании ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», передан в аренду Черноморскому флоту Российской Федерации, поскольку относимые и допустимые доказательства указанного отсутствуют, ответчиком не представлены.

    Более того, договор аренды от 21 августа 2008 года и дополнительное соглашение к нему от 29 декабря 2008 года являются действительными и действующими, следовательно, отсутствуют основания для отказа в оформлении прав собственности физическим лицам- членам ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и предоставлении отрицательных заключений по аналогичным основаниям, так как их права производны от прав ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», право которого на аренду указанного земельного участка установлено и защищено Хозяйственным судом города Севастополя.

    Во исполнение вступивших в законную силу решений уполномоченным органом выданы положительные заключения государственной экспертизы землеустроительной документации, с учётом которых органом местного самоуправления были приняты решения как о заключении договора аренды земельного участка с ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», так и об утверждении землеустроительной документации, разработанной гражданами - членами ОК «ЖСКИЗ «Техно-7» и передаче спорных земельных участков в их собственность.

            В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при проверке законности решения Качинского поселкового Совета №542 от 14 сентября 2007 года подлежат применению нормы законодательства Украины.

            Частями 1-3 статьи 116 и частью 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины установлено, что граждане приобретают право собственности                     и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом. Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан осуществляется в случае получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных настоящим Кодексом.

            Согласно частям 6, 7 статьи 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство    в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

            Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

            Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов – соответствующие органы исполнительной власти.

            Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности незаконного владения ответчиком спорным земельным участком, поскольку право собственности Шабалиной Е.В. на спорный земельный участок, находящийся в границах п. Кача, возникло на основании решения уполномоченного органа - Качинского поселкового Совета от 21 мая 2010 года, №1920, зарегистрировано в установленном законом порядке, с соблюдением порядка, предусмотренного нормами законодательства, действующими в данный период.

            Государственная регистрация права собственности на земельный участок за Шабалиной Е.В. свидетельствует о том, что законность документа, явившегося основанием для совершения таких действий, сомнений у регистрирующего органа не вызывала.

            Принимая во внимание, что документы, послужившие основанием для передачи спорного земельного участка в собственность Шабалиной Е.В., подтверждают расположение земельного участка в п. Кача, в пределах ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», предполагают его использование для индивидуального дачного строительства, не содержат сведений об отнесении участка к землям специального назначения, а также то, что земельный участок в 2015 году был поставлен на кадастровый учет без указаний каких-либо обременений и при отсутствии правопритязаний третьих лиц, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в момент приобретения права собственности на спорный земельный участок ответчик не мог предполагать, что спорный земельный участок может относиться к землям военного городка К-1, в связи с чем оснований расценивать поведение ответчика как недобросовестное не имеется.

        Довод апелляционной жалобы о том, что Качинский поселковый Совет не был наделен полномочиями по распоряжению землями обороны, относящимися к государственной собственности, не может быть принят во внимание.

        Согласно статье 77 Земельного кодекса Украины в редакции, действующей на момент издания распоряжения Качинского поселкового Совета 14 сентября 2007 года №542, земли обороны, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, могли находится как в государственной, так и в коммунальной собственности. Порядок использования земель обороны определяется законом.

        В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», войсковым частям для выполнения возложенных на них функций земельные участки передаются в постоянное пользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины. Особенности предоставления земельных участков войсковым частям определяются Кабинетом Министров Украины.

        Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Закона Украины «Об использовании земель обороны», размеры земельных участков, необходимых для размещения войсковых частей и проведения ими постоянной деятельности, определяются в соответствии с потребностями на основании утвержденной в установленном порядке проектно-технической документации.

        Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года № 555-р «Об управлении государственным имуществом, которое использовал Черноморский флот прежнего СССР» принято решение об образовании комиссии для проведения инвентаризации государственного имущества, указанного в приложениях 2 и 3 к Соглашению, а также государственного имущества, которое не включено в настоящие приложения, но фактически используется Черноморским флотом Российской Федерации.

        03 марта 2006 года постановлением Кабинета Министров Украины №246 утвержден Порядок проведения инвентаризации недвижимого имущества (далее Порядок), которое используется Черноморским флотом на территории Украины.

        Порядок определял процедуру и особенности проведения инвентаризации земельных участков, целостных имущественных комплексов воинских частей, военных городков, предприятий, учреждений и организаций, отдельных зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, нововыстроенных и реконструированных объектов, другого индивидуально определенного имущества, которое находится в фактическом пользовании Черноморского флота РФ, согласно приложению 2 и 3 к Соглашению между Украиной и Российской Федерации о параметрах раздела Черноморского флота, а также объектов, которые не включены в указанные приложения, но фактически используются Черноморским флотом.

        Судебным разбирательством установлено, что инвентаризация земель, находящихся в пользовании Черноморского флота Российской федерации, указанных в Приложении №2 к Соглашению, предусмотренная Распоряжением Кабинета Министров Украины от 21 декабря 2005 года №555-р, не была завершена.

        Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств вхождения земельного участка ответчика в земельный участок военного городка К-1 судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

        Согласно материалам технического дела, в 1994 году произведена инвентаризация земель войсковой части 49311 Черноморского Флота, по результатам которой оформлено техническое дело №129.

         Согласно заключению Севастопольского городского управления земельных ресурсов по землепользованию войсковой части 49311 Черноморского Флота, за войсковой частью 49311 закреплено десять земельных участков (№№1-10). Земельный участок № 1 площадью 1133,06 га расположен рядом с поселком Кача, на его территории размещены жилые, административно-хозяйственные здания, сооружения основного аэродрома. На указанные земельные участки (№№1-10) оформлено право временного землепользования сроком на три года.

        Техническое дело №129 содержит координаты границ указанных земельных участков (№1-10), без отнесения земельных участков                              к имущественному комплексу военных городков, в частности военного городка №К-1. Информация о вхождении земельных участков №1-10, указанных в Техническом деле №129, в состав военного городка №К-1 отсутствует.

        Учитывая изложенное, основания полагать, что земельные участки, указанные в техническом деле № 129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 ЧФ, в указанных в техническом деле границах, вошли в перечень объектов Черноморского флота как «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями (военные городки К-1,2, К-4)» согласно Приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского Флота, отсутствуют.

        Довод апелляционной жалобы о том, что границы и площадь земельного участка военного городка К-1 установлены при проведении инвентаризации военного имущества и земель 1994 года, в техническом деле № 129 имеется каталог углов границ земельного участка с указанием его координат, не может быть принят во внимание.

        Кроме того, документы, на которые ссылается истец в обоснование обстоятельств наложения земельного участка ответчика на земельный участок военного городка К-1, содержат различную информацию о составе и площади военного городка К-1.

        Так, согласно приложению № 2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, в пункте 1 раздела 21 «Объекты авиации» указан «аэродром постоянного базирования Кача с дислоцирующимися частями, 859 учебным центром, 528 летающей лабораторией, 120 отрядом подготовки и пуска самолетов-мишеней», номера военных городков К-1,2, К-4, количество зданий и сооружений 146, - площадь 1138,54 га.

        Поскольку в приложении №2 к Соглашению не указаны площади каждого военного городка, указана только общая сумма площадей земельных участков под объектами, учитывая то, что в состав земельного участка общей площадью 1138,54 га вошли земельные участки нескольких военных городков (К-1,2, К-4), указанные документы не позволяют соотнести площадь передаваемого земельного участка (1138,54 га) исключительно с площадью земельного участка военного городка К-1.

        Согласно Перечню недвижимого имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации (приложение №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП), в состав военного городка №К-1 вошли земельные участки, расположенные: мыс Маргуполо (площадью 0,01 га), поселок Кача (площадью 0,13 га), пос. Кача, ул. Первомайская (0,5588 га), пос. Кача, Качинское шоссе (площадью 0,5531 и 0,5243 га), пос. Кача, ул. Авиаторов 13,16 (площадью 1137,87 га). Количество зданий и сооружений военного городка К-1 указано 229.

        Таким образом, перечень имущества военного городка К-1 согласно приложению №2 к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота не соответствует перечню недвижимого имущества военного городка №К-1, указанному в приложении №1 к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года №195-РП.

        Кроме того, согласно обоснованию занимаемой территории от 20 июля 1994 года в материалах технического дела №129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 Черноморского Флота земельный участок №1 находится в поселке Кача, используется под военный аэродром, представляющий собой комплекс сооружений, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание воздушных судов, базирование авиационной техники, специальных частей. К аэродрому примыкает жилой городок. На участке №1 есть возможность передать в народное хозяйство под садово-огороднические товарищества земельный участок площадью около 21 га в районе очистных сооружений и участок площадью 50 га вдоль дороги Севастополь-Евпатория.

        В 1998 году войсковой частью 39052 Черноморского флота РФ по поручению городского управления земельных ресурсов были проведены топогеодезические работы в натуре (на местности) по уточнению границ                   и площади земельного участка под объектом войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код земельного участка 129/1 в «Контрольной ведомости по земельным участкам, находящимся в пользовании Черноморского флота в административных границах города Севастополя, для начисления земельного налога»). В результате проведенных работ установлена общая площадь земельного участка под объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ – гарнизон «Кача» (код участка 129/1) составляет 1133,0594 га, площадь земельного участка под жилым фондом (жилой городок, без казарм и хозяйственно-парковой зоны) 24,6273 га. Учитывая изложенное, в «Контрольную ведомость по земельным участкам» внесены изменения, участок 129/1 разбит на два участка: 1) земельный участок под служебными объектами войсковой части 49311 ЧФ РФ (код участка 129/1) площадью 1108,4321 га, 2) земельный участок под жилым фондом (код участка 129/1а).

        В связи с установленными по делу обстоятельствами, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы истца Министерства обороны о том, что земельный участок ответчика на момент предоставления в собственность входил в состав земельного участка военного городка №К-1, используемого ЧФ РФ как аэродром постоянного базирования Кача.

        Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы истца о необоснованном, по его мнению, отказе судом первой инстанции в назначении судебной экспертизы для выяснения обстоятельств относительно наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного истца, по следующим основаниям.

    При рассмотрении настоящего спора об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих выяснению, является то, имеется ли наложение границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истца.

    С учётом положений части 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми закреплена необходимость назначения по делу экспертизы при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях, суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении по делу землеустроительной экспертизы.

        Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №75-р от 1995 года «Об изменении категории земель при перераспределении земельных участок между войсковой частью 49311, совхозом им. П.Осипенко и расширении границ поселка Кача, прекращено право постоянного пользования войсковой части 49311 на земельный участок площадью 45 га. В связи с отсутствием информации о проведении работ по корректировке плановых материалов землепользования совхоза им.П.Осипенко, разработке технической документации по уточнению границ поселка Кача, определить границу земельного участка, находящегося в пользовании войсковой части 49311 ЧФ РФ на момент передачи в собственность ответчика спорного земельного участка, не представляется возможным.

        Решением Севастопольского городского Совета №932 от 05 мая                 2011 года утвержден проект землеустройства относительно изменения границ административно-территориального образования поселка Кача Качинского поселкового Совета Нахимовского района города Севастополя, границы административно-территориального образования поселка Кача увеличились, включали в себя территорию «ЖСКИЗ «Техно-7».

        Более того, обстоятельства отсутствия владения земельным участком ЧФ РФ установлены вступившими в законную силу решениями по делам по иску ОК «ЖСКИЗ «Техно-7», Шабалиной Е.А. с участием третьего лица Управления Черноморского флота РФ.

        Ходатайство истца о назначении судебной экспертизы, заявленное как в районном суде, так и в суде апелляционной инстанции не подлежало удовлетворению, поскольку сторонами не представлено технической документации на земельные участки как военного городка с учетом площади земель, переданных от ВЧ 49311 поселку Кача площадью 45 га, отсутствует информация о выделении земельного участка военного городка К-1 в натуре на местности и установлении его границ, принимая во внимание изменение границ поселка Кача после составления Технического дела №129 по инвентаризации земель войсковой части 49311 (1994 года), учитывая изменение площади земельного участка войсковой части 49311 на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации № 75-р от 1995 года. Разрешать вопрос о наложении границ земельных участков сторон путем проведения судебной экспертизы по площади земельного участка, находящегося ранее в пользовании ВЧ 49311 по материалам инвентаризации 1994 года, оснований не имеется, с учетом ранее установленных обстоятельств о прекращении права пользования ВЧ 49311 земельным участком площадью 45 га, отсутствием технической землеустроительной документации земельного участка с учетом изъятой площади 45 га в 1995 году. Истцом не представлено доказательств в подтверждение вышеуказанных обстоятельств относительно площади земельного участка военного городка К-1 после прекращения ВЧ 49311 права пользования земельным участком 45 га.

        Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы районного суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

        Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

        ОПРЕДЕЛИЛА:

        Апелляционную жалобу истца Министерства Обороны Российской Федерации на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года оставить без удовлетворения.

        Решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 26 ноября 2019 года оставить без изменения.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

        Председательствующий, судья:                                         Ж.В.Григорова

        Судьи:                                                                                            Е.В.Козуб

                                                                                           А.С.Сулейманова

33-1018/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Шабалина Елена Владимировна
Другие
Зотов Виталий Викторович
Бессонова Лада Станиславовна
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Правительство города Севастополя
Вишняков Сергей Викторович
Департамент имущественных и земельных отношений города Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Федеральное государственное казенное учреждение Крымское территориальное управление имущественных отношениц Минобороны России
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Козуб Елена Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
26.02.2020Передача дела судье
13.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Производство по делу возобновлено
08.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2020Передано в экспедицию
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее