Решение по делу № 33-5245/2021 от 13.07.2021

Судья – Куликова А.Б.                                          Стр.146 г г/п 0 руб.

Докладчик – Романова Н.В.        №33-5245/2021            24 августа 2021 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Рассошенко Н.П.,

    судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,

    при секретаре судебного заседания Быковой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело () по иску прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности ликвидировать свалку, рекультивировать земельный участок по апелляционному представлению и.о. прокурора Холмогорского района на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 4 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

прокурор Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточнения исковых требований о признании незаконным постановлений администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151 и от 10 января 2020 г., о понуждении администрации МО «Холмогорский муниципальный район» и Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ликвидировать свалку бытовых отходов кадастровый , расположенную на земельном участке с кадастровым , а также о понуждении администрации МО «Холмогорский муниципальный район» рекультивировать земельный участок с кадастровым .

В обоснование иска указано, что данными постановлениями введена в эксплуатацию площадка накопления твердых коммунальных отходов, не отвечающая требованиям закона.

В судебном заседании помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуянова М.А. настаивала на удовлетворении уточненного иска.

Представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Сидорова О.В. в суде с иском не согласилась, полагая требования необоснованными.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в суд не явился.

Представитель третьего лица Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шульгина А.В., участвовавшая в судебном заседании на основании доверенности, в суде полагала иск подлежащим удовлетворению, указав, что ликвидировать свалку можно только путём рекультивации, пояснила, что на территории свалки, образованной примерно в 70-х годах, незаконно складируются твердые коммунальные отходы. Незаконность заключается в том, что данное место не оборудовано ни специальными контейнерами, ни твердой площадкой для временного складирования твёрдых коммунальных отходов.

Представители третьих лиц ООО «ЖК «Холмогоры» и ООО «ЭкоИнтергатор» в суд не явились, последнее полагало иск не подлежащим удовлетворению.

Решением суда признано незаконным постановление администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское». В остальной части исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.

И.о. прокурора Холмогорского района с решением суда не согласился, в апелляционном представлении просит решение изменить, удовлетворить исковые требования прокурора района к администрации МО «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов кадастровый , расположенную на земельном участке с кадастровым , а также о понуждении администрации МО «Холмогорский муниципальный район» рекультивировать земельный участок с кадастровым . В обоснование доводов апелляционного представления ссылается на то, что свалка бытовых отходов с кадастровым не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, соответственно является несанкционированным местом размещения отходов. В соответствии с п. 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №164» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. Учитывая, что место накопления отходов (свалка) кадастровый не является площадкой временного накопления отходов ввиду несоответствия предъявляемым требованиям закона и не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, настаивает на том, что санкционированным местом размещения отходов данная свалка не является, отходы складированы на данной территории незаконно, в связи с чем она подлежит ликвидации (рекультивации).

Заслушав прокурора, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды») управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об охране окружающей среды», органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Часть. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления»), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Соблюдением природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с п.п. 6,7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно п. 2.1 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 г. запрет, установленный п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в п. 8 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ст. 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым , присвоенным 8 декабря 1994 г., расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь <данные изъяты> м2, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования: для размещения свалки бытовых отходов, является собственностью МО «Холмогорский муниципальный район».

В пределах указанного земельного участка находится объект капитального строительства с кадастровым , имеет наименование «свалка бытовых отходов», который является собственностью МО «Холмогорский муниципальный район».

Прокуратурой Холмогорского района Архангельской области проведена проверка по факту несанкционированного размещения отходов в МО «Емецкое» на земельном участке с кадастровым .

В ходе осмотра 26 ноября 2020 г. данного земельного участка установлено, что на нем осуществляется размещение твердых коммунальных отходов.

Согласно сведениям Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, данный объект введен в эксплуатацию в 2003 г., имеет Проект свалки бытовых отходов 1993 г. и гидрогеологическое заключение к нему о возможности расположения объекта размещения отходов на данной территории.

В соответствии с проектной документацией заполнение свалки отходами должно вестись равномерно по территории выработанного песчаного карьера. На свалке принята высотная схема складирования отходов. Предусмотрено «картовое» складирование отходов.

На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru данный объект не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).

Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 10 января 2020 г. № 2 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое» определено место вывоза твердых коммунальных отходов площадка, площадью <данные изъяты> расположенная на земельном участке с кадастровым , со сроком складирования 6 месяцев, то есть по июль          2020 г.

Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151 создана площадка накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в населенных пунктах муниципальных образований «Двинское», «Емецкое» и «Хаврогорское», определено место вывоза твердых коммунальных отходов площадка, площадью <данные изъяты>, расположенная на земельном участке с кадастровым . Для содержания данной площадки администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» заключен муниципальный контракт от 24 июля 2020 г.

С учетом изменений, внесённых постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 15 апреля 2021 г. № 56, а также пояснений представителя ответчика, данных в ходе рассмотрения дела в суде, срок складирования твердых коммунальных отходов определен до 4 мая 2021 г. включительно.

В реестре имущества, принадлежащего МО «Холмогорский муниципальный район» объект – «площадка временного накопления твердых коммунальных отходов» не числится.

Разрешая заявленные требования и признавая незаконным постановление администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151, суд первой инстанции пришел к выводу, что при создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов площадью <данные изъяты> м2 на земельном участке с кадастровым не выполнены санитарно-гигиенические требования. При этом в признании незаконных постановления от 10 января 2020 г. №2 отказал, поскольку данное постановление утратило силу.

Также суд не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчиков обязанности ликвидировать свалку кадастровый , поскольку она не является стихийной и обязанности рекультивировать земельный участок с кадастровым в связи с недоказанностью факта загрязнения территории в той степени, которая делает ее непригодной для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Требования, которым должны соответствовать объекты размещения отходов содержатся в ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», и вытекающих из них подзаконных актов.

Объекты размещения отходов должны соответствовать следующим требованиями: объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона об отходах).

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено (п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Судом установлено, что находящиеся на площадке бытовые отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, твердое покрытие на площадке отсутствует, складирование твёрдых бытовых отходов происходит непосредственно на почвенный покров, обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями отсутствует.

При этом, исходя из положений ст. 42 Конституции РФ, ст. 8, 11, ч.2 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. ст. 11-13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, ч.1 ст. 34, ч.1 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объекта размещения отходов не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, представляет экологическую опасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ст. 56 главы 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с чем требование о признании незаконным постановления администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151 о создании площадки накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в населенных пунктах муниципальных образований «Двинское», «Емецкое» и «Хаврогорское», с определением места вывоза твердых коммунальных отходов площадки, площадью <данные изъяты>, расположенной на земельном участке с кадастровым , было обосновано удовлетворено.

В то же время, судебная коллегия полагает правильным вывод суда об отказе в требованиях прокурора о ликвидации свалки как объекта недвижимости с кадастровым , поскольку право собственности ответчика на указанный объект недвижимости не оспорено, при этом право граждан на благоприятную окружающую среду подлежит защите путем пресечения дальнейшей эксплуатации свалки для временного размещения ТКО, а также последующей рекультивации земельного участка, на котором размещена свалка.

При этом судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об отсутствии оснований для возложения обязанностей по рекультивации на собственника земельного участка.

В силу ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно п. 3 которых проведение рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно ч.4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что размещение отходов осуществлялось на санкционированной свалке на земельном участке, при этом в настоящее время объект размещения отходов не внесен в ГОРО, не включен в перечень объектов размещения отходов на территории Архангельской области, не может использоваться для размещения отходов, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов обязан собственник, то есть МО «Холмогорский муниципальный район».

В связи с тем, что ответчиком не представлена соответствующая проектная документация по рекультивации, судебная коллегия полагает с учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ самостоятельно установить срок проведения ответчиком мероприятий по рекультивации земельного участка с учетом мнения прокурора в суде апелляционной инстанции – до 31 декабря 2023 г.

Оснований для возложения обязанности по рекультивации земельного участка на второго ответчика, не являющегося лицом, которое в силу ч.4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязано проводить работы по восстановлению нарушенных земель, судебная коллегия не усматривает.

В связи с вышеизложенным, решение суда подлежит отмене в части, с постановлением решения о частичном удовлетворении требования прокурора к администрации МО «Холмогорский муниципальный район» о Признании незаконным постановление от 14 июля 2020 г. № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское», обязании осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м в срок до 31 декабря 2023 г.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 4 мая 2021 г. отменить в части, принять по делу новое решение, которым

Исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным постановления от 14 июля 2020 г. удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от 14 июля 2020 г. № 151 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Емецкое», МО «Двинское», МО «Хаврогорское».

Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» осуществить рекультивацию земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>, в срок до 31 декабря 2023 г.

В остальной части исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании незаконными постановлений, возложении обязанности ликвидировать свалку, рекультивировать земельный участок – оставить без удовлетворения.

Председательствующий                                     Н.П. Рассошенко

Судьи                                     Н.В. Романова

                                           Т.Н. Рудь

33-5245/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Прокурор Холмогорского района
Ответчики
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Администрация МО Холмогорский муниципальный район
Другие
ООО ЭкоИнтегратор
Шульгина Азалия Васильевна
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Сидорова Ольга Васильевна
Общество с ограниченной ответственностью «ЖК «Холмогоры»
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Романова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
13.07.2021Передача дела судье
24.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Передано в экспедицию
24.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее