Решение по делу № 33-10153/2020 от 07.10.2020

Судья – Чикулаева И.Б.

Дело № 33 – 10153/2020

№ 2-3990/2019

УИД 59RS0004-01-2020-005069-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Пьянкова Д.А.

и судей Петуховой Е.В., Новоселовой Д.В.

при секретаре Климовских Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 09 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 августа 2020 года, которым постановлено:

возложить на администрацию города Перми обязанность предоставить во внеочередном порядке Чуриной Ирине Алексеевне на основании договора социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным, техническим требованиям по городу Перми, жилое помещение в черте города Перми общей площадью не менее 20,8 кв.м.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., Чуриной И.А., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Перми, действующий в интересах Чуриной И.А., обратился в суд с иском к ответчику – администрации г. Перми о возложении обязанности по предоставлению Чуриной И.А. на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах г. Перми, общей площадью не менее 20,8 кв.м., из них 13,5 кв.м. - жилой.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что прокуратурой г. Перми проведена проверка по обращению Чуриной И.А. о защите жилищных прав.

Чурина И.А. по договору социального найма жилого помещения № ** от 19.08.2011 проживает в жилом помещении (комната) № ** дома № ** по ул. **** г. Перми общей площадью 20,8 кв.м., в том числе 13,5 кв.м. жилой площадью.

Решением Департамента социальной политики администрации г. Перми от 30.07.2019 Чурина И.А. признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, включена во внеочередной список граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Заключением межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми № 357 от 28.01.2016 многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16.03.2016 срок отселения определен до 31.12.2023.

В соответствии с заключением врачебной комиссии по экспертизе временной нетрудоспособности № ** ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России МСЧ № ** Поликлиника № ** Чурина И.А. нуждается в исключении контакта с триггерами бронхиальной астмы, а именно пыльцой, домашней пылью, спорами плесени, воздействием печного и табачного дыма, повышенной влажности и переохлаждений.

При этом в соответствии с заключением по результатам обследования технического состояния жилого дома № ** по ул. **** г. Перми, техническое состояние дома не позволяет обеспечить Чуриной И.А. безопасное для здоровья проживание до момента расселения.

Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, у Чуриной И.А. не имеется.

Бездействие администрации г. Перми при решении вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма приводит к нарушению гарантированного Конституцией Российской Федерации права на жилище в муниципальном фонде.

В судебном заседании истец, представитель истца поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Ответчик представителя в суд не направил, представлен отзыв, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя администрации г. Перми, исковые требования не признает.

Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, о чем имеются расписки, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений и ходатайств не направили.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация г. Перми.

Заявитель в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. ****, включен в действующую муниципальную адресную программу по расселению граждан из авариного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением администрации г. Перми от 32.05.2019 № 238. Срок расселения дома 01.09.2025. Данный срок является предельным, в течение которого у администрации г. Перми имеется право осуществлять действия, связанные с приобретением жилых помещений, предназначенных для расселения авариного жилья. В настоящее время финансирование на расселение указанного дома не производилось.

От прокуратуры г. Перми в суд апелляционной инстанции поступили возражения на апелляционную жалобу администрации г. Перми, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с Чуриной И.А. заключен договор социального найма № ** от 19.08.2011, предоставлено в бессрочное владение и пользование, находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, представляющее собой комнату общей площадью 20,8 кв.м., в том числе жилой площадью 13,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 10-11).

Чурина И.А. зарегистрирована по адресу: г. Пермь, ул. ****. Совместно с ней зарегистрированных по месту жительства (пребывания) нет (л.д. 12, 24).

Иных жилых помещений, принадлежащих Чуриной И.А. на праве собственности, не имеется, что подтверждается сведениями из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 15), ГБУ ПК «ЦТИ» (л.д. 20).

Решением департамента социальной политики администрации г. Перми от 30.07.2019 Чурина И.А. признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 16). Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 24.09.2019 принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 17). Очередность по общегородскому списку № **, внеочередному - № ** (л.д. 18).

Заключением врачебной комиссии по экспертизе временной нетрудоспособности № ** ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России МСЧ № ** Поликлиника № ** Чурина И.А. нуждается в исключении контакта с триггерами бронхиальной астмы, а именно пыльцой, домашней пылью, спорами плесени, воздействием печного и табачного дыма, повышенной влажности и переохлаждений (л.д. 19).

Заключением межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми № 357 от 28.01.2016 многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21).

Распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми от 16.03.2016 многоквартирный дом № ** по ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам жилых помещений предписано освободить занимаемые жилые помещения, снести дом в течение шести месяцев с даты получения уведомления. Отделу расселения жилищного фонда предписано принять меры по отселению до 31.12.2023 (л.д. 22, 23).

Согласно заключению по результатам обследования технического состояния жилого дома № ** по ул. **** г. Перми № ТО-435-УЖО-БМК-2015-46-13 при проведении обследования строительных конструкций здания выявлены дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом (приложение В). Перечисленные повреждения конструкций должны быть устранены в процессе дальнейшей эксплуатации здания в соответствии с указаниями, предоставленными в разделе 9 настоящего заключения. На основании анализа полученных в результате обследования данных установлено следующее: с учетом недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (приложение В), результатов исследования свойств конструкций (приложение Г) и теплотехнического расчета конструкций (приложение Д) общее техническое состояние строительных конструкций жилого дома рекомендуется признать как недопустимое и признать жилой дом подлежащим сносу. Затраты на капитальный ремонт экономически не целесообразны. Влажность древесины строительных конструкций здания не соответствует требованиям, предъявляемым к конструкциям данного типа. В процессе проведения теплотехнических расчетов стенового ограждения и чердачного перекрытия установлено, что сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции недостаточно. В заключении по результатам обследования жилого дома указано: несущие и ограждающие конструкции здания не соответствуют требованиям нормативно – технической документации в строительстве. Состояние отдельных конструкций оценено следующим образом: фундаменты, стеновое ограждение – находятся в аварийном состоянии, перекрытие, конструкции кровли здания, отмостка здания, проемы здания – в ограниченно работоспособном состоянии, внутренние перегородки, конструкции полов – в работоспособном состоянии. Также указано, что для проведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние необходимо выполнение указания и рекомендации раздела 9 настоящего заключения. До приведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние не допускать механических воздействий на конструкции стенового ограждения и внутренних перегородок. После приведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние, выполнения рекомендаций раздела 9 настоящего заключения дальнейшая эксплуатация здания допускается с соблюдением требований нормативно – технической документации. В разделе 9 настоящего заключения даны указания и рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации (л.д. 25-42).

Чурина И.А. 29.10.2019 обращалась с заявлением к начальнику управления жилищных отношений администрации г. Перми с требованием предоставить жилое помещение взамен аварийного (л.д. 7) на которое получила ответ от 22.11.2019, в котором указано, что переселение будет произведено после 2021 года, в связи с чем администрация г. Перми готова предоставить жилые помещения для временного проживания на период до расселения аварийного дома (л.д. 8-9).

Жилой дом № ** по ул. **** г. Перми включен в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и аварийных многоквартирных домов, вошел в муниципальную адресную программу по переселению граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением администрации г. Перми от 31.05.2019 № 238 (в редакции от 04.03.2020 № 203) с изменениями, утвержденными постановлением администрации г. Перми от 30.04.2020 № 403.

На основании ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Часть 2 статьи 49 ЖК РФ определяет, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно положениям ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Установив, что занимаемое истцом жилое помещение непригодно для проживания, а многоквартирный дом является аварийным и подлежащим сносу, ответчик мер к расселению данного дома не предпринимает, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, истцу не предоставил, истец иного жилого помещения для проживания не имеет, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Чуриной И.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим требованиям, находящегося в черте населенного пункта г. Перми.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы заявителя о том, что срок расселения многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. ****, не истек, данный срок является предельным, в течение которого у администрации г. Перми имеется право осуществлять действия, связанные с приобретением жилых помещений, предназначенных для расселения аварийного жилья, об отсутствии финансирования на расселение указанного дома основанием к отмене решения суда не являются.

Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома, в случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживают граждане, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года). Так из названного обзора следует, что, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, органом местного самоуправления установлены сроки сноса многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. ****, и переселения граждан, занимающих жилые помещения в указанном доме по договорам социального найма, - до 31.12.2023, которые на момент рассмотрения настоящего иска не истекли. Однако, согласно выводам заключения по результатам обследования технического состояния жилого дома № ** по ул. **** г. Перми № ТО-435-УЖО-БМК-2015-46-13 при проведении обследования строительных конструкций здания выявлены дефекты и повреждения, оказывающие существенное влияние на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом (приложение В). На основании анализа полученных в результате обследования данных установлено следующее: с учетом недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций (приложение В), результатов исследования свойств конструкций (приложение Г) и теплотехнического расчета конструкций (приложение Д) общее техническое состояние строительных конструкций жилого дома рекомендуется признать как недопустимое и признать жилой дом, подлежащим сносу. Затраты на капитальный ремонт экономически не целесообразны. Влажность древесины строительных конструкций здания не соответствует требованиям, предъявляемым к конструкциям данного типа. В процессе проведения теплотехнических расчетов стенового ограждения и чердачного перекрытия установлено, что сопротивление теплопередаче ограждающей конструкции недостаточно. Несущие и ограждающие конструкции здания не соответствуют требованиям нормативно – технической документации в строительстве. Состояние отдельных конструкций оценено следующим образом: фундаменты, стеновое ограждение – находятся в аварийном состоянии, перекрытие, конструкции кровли здания, отмостка здания, проемы здания – в ограниченно работоспособном состоянии, внутренние перегородки, конструкции полов – в работоспособном состоянии. До приведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние не допускать механических воздействий на конструкции стенового ограждения и внутренних перегородок. После приведения строительных конструкций жилого дома в работоспособное состояние, выполнения рекомендаций раздела 9 настоящего заключения дальнейшая эксплуатация здания допускается с соблюдением требований нормативно – технической документации (л.д. 25-42).

Таким образом, учитывая, что признание дома аварийным и подлежащим сносу представляет опасность для жизни и здоровья истца в случае продолжения проживания в нем (с учетом заключения врачебной комиссии по экспертизе временной нетрудоспособности № ** ФГБУЗ ПКЦ ФМБА России МСЧ № ** Поликлиника № **, согласно которому Чурина И.А. нуждается в исключении контакта с триггерами бронхиальной астмы), в данном случае требуется незамедлительное решение вопроса об ее переселении в другое благоустроенное жилое помещение.

При этом согласно нормам Жилищного Кодекса РФ внеочередное предоставление жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания не ставится в зависимость от финансового обеспечения обязанной стороны.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 10 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10153/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чурина Ирина Алексеевна
Прокуратура г. Перми
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
МКУ Управление муниципальным жилищным фондом г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Петухова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
07.10.2020Передача дела судье
09.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Передано в экспедицию
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее