РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2019 года г.Раменское М.о.
Раменский городской суд Московской области
в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.,
при секретаре Кутейниковой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1108/19 по иску Генераловой Е. Б., Лопуховой Е. А., Мозжеровой М. А. к председателю Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области ФИО2, Совету депутатов Раменского муниципального района Московской области об обязании внести уточнения в протокол публичных слушаний, назначить дату проведения второго этапа публичных слушаний, -
установил:
Генералова Е.Б., Лопухова Е.А., Мозжерова М.А. обратились в суд с иском к ответчикам, которым просят обязать председателя Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области, Совет депутатов Раменского муниципального района Московской области внести уточнения в протокол публичных слушаний, в результаты публичных слушаний, в информационное сообщение о результатах публичных слушаний, проведенных на территории Раменского муниципального района по вопросу об объединении территорий городских поселений Быково, Ильинский, Кратово, Раменское, Родники, Удельная, сельских поселений Кузнецовское, Никоновское, Новохаритоновское, Островецкое, Рыболовское, Сафоновское, Софьинское, Ульянинское Чулковское Раменского муниципального района от 26 декабря 2018г. в части, указав о проведении первого этапа публичных слушаний, обязать назначить дату проведения второго этапа публичных слушаний (л.д.4-7). В обоснование заявленных требований истцы указали, что 12 ноября 2018г. Глава Раменского муниципального района Московской области выдвинул инициативу об объединении территорий городских поселений Быково, Ильинский, Кратово, Раменское, Родники, Удельная, сельских поселений Кузнецовское, Никоновское, Новохаритоновское, Островецкое, Рыболовское, Сафоновское, Софьинское, Ульянинское Чулковское Раменского муниципального района, разослал эту инициативу в Советы депутатов вышеуказанных городских и сельских поселений Раменского муниципального района с просьбой поддержать его инициативу, назначить проведение публичных слушаний по данному вопросу, с учетом мнения населения принять решение Совета депутатов по указанной инициативе. 14 ноября 2018г. решение №13/1-СД Совет депутатов Раменского муниципального района инициативу поддержал. 22 ноября 2018г. решением №13/1 Совет депутатов городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области решил инициативу поддержать, назначить и провести на территории городского поселения Кратово 26 декабря 2018г. с 16 час. публичные слушания по вопросу объединения территорий указанных городских и сельских поселений Раменского муниципального района. 26 декабря 2018г. с 16 час. до 20 час. в администрации городского поселения Кратово проходили публичные слушания по инициативе Главы Раменского муниципального района об объединении территорий. 29 декабря 2018г. в газете «Родник» №157 за 28.12.2018г. обнаружено информационное сообщение о том, что публичные слушания на территории Раменского муниципального района по вопросу объединения территорий прошли в г.Раменское 26 декабря 2018г. с 16 час. до 17 час. в МУК КДЦ «Сатурн». Считая, что назначение публичных слушаний Советом депутатов Раменского муниципального района на территории Рамеснкого муниципального района на дату и время, совпадающие с датой и временем проведения публичных слушаний в городском поселении Кратово Раменского муниципального района, нарушило права и законные интересы истцом и неограниченного круга лиц – жителей городского поселения Кратово на участием в публичных слушаниях на территории Раменского муниципального района по вопросу объединения территорий, истцы обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истцы Лопухова Е.А., Генералова Е.Б. поддержали заявленные требования, просили иск удовлетворить.
Истец Мозжерова М.А., будучи уведомлена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, не явилась, ходатайств об отложении дела слушанием не поступило.
Представитель ответчика Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области по доверенности Гуляева И.Н. возражала по иску, указывая, что действующим законодательством не запрещено проведение одновременно публичных слушаний; спорный протокол не является нормативно-правовым актом, в него нельзя вносить изменения.
Ответчик председатель Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области ФИО2, будучи извещен надлежащим образом в судебное заседание не явился, мнения в письменном виде не представил.
Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).
Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).
К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением, целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения граждан либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, для чего каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит исключительно компетентным органам и должностным лицам, предоставлено возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации, от 15 июля 2010 года N 931-О-О).
Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.
Из материалов дела усматривается, что 12 ноября 2018г. глава Раменского муниципального района Московской области выдвинул инициативу объединения территорий городских поселений Быково, Ильинский, Кратово, Раменское, Родники, Удельная, сельских поселений Кузнецовское, Никоновское, Новохаритоновское, Островецкое, Рыболовское, Сафоновское, Софьинское, Ульянинское Чулковское Раменского муниципального района Московской области (л.д.9-10).
22 ноября 2018г. Совет депутатов городского поселения Кратово Раменского муниципального района Московской области своим решением №13/1 поддержал инициативу об объединении территорий и назначил на 26 декабря 2018г. с 16 час. проведение публичных слушаний по вопросу объединения территорий городских и сельских поселений Раменского муниципального района Московской области (л.д. 13-14).
12 декабря 2018г. Совет депутатов Раменского муниципального района своим решением №14/13-СД назначил проведение на территории Раменского муниципального района публичных слушаний по вопросу объединения территорий 26 декабря 2018г. с 16 час. до 17 час., место проведения – <адрес>
26 декабря 2018г. публичные слушания были проведены, составлен протокол публичных слушаний; результаты публичных слушаний в установленном порядке были опубликованы в СМИ – газете «Родник» №157 от 28 декабря 2018г. (л.д.15).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 Закона).
При этом объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.
Исследовав фактические обстоятельства, доводы сторон, положения действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, суд приходит к выводу, что главой Раменского муниципального района Московской области была выдвинута инициатива преобразования территорий Раменского муниципального района путем их объединения. С тем, чтобы данная инициатива была реализована, требовалось получить согласие населения каждого из поселений, выраженное представительным органом каждого из объединяемых поселений. Истцы, как жители городского поселения, имели возможность высказать свое мнение относительного заявленной главой администрации Раменского муниципального района инициативы объединения территорий, нарушений их прав не имеется. Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходит и из того, что внесение изменений в протокол публичных слушаний не предусмотрено действующим законодательством; протокол публичных слушаний не является нормативно-правовым актом; протокол - это письменное отражение процесса слушаний, в котором зафиксированы действия участников публичных слушаний и решения, принятые участниками таких слушаний.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Генераловой Е. Б., Лопуховой Е. А., Мозжеровой М. А. к председателю Совета депутатов Раменского муниципального района Московской области Демину В. Ф., Совету депутатов Раменского муниципального района Московской области об обязании внести уточнения в протокол публичных слушаний, в результаты публичных слушаний, в информационное сообщение о результатах публичных слушаний, проведенных на территории Раменского муниципального района по вопросу об объединении территорий городских поселений Быково, Ильинский, Кратово, Раменское, Родники, Удельная, сельских поселений Кузнецовское, Никоновское, Новохаритоновское, Островецкое, Рыболовское, Сафоновское, Софьинское, Ульянинское Чулковское Раменского муниципального района от 26 декабря 2018г. в части указания о проведении первого этапа публичных слушаний, обязании назначить дату проведения второго этапа публичных слушаний – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2019г.
Судья